Тень в сумерках
13:24 26-11-2017 Хитокири. Кара Небес!
Ну, и вот ещё одна картина, сходной теме посвящённая: оправдывает ли благородная цель неблагородные средства? Очень сильный исторический фильм, посвящённый жизни одного из самых известных хитокири времён Бакумацу, Идзо Окада...
«Хитокири. Кара небес!», режиссёр Хидэо Гося, 1969 год.
[изображение][изображение][изображение]
Картина старенькая, без новомодных эффектов, но дух времени она передаёт удивительно хорошо, и получаешь полнейшее погружение в эпоху!
В маленькой деревеньке клана Тоса отчаянно бьётся с нуждой самурай Идзо Окада. Даже доспехи готов принести он торговцу на продажу, да вот беда – никому они не нужны! Суровые времена настали для самураев – 1862 год на дворе, страна открыта европейцам, иноземное нашествие пугает народ. Раз сёгунское правительство не смогло защитить страну – пускай вернёт власть императору! – так считают патриоты-«лоялисты». Южные кланы Тёсю-Сацума-Тоса присоединились к движению патриотов, и начинают борьбу с правительством бакуфу. Наёмные убийцы-хитокири приобретают громкую славу, уничтожая чиновников сёгуната. Вот им-то и решает стать наш герой. Он обращается к лидеру клана Тоса, сэнсэю Такэти Ханпейте, идейному вдохновителю лидеров-патриотов, подпольно ведущего борьбу с бакуфу, и придумавшему лозунг: «Малое зло – ради великого блага!».
Признаем честно – не столько высокие идеологические побуждения двигали нашим отчаявшимся самураем (как, скажем, было в случае с Кэнсином), сколько вопрос вполне себе материального обеспечения; хотя понять его, конечно, можно: идеалы – это, конечно, хорошо и замечательно, но кушать-то хочется каждый день! Ханпейта – политик до мозга костей – хитрый, расчётливый, предусмотрительный, непреклонный и жестокий. Он сразу понял, что простодушного Идзо легко будет использовать. «Иди на дело Тоё Ёсиды с людьми клана!» - даёт он Идзо первый приказ, - «Но – пока только смотри! Ты ещё не умеешь убивать!»
И вот вам хитокири за «работой» - ночная темень, свалка, превращающаяся в жестокую резню, и – хрипящая жертва, исполосованная ударами клинков, медленно сползающая в кровавую грязь. Мерзко, грязно, страшно, бесчеловечно! Жуткая, безобразная действительность! Пятеро на одного – о какой же «Небесной справедливости» вообще может идти речь?! Но…что говорит о происходящем Идзо? «Я бы смог лучше!»
Именно тогда, глухой, тёмной ночью он принимает решение стать хитокири, несущим «Кару Небес», убийцей на службе у Ханпейты. Первое же дело прошло удачно – и мастер меча Окада заслужил похвалу своего учителя, - как он зовёт теперь Такэти Ханпейту. А за ним – ещё, и ещё…Он становится известным не только в клане Тоса, но также далеко за его пределами – о нём говорят и в Тёсю, и в Сацума…Местное население, поддерживающее лоялистов, восхищается его удалью и отвагой, в закусочных ему торопятся первому поднести сакэ, оказывают знаки внимания и уважения. Он – правая рука учителя Ханпейты! Но, несмотря на занятия каллиграфией, уважаемое положение в обществе, острый ум и влиятельность, в глазах народа Такэти сильно уступает в сравнении с таким блестящим самураем! Он же стольких убил! И эти слова об убийствах произносятся с гордостью…
[изображение][изображение][изображение]
Идзо рад – наконец-то он сумел себя проявить! Деньги Ханпейты он тратит на продажную женщину, хотя мечтает о знатной аристократке – дочери князя, Ае. И только один человек недоволен тем, что с ним происходит. Это его давний друг, Сакамото Рёма, ещё один человек клана Тоса, резко изменивший свои взгляды после беседы с Кацу Кайсю. Он напрямик заявляет Ханпейте: «Зачем вы сделали из Идзо убийцу?!». А тот только тонко улыбается в ответ, намекая, что клану Тоса не так уж и нужен Рёма. Он становится опасным, и его запросто могут убрать, обвинив в предательстве клановых интересов. Однако Рёма думает не о себе – о друге, который увязает в сетях «учителя» всё глубже. «Хочешь, я расскажу тебе старую сказку об охотнике и собаке?» - говорит он упрямцу Окаде, и этой притчей намекает, каково истинное положение Идзо при Ханпейте. Мол, пока он нужен и приносит пользу, - его держат при себе и платят неплохие деньги, но как только надобность в нём исчезнет, то расправятся с ним так же жестоко, как и охотник из притчи, убивший своего верного пса. Идзо поднимает Рёму на смех: «Нет, приятель, я слишком ценный человек для Такэти-сэнсэя!» - самодовольно говорит он. – «С ним я могу многого достичь!» А Рёму провожают ненавидящими взглядами бывшие соратники по оружию, намекая Окаде, что когда-нибудь придётся избавиться от неугодного миротворца. И тут Окада горой встаёт на защиту друга: «Нет, вы не слушайте то, что говорит этот дурень! Человек-то он хороший! Пускай он и болтает всякую ерунду, он по-прежнему нам предан!»
А слава о хитокири доходит до высшего руководства. Сам того не подозревая, Идзо становится опасным для своего учителя, и потому, планируя следующий налёт, тот решает обойтись без него. Однако – вот незадача! – один из учеников сэнсэя успевает сообщить Окаде, что дело, которое Ханпейта объявил «отложенным», наоборот, скоро состоится! Возмущённый до глубины души Окада пулей вылетает из дома, чтобы поспеть в срок (о, эта сцена со скоростным завязыванием фундоси!!!). Целый день бежит он, не останавливаясь, чтобы отдохнуть, и прибывает прямо в самый разгар сражения, кидаясь в неистовство битвы с головой, убивая направо и налево, выкрикивая собственное имя, и имя своего клана.
Ханпейта в ярости – теперь все знают, что клан Тоса замешан в нападении, и всё из-за Окады! Он сурово отчитывает хитокири, и отпускает его без платы. Идзо растерян и подавлен – он не понимает, почему навлёк гнев своего сэнсэя. Из-за чего его отстранили от дел? А тут его поджидает новое потрясение – устроив встречу Сакамото Рёмы и князя Анэгакодзи, он наконец-то встречает Аю. И что же? При виде Идзо она гневно хмурится, и бросает ему в лицо: «Убийца!». Как же так? Разве он не старается ради блага страны? Он же выполняет все указания учителя, и его «Кара Небес» - просто работа на благо государства! И только слова, презрительно брошенные ему в лицо, расставляют всё по своим местам. Убийство есть убийство!
Видя, что Окада удручён и растерян, Рёма снова старается ему втолковать, как опасно служить человеку, подобному Такэти Ханпейте. «Сейчас я вынужден уехать, и важный для меня человек останется без охраны! Идзо! Защити Кацу Кайсю! Этот пойдёт на благо всей стране, и даже твоему упрямому сэнсэю!» Окада нехотя берётся исполнить поручение Рёмы, и отбивает нападение, которое могло бы стоить Кацу Кайсю жизни. Такэти вызывает Идзо к себе, и требует объяснений. Гнев, растерянность и разочарование прорываются наружу, и Окада – впервые за всё время службы! – просит объяснить, почему учитель так обращается с ним. В ответ он слышит холодную отповедь: «То, что происходит – не твоего ума дело. Ты будешь делать только то, что я тебе прикажу, иначе – отправляйся обратно в свою деревню!» Ярость и гнев охватывают Идзо: «Я вам не пёс!» - кричит он, и отказывается от службы. В конце концов, он – знаменитый Идзо Окада! Его имя известно всем! Что ему какой-то Ханпейта! Да он запросто найдёт себе работу! Однако скоро иллюзии Идзо разбиваются вдребезги о жестокую реальность – слово Такэти весомее его, и двери поместий одна за другой захлопываются перед самым его носом. Нет, нет, все понимают его сложности…Конечно, все знают о его решительности, мастерстве и отваге, но…Политика клана более не позволяет оказывать ему своё покровительство. Идзо не сдаётся. Он идёт к Тёсю, идёт к Сацума…И везде наталкивается на один и тот же вежливый отказ. Отчаявшись, он пытается наняться хотя бы в телохранители…И снова получает жестокое напутствие: «Нам не нужна служба убийцы!». Вот и пришло время пожалеть о своём честном имени, замаранном кровью…
Вконец потеряв надежду, он приходит в закусочную, чтобы залить обиду, гнев и разочарование сакэ, да хозяйка требует счёт – ведь клан Тоса больше не платит за Окаду! И только хитокири, работающий на клан Сацума (роль, блестяще сыгранная самим Юкио Мисимой!), Синбэй Танака, узнав о горе Идзо, внезапно проявляет к нему дружеское участие, и оплачивает его счёт.
«Эх, Идзо, ты не сможешь выпутаться из сетей Ханпейты» - вздыхает его содержанка. – «Он сильнее тебя. Меня держат в плену деньги – как бы я ни работала, я никогда не смогу выплатить долг своему хозяину. В жизни не заработать мне 30 рё! А ты так и будешь у Ханпейты на привязи…Смирись. Сходи к нему, и попроси извинений – больше ничего тебе не остаётся…»
И Окада идёт, подавив гордость. Он униженно кланяется сэнсэю, готовый служить ему на его условиях – беспрекословно выполнять все его указания.
«Хорошо, - усмехается победивший сэнсэй, - Тогда ты выполнишь одну очень важную работу. Для меня. И никогда, и никому про неё не расскажешь!» Ужас сковывает Идзо: «Сэнсэй! Вы же не прикажете мне убить Сакамото Рёму?!» И впервые Такэти с изумлением смотрит на Идзо, удивлённый его чуткостью и неожиданной проницательностью. «Нет, это не Рёма!» - успокаивает его учитель, но следующие же слова повергают хитокири в ещё большее отчаяние: «Это князь Анэгакодзи!» «Как?!! Это же наш человек! Он же из клана Тоса, и такой же лоялист, как и мы?!» - в ужасе восклицает Идзо. «Это не твоё дело!» - всё так же непреклонно отвечает Такэти. – «Я уже говорил тебе – ты будешь делать всё, что я тебе прикажу, не задавая никаких вопросов. Я разрешил тебе вернуться только на этих условиях!» Нет выхода. Впереди – дело подлое, предательское и тёмное! Никакой «Кары Небес» - нужно устранить отца любимой девушки, да ещё и бросить на месте убийства меч, принадлежавший Синбэю Танаке, единственному человеку, что пожалел и помог ему тогда, когда все люди клана от него отвернулись! Меч должен бросить тень на клан Сацума…
И Окада уступает. Он выполняет жестокий приказ Ханпейты, впервые поступаясь совестью – ведь сейчас он не верит в то, что делает! Бесчестный поступок внутренне подкашивает его. Сацумский хитокири, обвинённый в убийстве, не в силах доказать свою невиновность, совершает сэппуку. Тяжко и горько на душе у Идзо – болит растревоженная совесть, и не зальёшь саке огонь, что горит в груди! А беда не ходит одна: Идзо попадается патрулю клана Айдзу, а от этих ребят – прямиком в тюрьму. Он называет своё имя, надеясь на защиту клана Тоса, которому он так верно и преданно служил. Он же выполнял всё, что приказывал Такэти Ханпейта! Но Такэти уже усомнился в полезности своего хитокири, и, придя в тюрьму, говорит, что человек, сидящий перед ним, это вовсе не Окада, а жалкий самозванец, безродный бродяга Торадзиро! Идзо ошеломлён предательством учителя. Жизнь, кажется, рушится перед его глазами. Как?!! После всего, что он сделал, от него отреклись?! 8 месяцев он проводит в тюрьме, и выпускают его только благодаря заступничеству…да-да, старого друга, Сакамото Рёмы! «Дела в столице изменились. Ханпейта сейчас в опале. Держись-ка от него подальше!» - предупреждает его старый друг. А к Окаде приходят посланцы клана Тоса, с просьбой уехать. «Я больше не Окада», - горько усмехается Идзо, - «Я – бродяга Торадзиро!»
Ханпейта в гневе. Человек, которого он считал своим слепым орудием, внезапно становится строптивым и непослушным! Как он смеет перечить ему, да не просто перечить – угрожать! К Окаде приходит гость – молодой самурай, когда-то давно им восхищавшийся, и приносит с собою кувшин сакэ – дабы вместе вспомнить старые времена. Однако его встречает угрюмый взгляд Окады: «Сакэ? Хорошо. Только пей первым!» Он не верит человеку Ханпейты. Молодой самурай, заметно побледнев, выпивает чашку. Окада молчит, внимательно наблюдая за ним, и только после второй присоединяется к гостю. «Почему вы не верите мне?» - спрашивает его посланец Такэти, и слышит в ответ: «Если бы ты знал Ханпейту так же хорошо, как и я, - о, ты тоже не верил бы ему!» Он делится планами с юношей – ничто больше не держит его в столице. Рёма предложил ему место охранника, и Идзо на днях присоединится к нему. «Так вы…уезжаете?», - помедлив, спрашивает гость, и только теперь открывает страшную правду: сакэ действительно отравлено! Идзо из последних сил бросается к колодцу – и успевает выпить воды, избавившись от большей части яда. Верный ученик Ханпейты погибает, а Окаде удаётся выжить. Корчась от невыносимой боли у колодца, он встречает всех, кого убил его клинок. Все убитые им люди обвиняющим, торжественным шествием проходят перед его внутренним взором. Как посмотреть им в глаза? Как вынести этот страшный, молчаливый укор?! Кромешный ад утягивает его в кровавую бездну. Не думал он, взяв в руки меч, чем обернётся для него работа хитокири! Едва сумев оклематься, Окада идёт сдаваться властям. Потребовав за информацию о давнем убийстве Тоё Ёсиды плату в 30 рё, он отсылает их своей несчастной содержанке, что заботилась о нём, и признаётся во всех убийствах, совершённых им по приказу Ханпейты. Его приговаривают к распятию. «Мой учитель…Понесёт ли он такое же наказание?» - спрашивает он. «Нет. Такэти Ханпейта – важный человек, сэнсэй, представитель клана Тоса! А ты – просто душегуб!» - отвечает ему следователь. «Хорошо,» - соглашается Окада, - «Значит, от власти сэнсэя я буду свободен!».
Что же ждёт его в конце пути, того, кто считал, что служит на благо страны, убивая именем «Кары Небес»? Крест, копьё в сердце и слава душегуба-убийцы…
Горькая картина. Эх, Окада, Окада, что же ты сделал со своей жизнью…Неплохой, в общем-то, человек – да, тщеславный, честолюбивый, наивный, доверчивый – но верный дружбе, имеющий представление о чести, сумевший многое понять и переосмыслить свою жизнь…Как изменяется он за фильм! Как замечательно сыграл актёр, сумев показать, как тяжко, трудно, больно это – понять, что, убивая других, ты, в первую очередь, убиваешь себя самого! Какой он тяжкий и мучительный – путь Совести, и каким невыносимым грузом становится это вот самое чувство вины за содеянное…
Какой долгий путь! От доверчивого деревенского самурая, знать не знающего ни о власти, ни о политических интригах, - до осознавшего всё и осудившего самого себя человека, мужественного и честного, безропотно принимающего своё наказание…
Насколько же Идзо честнее Такэти Ханпейты! Осудив себя, он успевает оказать помощь хотя бы одному-единственному человеку – женщине, попавшей в долговую кабалу…
Очень яркий образ в фильме – Сакамото Рёма. Сильный и уверенный в себе и своём пути человек, верный дружбе. Только он из всего клана Тоса искренне озабочен судьбой Идзо, и, как может, старается ему помочь!
Такэти Ханпейта. Очень сложный и непростой человек, идеологический противник, как Рёмы, так и Идзо – в финале. Искусный политик, хитрый манипулятор, привыкший идти к своей цели, не считаясь с жертвами, какие нужно во имя этих целей принести. Люди для него – это удобные инструменты, не более. Верность и преданность Идзо делает его полезным, но любой своевольный поступок раздражает Такэти. Он даже не пытается что-либо объяснить, только приказывает. Расчётливость, изворотливость, коварство, лицемерие, - о, эта его тонкая улыбка! – и стальная воля, согнувшая Идзо, сломившая его…Страшный человек, привыкший идти по чужим головам, и не испытывающий, в отличие от Окады, никаких душевных мук. Да, вот уж кто совестью в фильме совсем не был обременён! А то, как он бросил и предал Идзо…Нет, одно сказать могу точно – такой человек недостоин зваться «сэнсэем»!
Этот фильм – как дорога к прозрению и раскаянию…Это сложный выбор цели и используемых средств. Это разговор о служении и долге, о дружбе и предательстве…Тот, кто взял в руки меч, дабы убивать, навсегда останется убийцей, и обрушится на его голову именно та самая «Кара небес», чьим именем он забирал чужие жизни…Тем, кто неравнодушен к сложным вопросам жизни, тем, кто любит эпоху Бакумацу, тем, кому интересен сложный путь человеческой души – посмотрите «Хитокири: Кара Небес!»
Потому как вопросы, что решаются в картине – общечеловеческие, они выходят за рамки одной страны, и, уж тем более – одной эпохи…
Комментарии:
Tygrysek
18:27 21-10-2023
Да, сильный и трагичный фильм о запутавшемся человеке. "Я буду свободен" - это мощно...
Тут и тема интересна мне, и Идзо сам по себе - тоже.

Такэти - отменный гад, конечно.
Нет, одно сказать могу точно – такой человек недостоин зваться «сэнсэем»!

Вот соглашусь.
Прогнать и в то же время не отпустить - нормально так... Чтобы Идзо всё равно потом к нему приполз...
И в тюрьме - "Нет, это не Окада Идзо! Окада Идзо бы никогда..."
А как кого убить, так "Идзо, давай!"
Поизгалялся, словом.
(о, эта сцена со скоростным завязыванием фундоси!!!)

Та ещё сцена)

Невольно сравниваю с рёмадэновским Идзо. Идзо в "Рёма-дэне" - наивный и простодушный юноша, который всеми силами старается, чтобы сэнсэй его заметил и принял (тоже в первую очередь не идеологические причины, а личные), а этот самый сэнсэй просто бессовестно манипулирует парнем (угу, в "Рёма-дэне" Такэти тоже гад).
И без того неустойчивая психика Идзо постепенно ломается, и Такэти её доламывает.
Рёма видит, что с приятелем творится, пытается - до последнего - спасти его...

Когда Кацу Кайсю берёт Идзо в телохранители, думаешь, что несчастный кораблик Идзо, собравший все подводные скалы хитокиревской кровавой работы, нашёл, наконец, спокойную гавань. Но, увы, ненадолго...

Рёма - человек зрелый, сильный, самодостаточный. Он относится к Такэти как к равному (плюсом они ещё и родичи), и тот не имеет над ним особой власти. А Идзо - другое дело: он показан как почти ребёнок психологически, ведомый, беззащитный, очень жаль его, беднягу. И оттого ещё противнее смотреть, как Такэти делает из него свою пешку.
Славный мальчик, верный, добрый, но - запутавшийся и сломавшийся. Уже перед арестом совсем дошёл до ручки, смотреть больно было(

В "Хитокири" Идзо всё-таки более взрослый морально. И всё же вот так вляпался... Печально, эх