Прежде чем рассказать о фильме – маленькое лирическое отступление. К этой эпохе – Сэнгоку Дзидай, отношусь крайне неравнодушно. Вот задевает меня то время, время смут и неурядиц, ярких исторических личностей и тяжёлых событий. А особенно близок в ней предводитель клана Ода, товарищ Нобунага. Что вот со мной поделаешь! Уж больно яркий характер!
[изображение][изображение][изображение]
Потому и на фильм смотрела с бооольшим предубеждением, и долго не решалась посмотреть, и совершенно напрасно! Фильм пафосен, героичен, и, конечно, не вполне историчен, но смотрится замечательно!
Итак, «Акэти Мицухидэ – предатель на все времена», режиссёр Ниситани Хироси, 2007 год.
«Знаете, что у моря, как и у человека, лицо всегда разное? В каждой провинции оно своё – живое, вольное, неповторимое…А где-то там, далеко за горизонтом, есть оно – лазурное море, цветом спорящее с небом…
Когда-то, давным-давно, мы бродили по его берегу, смеялись и пели. Мы были бедны, но в то тяжёлое время умели радоваться жизни, а потому чувствовали себя счастливыми».
Женщина смотрит на светлеющее небо. Скоро рассвет. Скоро взойдёт солнце, и начнётся её последнее путешествие. Там, за крепостными стенами, собралось вражеское войско, но никто из солдат не смеет идти на приступ, потому как хозяйка замка – женщина, достойная уважения, а значит, нужно дать ей время, чтобы она смогла уйти с честью…
Она держит в ладонях статую Будды, и улыбается. Эта ночь – ночь воспоминаний, и все они принадлежат ей.
Неспокойное время царит в стране. Все воюют со всеми, словно бы утратила Страна Восходящего Солнца покой и согласие. Люди устали от войн. Но как прекратить бесконечные мятежи и раздоры?
Цокают копыта по городским улицам. В страхе жмутся к домам случайные прохожие. Ещё один вооружённый отряд! А чего ещё ждать от воинов, кроме поджогов, грабежа и разбоя? Кто же на этот раз посетил столицу? О, это высокий даймё – сам Ода Нобунага! Он сопровождает кортеж сёгуна Асикаги. Говорят, что в столицу вернётся законная власть. Так то говорят!
[изображение][изображение][изображение]
Чу! Трое пропылённых всадников выезжают торжественной процессии наперерез. Неужели на мирных улицах закипит битва? Нет, это к господину возвращается вассал, способствующий союзу клана Ода и потомка династии когда-то могущественных сёгунов Асикаги, Акэти Мицухидэ.
Замерли в ужасе горожане. Вот-вот разразится гроза! Строго хмурит брови Ода, недовольный задержкой. Но тут из толпы воинов вывёртывается забавный коротышка со смешным лицом. У него в руках черпак и ведро с водой. Прыжками и ужимками он веселит толпу, и даже сумрачный Нобунага уже успокоился, улыбнулся и даёт знак трогаться дальше. Разве можно сердиться на Киноситу Токитиро, которого сам князь величает Обезьяной?
Только Акэти обиженно поджимает губы. Что за шутовство! Разве можно зарабатывать влияние князя столь низменным способом, недостойным истинного самурая! Впрочем, что и взять-то с него, деревенщины! Рассказывая дома жене об этом инциденте, раздражён и обижен господин Мицухидэ. А тут ещё одна неприятность – во главе городских служб Нобунага ставит Акэти. Казалось бы, вот она, удача! Да только разделить этот пост приходится…с Обезьяной! Есть от чего злиться! Собираются морщинки на лбу Акэти, когда он рассказывает о назначении жене, и сердито отчитывает детей: «Не называйте Обезьяну господином!»
Мудро рассудил Ода. Два таких разных человека – сдержанный, рассудительный и всегда и во всём серьёзный Акэти, и беззаботный весельчак Киносита. Да, в нём много шутовства, вот только людей он понимает очень даже хорошо, и удаётся ему поладить с каждым. Чем не полезное умение?
«Обезьяна» и «Кинкан», - так зовёт Нобунага Киноситу и Акэти, и, похоже, они неплохо дополняют друг друга.
Несколько слов об Оде. Очень необычный, и, тем не менее, близкий к историческому образ! В нём нет той горячности, какую наблюдаешь в фильме «Ода Нобунага», он, скорее, напоминает куросавского Оду из «Тени воина». Человек, без сомнения, очень сильный, властный, жёсткий. С какой неподражаемой иронией обращается он с вассалами! Большинство из них свора волков, жадная до наград и званий, и он прекрасно знает им цену. У него потрясающий талант – всегда принимать быстрые и необходимые решения! Редкое сочетание ума, хладнокровия и умения управлять людьми, а также верно оценивать ситуацию. И, тем не менее, Ода – натура увлечённая и увлекающаяся. Его гнев страшен – это не просто вспышка, горячий, а потому быстро проходящий порыв, нет! Это ледяная ярость, и она страшна по-настоящему! Трагедия его положения в том, что он – единственный в свою эпоху объективно оценил положение страны, и то, что Япония дремала где-то на обочине цивилизации, сильно задевало его. Отсюда – неутомимая жажда прогресса, перемен, тяга ко всему новому…Его вела вперёд мечта вывести страну из спячки, увидеть весь мир, найти своё «лазурное море»…
Да, он шёл к своей мечте, не считаясь с жертвами, напролом, прибегая к жестокости и кровопролитию, и, конечно, оправдать этого нельзя, но его вела вперёд не слепая жажда власти! И то, что показали его такой вот непростой личностью – это здорово!
И – актёрская игра превосходна! Жесты, мимика, голос…С какой ленцой он цедит слова, как стремительно двигается! В нём есть что-то от пантеры: гибкость, властность и сила, сокрушающая врагов и заставляющая беспрекословно подчиняться…
Несколько слов о господине Мицухидэ. Акэти в фильме – человек предельно честный, собранный, серьёзный, одинаково хорошо владеющий и мечом, и кистью. Для него нужды государства важнее собственной жизни. Он не сторонник жестокости, но в нём велика сила духа. Он живёт, согласно своему боевому кличу: «Отступишь - отпущу, не отступишь - убью!» Да, его упрямая честность и несгибаемость иногда ему же и вредит, но одно несомненно – это человек, старающийся всегда и во всём поступать по совести, и за это его уважаешь.
Впрочем, вернёмся к сюжету.
[изображение][изображение][изображение]
…А наследник династии сёгунов недоволен своим положением. Птицами разлетаются во все концы страны подмётные письма, и разгорается пламя очередного бунта…
Поход на мятежную провинцию срывает коварный удар с тыла. На этот раз – предательство в самой семье клана Ода! Зять Асаи Нагамаса объединился с враждебным кланом Асакура, и войска Нобунаги оказались в ловушке! Что делать? Как быть? Акэти даёт верный совет – надо отступать. С бунтовщиками можно будет разобраться потом, главное – сохранить войско! И внезапно командовать самым опасным отрядом отступления, отрядом-смертником, оставляемым на растерзание враждебных армий, вызывается…Киносита! Ода принимает молниеносное решение: «Обезьяна – умри! Акэти – живи!»
Только почему так потемнел лицом господин Мицухидэ? Вот она, дарованная князем милость, а соперник остался позади, и скоро его маленький отряд сметут разгневанные всадники Асакуры…Так почему же кошки скребут на душе? Почему совесть заставляет чувствовать себя виноватым?
Новый сёгун, союзник сильнейшего даймё Японии, развязал эту битву, а, значит, вина за погибший отряд – на нём. И останавливает коня верный вассал Оды, и возвращается назад, потому как не дело это – оставлять Токитиро погибать в одиночку! «Бросайте всё! Снимайте доспехи, оставляйте знамёна и вооружение! Мы убежим от врага под покровом ночной темноты! Только в скорости – наше спасение!», - громогласно командует Мицухидэ, и уводит отряд за собой. Так закладывается начало странной дружбы двух очень разных людей, преследующих одну цель – принести мир стране.
Клан Асакура разбит. Акэти пользуется особым расположением князя, и, отведя его в сторону от остальных, на пустынном берегу озера Бива, Ода озадачивает его новым предложением. Это предложение ужасает Мицухидэ. Нобунага решает бросить вызов горе Хиэй, национальной святыне Японии! Сжечь гору дотла, перебить непокорных монахов! Акэти в растерянности. Как?! Разрушить буддийские храмы?! Подняться против учения Будды?!!! То, что говорит Ода – святотатство!!!
Однако Нобунага упорствует, приводя всё более сильные доводы. Он говорит о том, что гора Хиэй давно утратила святость, вмешавшись в дела управления государством, а монахи ведут неправедную жизнь, смея оказывать сопротивление властям, и живут во грехе, не соблюдая заповедей Будды. Акэти понимает, что возражать бесполезно. Его вынуждают согласиться, однако видно, как тяжело даётся ему это решение! Вместе с Одой он планирует захват горы, и только армию Киноситы, к этому времени уже сменившему имя на Хидэёси, старается отослать подальше от предстоящего сражения, то ли из-за личной неприязни, то ли из сомнения в полководческих талантах господина Обезьяны, а, может быть, из упрямого желания взять грех разрушения святого места только на свои плечи.
Медленно вырастают из тумана заросшие густым лесом склоны горы. Из зарослей навстречу воинам с плачем бегут женщины. «Убивать всех!» - отдаёт приказ Ода. Надо видеть в этот момент лицо Акэти! Впервые он стыдится того, что делает…
А Хидэёси удаётся-таки поспеть к сражению. Пылают леса, огненный вихрь взмывает в гневно насупленное небо, рушатся стены храмов…Всё кругом обращается в пылающий ад. «Довольно, господин мой!», - пытается остановить Оду потрясённый происходящим Акэти. – «Надо отступать! Иначе огонь будет угрожать нашему войску!». Но владетельный даймё не желает слушать ни упрёков, ни уговоров. И тут, неожиданно для отчаявшегося Мицухидэ, появляется господин Обезьяна. На спине он тащит тяжёлую статую Будды. «Что ты тут делаешь? Откуда ты тут взялся?» - вопрошает суровый князь. «Спасаю статую!», - как ни в чём, ни бывало, отвечает Хидэёси. – «Я не могу дать пропасть Будде с таким мирным лицом!» И эта фраза, этот единственный упрёк действует на Нобунагу отрезвляюще. «Мы уходим», - разворачивает он боевого коня, оставляя за спиной догорающее пепелище. Хидэёси проходит мимо Акэти. «Как вы смогли так быстро приехать?» - спрашивает его Мицухидэ. «Мы пересекли озеро Бива на лодках!» - улыбается господин Обезьяна. И – ни единого слова укора!
За участие в подавлении мятежной горы Хиэй господин Мицухидэ получает от Оды власть над провинцией Сакамото и замок. Но люди провинции озлоблены. Никто не хочет подчиняться человеку, причастному к уничтожению святых храмов. Перед замком бушует толпа народа, обвиняя новоявленного правителя в святотатстве. И тогда Акэти выходит к народу, сознаваясь в преступлении против закона Будды, и преклоняет колени перед жителями провинции, прося у них прощения. Очень сильный момент в фильме! Нелегко человеку самурайского звания переступить через гордость и просить прощения у ремесленников и простых крестьян! Публично!!! Поступок, достойный уважения!
А Акэти ещё предстоит нелёгкий разговор с женой. Та, что всегда поддерживала, ободряла, старалась помочь – впервые обвиняет! «Что я скажу нашим детям?! За что нам дали замок? Неужели за то, что ты сжёг святую гору?!! Такой подарок мне не нужен!!!»
Долго и тяжело приходится завоёвывать уважение жителей покорённой провинции. И неожиданную поддержку в этом оказывает…Да-да, господин Обезьяна! Он навещает Акэти во время жатвы, и, ловко орудуя серпом, показывает гордому самураю, как нужно жать рис. Да, он – крестьянин, он близок к земле, как никто другой, ему понятны её заботы и хлопоты. Война губит людей, губит рис, разоряет мирные поля. Он говорит с Акэти откровенно – просто завоевать провинцию силой оружия, непросто завоевать доверие людей. Ещё один замечательный пример: Хидэёси сетует на то, как тяжело продвигается покорение очередных земель. Он ведёт земляные работы, строит плотину, затапливает поля, чтобы окружить непокорный замок водой и вынудить его защитников сдаться. «Зачем такие хлопоты?» - удивляется Мицухидэ. – «Не проще ли было бы взять замок приступом?» «Но тогда погибнет множество людей», - отвечает Хидэёси. «А что же вы сделаете с защитниками крепости, когда они сдадутся?» - спрашивает господин Мицухидэ. «Буду сажать рис с ними вместе», - улыбается Хидэёси.
А навстречу гостю выбегают дочки Акэти.
- Господин Обезьяна! – восклицает младшая.
- Ты что, забыла? Не говори «господин»! – заявляет старшая…
Неловкая пауза. Мицухидэ виновато отводит взгляд. Хидэёси же улыбается – ах, сколько горечи в этой улыбке! – и отвечает:
- Действительно, достаточно просто «Обезьяна»…
Бегут дни, один за другим, складываясь в месяцы и годы. Вот только эпоха мира, кажется, никогда не наступит! У князя Нобунаги новое увлечение: в отстроенном замке Адзути он принимает португальских миссионеров, жадно слушая рассказы о дальних землях. И опять вызывает он к себе Мицухидэ, требуя вернуть провинцию Сакамото. Взамен он даёт ему две другие. Что, их ещё нужно завоевать? Так за чем же дело стало! Вперёд! На протесты и уговоры Акэти он попросту не обращает внимания. Неужели непонятно, что Мицухидэ просто тратит его время впустую, а его, этого времени, и так мало! Испания, Португалия, Франция – вся Европа ушла далеко вперёд, а он всё ещё пытается собрать под свою руку разрозненные провинции маленькой, отсталой страны! Он и слушать не желает тех, кто пытается донести до него, что заморские миссионеры – это обоюдоострый меч, и они могут быть опасны! Он вовсе не желает прекращать войну! И тогда Акэти понимает – это не христиане непредсказуемы и опасны, нет! «Обоюдоострый клинок» - это сам Ода, и его нужно остановить…
Беседуя с сыном, Акэти говорит: «Знаешь, кто может остановить войну? Нет, не Сибата Кацуиэ, не старые и опытные вассалы Оды, и даже не я! Её может остановить только господин Обезьяна, потому как он думает не только о битвах и сражениях, он думает о том, как жить дальше. Обезьяна умна – она не собирается лезть наверх. Она сидит, и смотрит на ветку, где зреет золотой кинкан. И, рано или поздно, она дождётся того, что кинкан сам упадёт к ней в руки».
Решение принято. Акэти поднимает мятеж, зная, что не он будет управлять страной. Он осознанно идёт на этот шаг, как и тогда, на горе Хиэй, принимая бремя греха на себя, чтобы расчистить дорогу идущему за ним Хидэёси.
Пылают стены храма Хонно-дзи. Что это? Не отголоски ли пламени горы Хиэй? Падает убитый Ранмару, и некому уже подать стрелу великому даймё…
Время уходить. Последний разговор Оды и Акэти, среди разгорающегося пламени:
- Ты хорошо служил мне, - улыбается князь, отшвырнув бесполезный лук, и гаснет отблеск мечты в живых, чёрных глазах: - А знаешь, там, далеко-далеко за горизонтом, есть Лазурное море…
Летит гонец-посыльный к Хидэёси. Тот, кто покарает изменника, возглавит клан Оды, и станет во главе страны. Нельзя медлить! Нельзя допустить, чтобы жертва Акэти была напрасной! «Бросайте всё – оружие и доспехи мы найдём у союзников! Надо бежать налегке!» - приказывает господин Обезьяна, и устремляется к поредевшему войску Мицухидэ.
Опускается занавес Истории. Вслед за Одой отправляется в вечное странствие его вассал. Скоро закончится эпоха Смут. Наступит долгая эпоха Мира…
А пока – женщина кладёт статуэтку Будды себе на колени, и с улыбкой встречает рассвет. Её господин ушёл, и волны смывают цепочку следов с песчаного пляжа. Ничего. Скоро она догонит его, и они снова пойдут вместе, беззаботно смеясь и держась за руки, и набегающий на берег прибой будет петь свою вечную песню того самого, Лазурного, моря…Ибо его не нужно искать где-то далеко. Ведь, на самом деле, оно совсем рядом.