Тень в сумерках
16:35 30-12-2017 Дзен.
Недавно пересмотрели с сестрёнкой замечательную во всех отношениях картину, и вот теперь делюсь ею со всеми ПЧ! Фильм режиссёра Банмэя Такахаси, «Дзен», 2009 года выпуска, заинтересовал меня сразу – и тем, что показан в нём непростой путь духовных исканий человека, принёсшего в Японию новое учение, совершившего настоящую духовную революцию, изменившего себя и мир - учителя Догена, провозвестника новой ветви буддизма, «Дзен». Картина, главную роль в которой сыграл Канкуро Накамура, незабываемый лично для меня Тодо Хэйске из дорамы по «Синсэнгуми!», и сыграл очень здорово! Кстати, помимо него там можно увидеть и дорамного Окиту, Тацую Фудзивару, (а вот к нему я, как к актёру, отношусь довольно прохладно…долгое время был для меня актёром одной роли – Ягами Лайтом, остальное как-то…не получалось у него, но в этом фильме роль-таки ему удалась!).
[изображение][изображение][изображение]
Кроме прекрасного актёрского состава (о, чудо-актриса, сыгравшая роль Орин!), фильм отличается дивной музыкой, несказанной красотой видеоряда, под который так и уходишь в медитацию с головой, глубоким философским содержанием, показывающим трудный путь духовных исканий, ожившими дзэнскими притчами и погружением в истинную стихию «Дзен»! Впрочем, хватит слов восторга – отзыв.
Небесный Путь высок и безмятежен.
Земной Путь твёрд и непоколебим.
Человеческий Путь спокоен и тих.
Всюду во Вселенной – Бесконечный Мир.

Доген, «Дзен».
Высоко к небу вздымается пламя погребального костра. Молодой человек прощается с матерью, перебирая в памяти бережно хранимые воспоминания детства. Тогда мама сказала ему, что рай для неё не где-то там, в далёком Посмертии, а прямо здесь, с ним! Можно ли найти рай на земле? Где же его искать? Как избавиться от страданий? Сколько вопросов, но как же найти на них ответ?
Так начинается путь Догена, живущего в далёкую Камакурскую эпоху, за Истиной…Не найдя её в Японии, он отправляется в Китай. О, ты, страна Гор и Вод, величественных горных вершин и молчаливых песков пустынь! Именно отсюда пришёл буддизм в Японию! Значит, те, кто живёт здесь, проповедуя святое учение, знают ответы на все его вопросы!
Доген меняет один монастырь на другой, но те, кто принимает у себя чужестранца, похоже, и сами не владеют Истиной…Есть отчего впасть в отчаяние! Но Доген не сдаётся! Если один монастырь не может дать ему ответ, значит, он найдётся в другом! Тогда, вперёд – мерить соломенными сандалиями пыль дальних дорог, вдыхать свежий горный ветер, взбираться на крутобокие хребты гор…
[изображение][изображение][изображение]
Удача сопутствует идущему, и в золотых безбрежных песках сам Будда посылает ему счастливую встречу: старичок, бодро несущий на себе тяжеленную поклажу, всего-то, казалось бы, повар в далёком горном монастыре…Оказывается, учение Будды живёт в каждом человеке!
Вскоре Доген находит себе наставника, и узнаёт, сколь многого можно достичь, сочетая духовные поиски с практикой медитации «Дадзен». Там, в далёкой горной обители он испытывает «сатори» - «просветление»…
И снова Доген пускается в путь, теперь уже ради жителей всей Японии – он возвращается на родину, чтобы принести людям открытый им свет «Дзен»…
Оказывается, учить других много труднее, чем учиться самому – в разрываемой смутами стране живущим в горестях и нищете людям не до духовных изысканий…Местные монахи давно подорвали авторитет учения пьяными выходками и беспутством. Буддистские секты грызутся за земли, за власть, позабыв об истинном свете учения Будды…
Но Доген не страшится трудностей, он продолжает практиковать «Дзен», несмотря на то, что в его крошечной общине всего три человека.
Какая всё-таки интересная, яркая личность! Он не произносит пламенных проповедей, он не обличает потерявших свет Веры монахов, он просто ЖИВЁТ – и его спокойствие, доброта и участие притягивают к нему людей…Словно ровно горящая свеча, что делится с другими светом и теплом своего собственного сердца! Потрясающая личность! Человек, прошедший нелёгкий путь духовного искания, и призывающий видеть Будду не где-то, далеко, на Небесах, а – в себе! Одинаково принимающий всех, способный разглядеть свет даже в самой тёмной и забитой душе…
[изображение][изображение][изображение]
…Впрочем, мы отвлеклись. А у сэнсэя маленькой общины радость – к нему приехал друг из далёкого Китая, Чжи Уен, вместе с ним практиковавший «Дзен» в никому не известной горной обители. Его привела падшая женщина, торговавшая собой на людном перекрёстке – Орин, жалкое существо, которым помыкает бездельник муж. Орин старается выжить в жестоком мире 13-вековой Японии, и живёт-то она только ради ребёнка. Чеканная красота лица, длинные волосы цвета мягкой сажи, и – бездна темноты в страдающих глазах…Беда совершенно подкосила её – ребёнок тяжело заболел, и, вспомнив мудрого учителя из странной новой монашеской обители, Орин несётся к нему за помощью, ведь он же монах, а, стало быть, помогать людям – его святая обязанность! Учитель Доген задаёт Орин настоящую загадку: «Найди семью, в которой никто никогда не умирал, и принеси мне от них один-единственный боб!»
Вечером несчастная женщина приходит к общине: «Подлый лжец, ты выставил меня дурой! – кричит она, размазывая слёзы по лицу. – Нет в мире семьи, где никто никогда не умирал!» «Это так. Именно этому пытался научить тебя наш сэнсэй», - кладёт руку на плечо Орин один из учеников.
Принять горе, скорбь и печаль, взять этот груз на свои плечи, и уметь разделить боль от потери близкого человека…Доген искренне плачет вместе с матерью над умирающим ребёнком – ибо её горе понятно ему.
«Наш учитель радуется нашим радостям, и разделяет наши горести», - говорит Орин Синрё, ученик нового учения «Дзен».
И Орин тоже старается измениться. Как это трудно – признать, что в твоём сердце живёт Будда! «Не может этого быть! – кричит она. – Я ненавижу себя! Не может быть, чтобы в таком мерзком, ничтожном человеке жил Будда! Я так ненавижу себя, что хочу убить!» «Поверь мне, это так! Будда живёт в каждом из нас! Страдания, боль, гнев, злость приводят к поступкам, затмевающим наш внутренний взор! Они слепят нас, и мы перестаём Его видеть! Если ты убьёшь себя, ты убьёшь и Будду, что живёт в тебе! Подумай об этом! Для того, чтобы вернуть себе ясность, мы и используем медитацию!» - слова Догена останавливают Орин.
Много трудностей выпадает на долю маленькой общины – гонения соседних монастырей, переезд в далёкую провинцию Этидзэн, и, наконец, просьба о помощи самого сёгуна Ходзё Токиёри, мучимого голодными духами, и путешествие в выжженный ад его души, - но Доген продолжает вести людей за собой, открывая в каждом, встретившемся ему на пути, доброту и человечность…
И потому, даже покинув свою обитель, отправляясь в последний путь, он оставляет своё учение тем, кто понесёт его дальше, через кровавые годы войн и лихолетья. Невыносимое горе разлуки сжимает сердца учеников, но их новый наставник продолжает нести свет учения «Дзен»…Да, о такой эпитафии учитель Доген мог бы мечтать: «Продолжайте медитацию!» Нельзя останавливаться на Пути Веры и Духа! Нужно идти вперёд!
Сотни нитей человеческих жизней превращаются в пестроцветное полотно эпохи Камакура…Ярко блестит серебряная нить Чжи Уена, ученика Догена, что приехал из Китая в чужую страну, дабы помочь обрести учение «Дзен» этим людям, искристой бирюзой сверкает нить первого японского ученика Догена, Эдзё, отсвечивает безумным фиолетовым нить терзаемого духами сёгуна Ходзё Токиёри, ярко-алым горит пламенная нить жизни Орин, и переливается изменчивым аквамарином жизнь Синрё, и солнечным лучом тепло светится ласковым золотом нить необычайно доброго человека – учителя Догена…
…Стучит монашеский посох по дороге. Соломенная шляпа скрывает лицо. На обочине дороги сидит нищий ронин, просящий милостыню. Странный монах отдаёт ему собственные пожертвования, и кладёт свёрток с глиняной чашей.
- Эй, впервые вижу, чтобы монах жертвовал что-то такому нищеброду, как я! – усмехается бродяга. – Хорошо ли живут монахи? Может, мне лучше податься к вам?
Молча уходит прочь странный монах, и чёрным дымом разлетаются из свёртка длинные волосы цвета мягкой сажи…
[изображение][изображение][изображение]
«Цветы весной, песни кукушки летом, Луна осенью, и холодные снега зимой» - вот он, мир Японии. Белые хлопья снега, засыпающие горную деревеньку, розовый вихрь лепестков сакуры по весне, огромная золотая Луна, тысячью фонарей отражающаяся в зеркальных водах рисовых полей, серебро плакучих ив, что треплет летний ливень – мир так прекрасен! Главное – найти в этом несказанном, дивном, радостном мире себя…
…Выбивает барабанную дробь по крыше часовенки весёлый летний дождь. Монахиня Орин учит детей медитации:
- Сядьте в стойку «дадзен». Ноги скрестите. Спину держите прямой. Руки положите вот так, соединив большие пальцы вместе. Помните – Будда в ваших руках! Пожалуйста, держите его бережно!
Маленькая девочка аккуратно прикрывает одну ладошку другой:
- Нет, дитя, нужно держать руки не так…
- Но ведь идёт дождь! – улыбается ребёнок.
Там, в детских ладонях, прячется от дождя целый мир…И Будда.
Пара видео: