Описание Согье но Котовари из блич-вики:
Лезвия мечей становятся тоньше, по сравнению с запечатанной формой Занпакто, а гарда теперь отстоит от лезвия на 15 см. Через 25 см от гарды, на внутренней стороне лезвия, под углом 45 градусов, сделана прорезь, из которой выходит дополнительный клинок, идущий вниз (к гарде) параллельно основному лезвию. Причём лезвие дополнительного клинка обращено внутрь, а не наружу, поэтому клинок смотрится очень искусственным и неудобным для боя, что ещё больше подчёркивает мастерство Укитаке как фехтовальщика, так как он сумел хорошо овладеть оружием столь необычной формы.
Из анкеты (плагиатить по чужим не будем):
В шикае занпакто разделяется на два клинка, соединенных между собой длинной красной лентой с пятью серебряными прямоугольными амулетами. На тыльной стороне клинков появляется один обратный зубец дзютте.
Так вот... зацепившись за единственное определение, которое сейчас не нашел бы, если бы не анкета (у меня фантастически быстрая скорость, да - это был сарказм), пошел разбираться и откопал любопытное.
«Классическим оружием японской тайной полиции был затупленный стилет (дзюттэ, или дзиттэ) длиной около 30 см с отходящей от рукояти крючкообразной гардой. Иногда два таких стилета использовались одновременно. С помощью дзюттэ меч противника можно было, при известном навыке, поймать в щель между гардой и клинком, а затем сломать пополам или выбить из рук. К рукояти дзюттэ крепился темляк с цветной кистью, по окраске которой можно было судить о ранге полицейского.»
В. Хореев. «Японский меч. Десять веков совершенства».
Дзюттэ — японское холодное оружие, с клинком в виде цилиндрического или многогранного стержня без лезвия. Рукоять с круглым навершием и половинчатой гардой, загнутой в сторону клинка, что представляет собой ловушку для оружия противника. Общая длина 300−600 мм. Дзюттэ разработан так, чтобы его пользователь мог захватить и на мгновение удержать оружие противника. Даже не любое оружие, а именно меч, дзюттэ был особенно эффективен против меча, при правильных условиях. Судя по найденным образцам, длина и материалы дзюттэ могли быть различны, также как и декоративные части. Некоторые дзюттэ очень детализированы и включают художественное оформление. Дзюттэ может включать ручки или даже цуба (защиту руки), которые кажутся почти идентичными используемым для меча самурая.
Чтобы поддерживать контроль, полицейские Периода Эдо и их помощники не-самураяи развивали много уникального оружия и методов ареста против нарушителей спокойствия.
Одно из наиболее уникального оружия полиции самурая был дзюттэ. По сути железный жезл, дзюттэ был популярен, потому что мог парировать удар острого как бритва меча и разоружить противника без нанесения серьезных ран. По существу является защитным или ограничивающим оружием.
Единственный крюк или вилка, названная каджи, эдакая «полугарда» использовалась для захвата или даже ломки лезвий клинкового оружия, так же как для тычков и ударов, по принципу простой дубинки. Каджи мог также использоваться, чтобы запутать одежду или пальцы противника. Таким образом, феодальная японская полиция использовала дзюттэ, чтобы разоружить и арестовать подозреваемых без серьезного кровопролития. В конечном счете, дзюттэ также стал символом официального статуса.
Дзюттэ был известен многими названиями.. Иероглиф состоит из двух «канджи», одно представление числа "десять" и второго представления "рука", таким образом предлагая, что дзюттэ дал пользователю "власть десяти рук ."
Различные виды иероглифов также использовались, чтобы описать это довольно уникальное полицейское орудие. Например, иероглиф, используемый в течение Эры Сенгоку представляет "правду". Хотя название кажется почти тем же самым, значением, "рука правды," это был, возможно, намек на символическое значение оружия. Другие интерпретации включают "десять рычагов," "десять даже," "художественная рука," и примерно "десять хитов" или "на цели." Более «красивые» названия для дзюттэ - "топор кости," "железный меч," или "железная алебарда " [перевод дословный, прим. Strike’а]
Фактическое происхождение дзюттэ - все еще тайна.
Источники:
раз
два