И ещё один куросавский фильм, произведший на Тень огромное впечатление...Сильная и мудрая картина...
А эпиграфом к ней поставлю-ко я любимую песню старой группы, "Арии", как нельзя лучше ложится она в строку... [изображение][изображение][изображение]
В картине мастера события далёкого 16 века превращаются в печальную легенду…
Провинция Каи. Брат сиятельного князя Такэды Сингэна приводит пред светлые очи даймё мелкого воришку – Кагэмуси, прямиком с места казни (нравы в Средневековой Японии суровые, и подозрительного бродягу приговаривают к распятию). Чем же заинтересовал влиятельного человека безродный бродяга? Оказывается, вот ведь усмешка Судьбы – внешнее сходство с легендарным правителем горной провинции так велико, что они кажутся близнецами! Полезная вещь – иметь двойника под рукой, особенно в эпоху смут и раздоров, когда даже от самых близких людей ждёшь удара кинжалом в спину.
«За что тебя осудили?» - спрашивает Сингэн бродягу. – «Ты – вор? Шпион? Убийца?»
«Ты не имеешь права обвинять меня», - слышит он смелый ответ. – «Я всего лишь украл несколько монет, тогда как ты ведёшь войны, в которых гибнет множество людей. Так кто из нас убийца – я, или ты?».
Князю понравилась отвага и находчивость безродного бродяги, и он спасает ему жизнь. Теперь вместо неизвестного воришки на свет является двойник даймё Каи…
Военное время. Войска Такэды осаждают замок. Защитники мужественно обороняют крепость. Даже голод не может сломить их – вечером из осаждённой крепости доносится прекрасная песня. Это один из солдат крепостного гарнизона играет на флейте. Но вот воинам Сингэна удаётся лишить осаждаемых воды – они разрушают акведук. Сколько же можно держать осаду! Когда же защитники крепости сдадутся? Такэда Сингэн считает, что всё решится этим вечером: «Если сегодня ночью мы не услышим флейты – крепость падёт!». Он решает самолично проследить за этим, и ночью отправляется под стены крепости. И снова звучит флейта, но – что это? Выстрел! Да, какой, меткий – вражеская пуля тяжело ранит прославленного полководца. Наутро войска Каи спешно снимаются с места и возвращаются на родину. Противники Такэды, питающие честолюбивые замыслы о захвате власти в стране, Токугава Иэясу и Ода Нобунага, в недоумении. Что произошло? Неужели великий и грозный полководец, неоднократно разбивавший их на полях сражений, мёртв? Значит ли поспешное отступление его войска, что Такэду Сингэна уже не нужно больше опасаться?..
А в провинции Каи горе. Тяжелораненый князь созывает свой последний совет. Кому оставить управление кланом? Сын, Кацуёри, молод и горяч, ему не хватает опытности и мудрости старого полководца. Враги не преминут воспользоваться этим! Как только они узнают о смерти Сингэна, о мире и безопасности Каи придётся забыть! Провинцию неизбежно втянут в бесконечную череду войн, а сможет ли Кацуёри так же мудро сдерживать врагов, как и Сингэн? О, даймё слишком хорошо знает нрав своего сына…
А потому на совете он высказывает единственную просьбу – скрывать его смерть хотя бы три года.
Три года! Как это возможно? У противника полно шпионов, они пристально следят за каждым шагом князя! Верно, говорят, хочешь обмануть врагов – обмани сначала друзей. Никто в Каи, кроме самых близких людей, не должен знать правды! Вот тут-то и пригодился безвестный Кагэмуси!
Поначалу он отвергает предложение совета. Как! Носить чужую личину постоянно?! Играть роль Сингэна перед его семьёй – внуком и даже любовницами?! Полностью отказаться от старых привычек, уже успевших стать его плотью и кровью, и буквально перевоплотиться в другого человека?
Но…Князь спас ему жизнь, так как можно отказать в последней просьбе умирающему?
И вот враги в растерянности – во главе клана по-прежнему стоит опасный даймё! Он продолжает устраивать смотры, его видят в замке…Сомнения остаются, но с глазами-то не поспоришь! А как чувствует себя Кагэмуси?..
Каждый шаг – словно по тонкому льду, готовому треснуть при неосторожном движении. Приходится пристально следить не только за словами, но даже за взглядами и жестами! Постоянно носить маску, и не иметь возможности её снять – тяжёлая ноша. Отказаться от своей личности, своего «я» - и стать Сингэном больше, нежели он сам…Да, это непросто.
Недаром брат погибшего Такэды, Нобукадо, говорит о Кагэмуси: «Наверное, он чувствует себя под взглядами людей клана так, словно бы его распинают на кресте». Даже во сне Кагэмуси не может найти покоя – его преследует погибший военачальник. Бедняга убегает от него, то, наоборот, пытается разыскать в непроглядном тумане, под пёстрым, кричащим небом, и, в конце концов, тонет в чёрной мутной воде…
Поначалу находчивость и смекалка помогают ему войти в роль – он становится своим на женской половине крепости, завоёвывает сердце внука, беспрекословно выполняет приказы советников клана. Он настолько вживается в роль, что на военном совете ставит в тупик кипящего от гнева Кацуёри, и принимает единственно верное решение, руководствуясь девизом клана Такэда: «Настоящий военачальник стремителен, как ветер, спокоен и медлителен, как лес, вторгается и опустошает, как огонь, и недвижен, как гора. Я подобен горе, а потому войско не двинется с места!». Остроумный ответ сражает советников наповал.
Постепенно Кагэмуси понимает, что от него действительно зависят жизни людей. Ответственность тяжёлым бременем ложится на плечи прежде беззаботного бродяги. Долг полководца – быть на поле битвы, отдавая приказы, даже когда пули свистят над головой. Дело простых воинов – во что бы то ни стало защищать князя, и во время ночного сражения оруженосец закрывает собой господина. Тает предрассветный туман, с поля сражения уносят убитых. Среди павших – юноша, почти мальчик…И голос Нобукадо: «Эти люди отдали за тебя свои жизни. Помни об этом».
Но вот срок в три года подходит к концу. Актёрскую игру Кагэмуси разрушает верный Сингэну конь – его невозможно обмануть внешним сходством. Обман раскрыт, и от ставшего ненужным двойника стараются побыстрей избавиться – суют в руки оговоренную плату, и взашей выталкивают прочь, за городские ворота. В спину ему летят комья грязи – а, как же! Ведь только люди могут быть так благодарны!
Теперь Кацуёри ничто не сдерживает, и он отправляется в завоевательный поход на земли Токугавы, не слушая умную старую гвардию, торопясь доказать всем, что так же талантлив, как отец. Он не желает прислушиваться к знамениям, - даже плывущая над рекой радужная стена не в силах остановить упрямца…
И вот – поле битвы при Нагасино…Деревянный частокол, спрятанные за земляными валами стрелки, ловушка, ждущая горделивого безумца. Теперь Нобунага спокоен – Сингэна нет, а, значит, никто больше не встанет между ним и властью в стране.
Вот за Оду Нобунагу отдельное спасибо режиссёру! Какой умный, хладнокровный, уверенный в себе и своих силах военачальник! Стальной решимости человек, прекрасно знающий, чего он хочет, и не брезгующий любыми способами в достижении своих целей. Чеканный профиль, прожигающий насквозь взгляд, трезвость суждений и внутренний огонь, который сдерживает холодная рука рассудка. Да, Ода удался!
А фильм движется к финалу. Летит вперёд неудержимая такэдовская конница, и, как траву, косит солдат огонь аркебуз. Залп, второй, третий…
Люди и кони вперемешку валятся на землю. Поле битвы алеет от пролитой крови. И кричит в спины солдат, обезумевший от ужаса Кагэмуси, и напрасно пытается остановить гибель и расстрел своего войска.
Кацуёри, что же ты делаешь! Остановись! Неужели не ясно, что люди здесь, при Нагасино, гибнут зря?! Но нет, гордость и ярость ослепляет бездарного сына Сингэна, и он посылает вперёд воинов Такэды, один отряд за другим, пеших – за всадниками, обрекая на смерть, практически всю армию своего легендарного отца…Люди обречённо шагают под шквалом свинца, и знамёна клана ложатся перед частоколом, в кровавую грязь…Кошмар продолжается. Бьются в агонии лошади, погибает под прицельным огнём спрятанных за частоколом стрелков такэдовское воинство. И тогда безвестный бродяга подхватывает павшее в бою знамя, и вместе с солдатами Каи идёт к роковому частоколу, потому что настоящий долг полководца – быть вместе со своими людьми. До конца.
Тонет в водах реки знамя Такэда. Падает в тёмную воду жестоко израненный бродяга, в котором проснулся мятежный дух великого Такэды Сингэна…Уходит в могильную тьму Тень воина, на какой-то краткий миг ставшая им самим.
Фильм, сильно бьющий по эмоциям. Яркий, экспрессивный: здесь вам и алое небо, и чёрные тени воинов, и ночной мрак с ослепительными вспышками выстрелов, и золочёные княжеские покои, и текучие, плавящиеся краски ночного кошмарного сновидения, отдающее мунковским «Криком», и спокойная, зеркальная гладь озера Сува, и любимые Куросавой клочья тумана, и, конечно же, ветер…
«Тень воина» - это фильм, который невозможно забыть.
Тень в сумерках, Дабл Стар по-японски? : )) Интересно-интересно, надо будет посмотреть. Спасибо за прекрасный отзыв на этот фильм в частности, и, заодно, за знакомство с творчеством Акиры Куросавы вообще.
JayKo Куросава - это фильмы на все времена))) Я очень люблю его картины, за какую-то особенну, горькую, выстраданную мудрость....А ещё у каждой его картины - своё настроение, и непередаваемая атмосферность! И...только в картинах Куросавы (они в чём-то действительно картины, не просто фильмы!) такой Ветер...и такой Туман...
И - очень чётко обрисованы люди. Потрясающее знание человеческой натуры.
Он - Мастер.
Завсегда пожаюста)))
Тень в сумерках, моя подруга очень его фильмы любит, а я пока, можно сказать, особо и не знакома. Так что есть к чему стремиться. : )
ой, а я такого не знаю))) Расскажи?
Ну, фильм, кажется, тоже был на эту же тему, хотя и не экранизация, не помню чей, какой-то западный, но я имела в виду книгу. Вот ссылка на Википедию, так будет проще, я думаю, а то из меня такой расскажуй... : ) На мой взгляд, некоторое сходство есть, хотя финал фильма, безусловно, чисто японский.
JayKo слууушай, а я это читала! И хотя не могу сказать, что люблю Хайнлайна (мне у него всегда не хватало чего-то...сложно увязываемого в слова...Возможно, большей фантазии, красоты слога и эмоциональности. Но тогда это был бы не Хайнлайн...)
И вот эта редкая вещь мне у него, кстати, понравилась))))
Хороший расскажуй))) Не наговаривай на себя)))
о, надо же! Я помню, что данный автор не входит в число твоих любимых, так что даже не ожидала, что эта вещь тебе знакома. : )
Чтобы решить, люблю я автора, или нет, надо ознакомиться с его творчеством. Не могу сказать, что много Хайнлайна читала - но вот, всё-таки, читалось, да))) И эта вещь чем-то понравилась - то, как автор попытался показать эволюцию в своём герое - вот как раскрывался его характер. Этим вещь зашла...А вот эмоциональности, опять же, не хватило...И финал показался слишком предсказуемым...Но вещь хорошая, что бы нет)))
Мне в западной фантастике очень зашёл Клиффорд Саймак (вот с эмоциональностью у него было более чем...обычно такой обнажённости чужой души достигают женщины, но его прозе это тоже свойственно), Герберт с его бесподобной "Дюной", Урсула Ле Гуин (женщины рулят! у неё крайне интересный взгляд на проблемы современности), Кэролайн Черри (у неё очень тонкий сплав жанров, и большинство - на любимую мной тему одиночества, и социального устройства), и Роберт Силверберг за игры разума и потрясающие логические ловушки)))) из наших - Олди и Дяченко))))
Ну, на юношеской любви к фантастике любила Франсиса Карсака и Сергея Снегова)))
Тень в сумерках, ну, из школьной библиотеки, вообще, греблось всё, что находилось там в рамках данного жанра. : ) А Хайнлайн, скажем так, автор, повлиявший на дальнейшее мировосприятие. : )
ну, из школьной библиотеки, вообще, греблось всё, что находилось там в рамках данного жанра. : )
У меня было несколько библиотек, но Хайнлайн встретился всего в паре книг. И...обычно я решаю, какого автора искать и приобретать в книжном виде...И вот в продаже видела, но покупать не захотелось.
В библиотеках был Шекли, был Брэдбери (он, кстати, живёт и в моей домашней), был Желязны, был Азимов, Артур Кларк, Станислав Лем, Муркок, Силверберг...
из не встречавшихся в библиотеках, но насмерть влюбивших - Андре Нортон, Дэн Симменс и Фрэнк Герберт.
А Хайнлайн, скажем так, автор, повлиявший на дальнейшее мировосприятие. : )
а ещё попристану, а? Что именно повлияло? Интересно же, чем обернулось знакомство с книжной вселенной)))
Тень в сумерках, у меня было три: школьная, центральная и рядом с домом, и, в самом деле, не сказать, чтобы там было такое уж изобилие годной фантастики. Хайнлайн, в основном, читался уже много позже, после 20 лет.
он, кстати, живёт и в моей домашней
В моей домашней... в ней всё и ничего, книги в электронном виде, то немного бумажное, до чего дотянулась и сгребла с полок при последнем переезде, до сих пор стоит в ящике, не разобранное, а сколько книг было оставлено там, от куда летела пинком под зад и в родительской квартире... теперь не важно уже, в инете, если не всё, то почти всё. : )
а ещё попристану, а? Что именно повлияло? Интересно же, чем обернулось знакомство с книжной вселенной)))
Да ничего такого уж особенного, всё тоже банальное "что такое хорошо и что такое плохо" умело вплетённое в судьбы любимых героев и вложенное им в уста, а как ещё могут повлиять художественные книжки? : )))
JayKo ну...4. Первая, школьная, по начальной школе меня туда прибило. Имени Зои Космодемьянской. Ходить туда было далеко, она оказалась на самом краю города, за нею - только лес да сосны! Мама переживала, когда я туда шла, и мы договорились - я хожу туда исключительно по воскресеньям, моё время там - с 2 до 4 дня! Я обожала субботы - потому что делаешь уроки на неделю, и знаешь, что впереди - воскресенье и библиотека! Там был ещё читальный зал...И мне специально купили часы - чтобы я знала, во во сколько надо возвращаться.
Вторая - в средней школе, Чеховка. Она тоже была далеко, но не настолько. полка "Япония" и "Китай" - оттуда. Мацуо Басё, Рассказы у светильника, Мольер и куча других книг...
Третья - я над ней живу. Имени Пушкина! Читальный зал стал родным - в студенчестве я мёрзла в нём, готовя материал к сессии...Там был потрясающий выбор книг, и научных, в том числе, я перебуторила там кучищу целую...А на абонементе мне удавалось выуживать крайне редкие вещи)))
Четвёртая - общегородская, "Дом Книги" - там бывала и на абонементе, и в читалке, там был платный фонд, оттуда пробавлялась и художественной литературой, и там стояла в очереди на Умберто Эко с его "Именем Розы"...
Это без учёта университетской, нижегородской...
Ну...мне правда жаль, что твои бумажные друзья потерялись...Я живу в окружении книг, мне так не хватает бумажных страниц...Я уже сто лет не заглядывала в читалку, стыдоба моя))) Старорежимность...Надо снова вспомнить, что текст сейчас намного доступнее)))
Да ничего такого уж особенного, всё тоже банальное "что такое хорошо и что такое плохо" умело вплетённое в судьбы любимых героев и вложенное им в уста, а как ещё могут повлиять художественные книжки? : )))
Художественные?
По-всякому. Скажем, у моей Черри я училась жить в мире сама с собой. У Урсулы Ле Гуин - значимости и весомости слова. У Толкиена - тому, как ходить дальними дорогами, и как возвращаться домой. У Чарльза де Линта - тому, что такое творчество, и что выпускать из него в мир, и как принимать за него ответственность. У Хэмбли - как это, разглядеть Дракона в себе, и позволить ему взлететь в Небо, обрести Свободу! У Достоевского - смотреть в людей, и видеть и светлое, и тёмное, и одинаково принимать и то, и другое. У Горького - пламени сердца, зажигающего других. У Митчелл - тому, как выносить удары судьбы, как не жаловаться и не ныть. У Гоголя, Паустовского, Пришвина, Тургенева - красоте языка и узорности слова. У Кавабаты - лирике. У Акутагавы - борьбе с Роком. У Даррелла - юмору и безграничной любви ко всему живому! о, и языку!!!
...в общем, список можно продолжать, на самом-то деле. Я же всё ещё читаю, а значит, всё ещё учусь. Книги - это опыт. В них так много заложено...Главное - стараться разглядеть это, и ,конечно, из любой истории можно вынести для себя нечто важное.
Тень в сумерках, да, ты и книги - любовь на всю жизнь, это очень заметно по тому, как ты пишешь про них и места, где они живут. : )
Ну...мне правда жаль, что твои бумажные друзья потерялись...
Мне тоже жаль. Наверное. Утешаю себя тем, что не случись этого, сейчас бы в доме стоял не один ящик, а пять, но ничего бы не изменилось.
а как ещё могут повлиять художественные книжки? : )))
Художественные? По-всякому.
Я, скорее, имела в виду не каким образом, а каким способом, но, тем не менее, спасибо за такой подробный комментарий, и, вижу, что они действительно тебя научили многому, в том числе, и так виртуозно формулировать свои мысли. : ) Мне правда понравилось то, как ты про это написала. И, думаю, что быть "мальчиком (ну, или девочкой : )), воспитанным стаей книг" не так уж и плохо. : )
да, ты и книги - любовь на всю жизнь, это очень заметно по тому, как ты пишешь про них и места, где они живут. : )
угу. Я книжный червяк...(ой, нет, только не червяк, я их боюсь)...Книжное существо.
Мне тоже жаль. Наверное. Утешаю себя тем, что не случись этого, сейчас бы в доме стоял не один ящик, а пять, но ничего бы не изменилось.
В таком случае...Эти книги уже прочитаны тобой, так? Они уже сказали тебе всё, что нужно, и живут в тебе. Тогда...не надо переживать)))
Я, скорее, имела в виду не каким образом, а каким способом, но, тем не менее, спасибо за такой подробный комментарий, и, вижу, что они действительно тебя научили многому, в том числе, и так виртуозно формулировать свои мысли. : ) Мне правда понравилось то, как ты про это написала. И, думаю, что быть "мальчиком (ну, или девочкой : )), воспитанным стаей книг" не так уж и плохо. : )
Чтение раскрывает перед человеком целый мир - и не просто другую Вселенную, а позволяет заглянуть в других людей! Научить читать души, выражать свои мысли, рассуждать, чувствовать, и доносить свои чувства до других, отвечать на вопросы и уметь задавать их...Каждая рассказанная книгой история - она же рассказывается не просто так! Это - чужое видение мира! чужой опыт! Кусочек незнакомой жизни! Возможность побывать в ином времени и месте, какие-то важные истины...
Ага, у меня получилось именно так)))
Тень в сумерках, ага, волшебное книжное существо. : )
Тогда...не надо переживать)))
Спасибо. : ) Это даже не переживание, просто лёгкая грусть. : )
Чтение раскрывает перед человеком целый мир - и не просто другую Вселенную, а позволяет заглянуть в других людей!
Думаю, что это от самого человека зависит, раскроет что-то ему чтение или нет. Каждая книга - как ключик к замку, щёлк - и очередной сундучок открылся, а если в человеке нет такого сундучка, то ничего и не откроется. Но насчёт всего остального ниже сказанного - вполне согласна. : )
хорошо, пусть так))) Эх, жаль, никаким волшебством не владею...так бы в жизни пригодилось)))
Думаю, что это от самого человека зависит, раскроет что-то ему чтение или нет.
это да. Как говорил ещё один любимый мною фантаст, С К Льюис, "то, что ты увидишь, зависит от того, каков ты сам"...Но эту фразу можно и продолжить: "То, каким ты СТАНЕШЬ - завист от того, куда ты смотрел и что видел"
Каждая книга - как ключик к замку, щёлк - и очередной сундучок открылся, а если в человеке нет такого сундучка, то ничего и не откроется.
красивый образ)) И - да, соглашусь, оно так и есть...Иногда - или ключик не тот, или сундучок не хочет открываться...
Тень в сумерках, волшебство, которым ты не владеешь, накрепко приморозило меня к твоему дневнику. : ))) Но насчёт
так бы в жизни пригодилось
, увы, не могу не согласиться - толку от такого сомнительного приобретения нет никакого абсолютно. : ))
Как говорил ещё один любимый мною фантаст, С К Льюис, "то, что ты увидишь, зависит от того, каков ты сам"...Но эту фразу можно и продолжить: "То, каким ты СТАНЕШЬ - завист от того, куда ты смотрел и что видел"
Верно и то, и другое, а сам смотрящий постоянно где-то между, как река в русле.
Иногда - или ключик не тот, или сундучок не хочет открываться...
А иногда, что и ключик подошёл, и замок открылся, а в сундучках у каждого оказалось своё, хотя книгу одну и ту же читали. : )
волшебство, которым ты не владеешь, накрепко приморозило меня к твоему дневнику. : ))) Но насчёт
так бы в жизни пригодилось
, увы, не могу не согласиться - толку от такого сомнительного приобретения нет никакого абсолютно. : ))
а, ну, истории рассказывать да, помогает))) Но практической пользы особо никакой, да))) Вот по мнению моей любимой бабушки, лучше бы руки из нужного места росли, а не...Ты, в общем, поняла)))
Верно и то, и другое, а сам смотрящий постоянно где-то между, как река в русле.
ага, именно так)))
А иногда, что и ключик подошёл, и замок открылся, а в сундучках у каждого оказалось своё, хотя книгу одну и ту же читали. : )
для меня это одно из самых больших чудес и интересностей...Ну, с другой стороны, если бы все думали одинаково, было бы же невообразимо скучно, нэ?
Тень в сумерках, ну, кому что, для меня гораздо важнее то, что у тебя есть, так что не буду спорить о вкусах с твоей бабушкой, тем более, что людям иногда свойственно иметь весьма превратное мнение о чужой анатомии. : )
Ну, с другой стороны, если бы все думали одинаково, было бы же невообразимо скучно, нэ?
Ну да, наверное. : ) Зато общаться можно было бы как с Гуглем: ты тока-тока начал фразу набирать, ещё и первое слово до конца не написал, а он, зараза, уже знает о чём ты хочешь его спросить. : ))
правильно))) ей намного важнее были дела хозяйские)))) Товарищ был глубоким практиком и реалистом в жизни, и считал, что обеспеченный быт приносит намного больше пользы)))
Увы, бабулечка права, ну неручной Тень человек, шо поделать)))
Ну да, наверное. : )
Вот! А угадывать - это ж сколько новых впечатлений!
А с гуглом я всегда в тихом афиге - почему на мои запросы мне выдают то, о чём у меня никакой фантазии предположить не было))))
обеспеченный быт - это слишком страшно, говорят, что он способен заесть. : ))
как там...не так страшен заедающий быт, как его полнейшее отсутствие)))
У тебя замечательные листья сумаха дома)))) И обои новые)))) Надо будет поскрипеть, накопить денег, вставить окна и поклеить новые обои...А то моим более 20 лет будет. И в комнате сестры попервоначалу они были беееелые...Ога.....
Ну ясное дело, конечно, лучше! Он ж Гугл, али хто!!! Вот забиваешь ему Фабьена Инкардона, а он берёт...и ррраз!!! - вот тебе Микеле!)))))
Тень в сумерках , конечно, крайности, это и в самом деле страшно, но в среднем, лично я, больше склоняюсь к отсутствию. : )
У тебя замечательные листья сумаха дома)))) И обои новые))))
Ээээ... спасибо за комплимент, конечно... Этому дому больше 30 лет, насколько я могу судить, обои не переклеивались ни разу, второй слой есть только в прихожей, но они там выглядят даже страшней, чем в моей "подсобке", которая была единственной обжитой комнатой. В остальных комнатах обоев нет вообще, точнее, я их содрала, пока они сами не упали на голову, причём не вставая на табурет или стремянку, просто потянув снизу, и это не смотря на почти трёхметровые потолки. : ) Так что не грусти, не в обоях счастье. : ) Вот окна, да, окна - это тепло, а тепло имеет значение.
А у меня ещё и листья клёна есть, тоже красивые. : )
Вот забиваешь ему Фабьена Инкардона, а он берёт...и ррраз!!! - вот тебе Микеле!)))))