Делаю пометки во время чтения.
В целом я всё пытаюсь найти в индийском эпосе некую стройную общую хронологию событий. И к сожалению, Махабхарата не сильно приближает меня к этой цели т.к. многотомник рассказывает в основном о вражде двух человеческих родов, которые мне совершенно не интересны. Я всё это пробегаю крайне-крайне мельком.
В Махабхарате очень интересно обыгрывается идея судьбы и предопределённости. Для кастового общества древнеиндийцев понятие "судьбы" было аналогично понятию "чести". Именно честь предопределяла жизнь человека. Следуя чести человек жил внутри своей касты и подчинялся силам, более мощным, чем он сам. В первую очередь это определяло законы кровной мести (а Махабхарата это в первую очередь история кровной мести между родами), но фактически именно на законах чести держалось средневековое общество. Соответственно, возникал вопрос - что делать, если человек хочет пройти против судьбы (читай - против чести, касты, против законов общества, то есть пренебречь общественным благом ради личного). Азиаты вполне чётко отвечают на это судьба превыше всего, и что ей следует смириться.
Книга 1 (Адипарва)
1
Введение. Вся серия – рассказ мудреца Суты (Уграшраваса), который пересказывает мысли более древнего мудреца - Вьясы.
История сотворения мира:
Сначала появилось великое яйцо (Мадивья – Великое Божество). Из него возник Брахма.
Затем произошли – Сурагуру, Стхану, Ману, Ка, Парамештхин, Прачетаса, Дакша и его (Дакши) семеро сыновей.
Потом двадцать один владыка тварей.
Далее ещё какие-то имена (видимо полубоги).
Затем мудрецы.
Потом – вода, небо, земля, ветер, воздух и страны света.
Затем – годы, времена года, месяцы, полумесяцы, дни и ночи.
Потом всякие остальные объекты.
Далее описываются ещё имена, от которых произошли разнообразные рода. Потом разные царские рода.
Самым сильным из царей был Арджуна. Он всех победил.
2
В индусском временном цикле существует четыре эпохи:
1) Сатья-юга (дева-юга, крита-юга)
2) Трета-юга
3) Двапара-юга
4) Кали-юга (в которой живём мы, причём достаточно рано, эпоха началась три с небольшим тысячи лет назад и будет продолжаться ещё почти четыресто тридцать тысяч лет).
Между второй и третьей эпохами – жил-был Рама. Он истреблял кшатриев (царей) так активно, что образовал пять озёр крови, пока его не узбагоили (в прямом смысле слова – подошли и сказали «успокойся», и он умер) предки. Это место назвали Самантапанчака, и позже перед четвёртой эпохой там воевали восемнадцать армий акшаухини.
Далее всю главу идёт перечисление названий глав следующих восемнадцати книг.
3 (Сказание о Паушье)
Однажды божественный пёс (что бы это не значило), нажаловался своей матери Сараме, что его избили братья Джанамеджая (цари, между прочим).
Далее рассказ об учениках Айоды Дхаумьи. Собсно Джанамеджайя (а так же ещё один царь - Паушья) избрали его своим наставником.
Один из его учеников (Уттанка) должен принести супруге серьги, которых хочет заполучить царь змей Такшака. По дороге змей утаскивает серьги
Уттанка пустился следом и ему короче сказали, что если он подует в жопу коню (а так же поест навоза) – получил власть над змеями. Власти он не получил, но серьги вернул.
Далее
Далее всю первую книгу идёт рассказ о двух враждующих родах (Пандавах и Кауравах). Первые чисто Атридесы, вторые типо Храконеннов. Действие происходит во времена Кришны, то есть до нашей эры, но не так, чтобы далеко, может быть веков за десять до нашей эры или около того. В процессе войны и тем и другим регулярно помогают боги, но пандавам сильнее так как ихний герой Арджуна это кореш аж Кришны, который основная аватара верховного бога. Кришна и сам живёт среди Пандавов, хотя
Книга 2 (Сабхапарва)
Ко второй книге боевые действия Пандавов с Кауравами закончены и Пандавы захватывают всю Индию, однако Кауравы продолжают строить разные козни, в попытках лишить их власти.
Книга 3 (Араньякапарва)
Очередная хитрость Кауравов приводит к тому, что Пандавов изгоняют, и всю книгу они проводят в изгнании. Там много общаются с богами, и в частности в этот период проходит действие Рамаяны (которую я разберу отдельно).
Отдельно в этой книге находится рассказ о Ману, который считается первым королём людей и прародителем вообще всего человеческого рода. Ману переживает всемирный потоп, что в целом делает его историю почти аналогичной истории Моисея.
Под конец книги в результате очередного запутанного проклятия-ритуала (которых у индийцев до задницы) Пандавы меняют облик и продолжают изгнание инкогнито при дворе царя матсьев Вираты.
Книга 4 (Виратапарва)
Год Пандавы живут при дворе. Арджуна вообще тусуется в царском гареме, выдавая себя за евнуха.
Там много дворцовых интриг. Под конец пандавы спасают всё царство от Кауравов и раскрывают свои личности. Вирата женит Арджуну на своей дочке и выдаёт Пандавам всё царство.
Книга 5 (Удьйогапарва)
Частью этой книги является филосовская глава "Санатсуджатапарва", к которой я видимо потом вернусь отдельно.
По сюжету здесь изгнание Пандавов закончено. По идее теперь Кауравы должны вернуть им царство, но те отказываются, что подводит оба рода к очередной войне.
Книга 6 (Бхишмапарва)
Между Пандавами и Кауравами начинается война.
Ирония в том, что Кауравы заранее знают, что они проиграют, но предопределение, честь, судьба, все дела.
(частично эту битву описывает Бхагавад-Гита, к которой я тоже ещё вернусь с разбором, хотя я её и читал уже)
Книга 7 (Дронапарва)
Битва продолжается.
Книга 8 (Карнапарва)
И ещё продолжается. Это длинная битва.
К концу восьмой книги наконец-то Пандавы побеждают.
Книга 9 (Шальяпарва)
Точнее ещё всю девятую книгу добивают остатки Кауравов.
Книга 10 (Сауптикапарва)
Уже после поражения Кауравы (во главе с Ашваттхаманом) наносят подлый удар и порядочно обескровливают войска Пандавов.
Книга 11 (Стрипарва)
Все приходят в себя после войны. Отпевают погибших.
Книги 12-13 (Шантипарва и Анушасанапарва)
Обе практически бессюжетные книги. Перед тем, как вступить на индийский престол, Пандавы разговаривают на отвлечённые философские темы. Здесь много об устройстве индийского общества.
Книга 14 (Ашвамедхикапарва)
Пандавы постепенно снова захватывают Индию. Там есть ещё умеренно несогласные племена.
Книга 15 (Ашрамавасикапарва)
Пандавы выбирают Дхритараштру в правители, и он четырнадцать лет правит Индией. Потом уходит в самозгнание перед смертью в стиле Ельцина. После него власть переходит Юдхиштхире, но индийская империя к тому времени уже несколько в упадке, и всем как-то грустно без внешнего врага.
Книга 16 (Маусалапарва)
Проходит тридцать шесть лет.
В империи междоусобные стычки, в одно из которых гибнет Кришна и его брат Баларама.
Кришна кстати как и положено о своей смерти знает заранее и смиренно на неё идёт. В принципе этот же трюк проворачивал и Иисус, но последний менял смерть на искупление грехов человечества, а Кришна никаких грехов никому не искупает (в индуизме вообще нет такого понятия как "грех"). Для Кришны всё просто предопределено.
Книга 17 (Махапрастханикапарва)
После случившегося в прошлой книге власть переходит к Юютсу, а потом по идее должна перейти внуку Арджуны - Парикшиту.
В конце концов большинство Пандавов помирает и возносится на небо.
Книга 18 (Сваргароханапарва)
Заключительная книга, в которой Пандавы (их души?) шатаются по небу без некой определённой цели.
Так же есть ещё Хариванша
Отдельная книга дополнений, непонятно, толи входящая в Махабхарату, толи нет. Я пока за неё браться не буду. Возможно потом вернусь. Когда пойду по пуранам.
И на этом Махабхарата всё. Я к индуизму ещё вернусь и не раз. Но сильно позже. А далее по списку я хотел чуть покурить Буддизи и поискать в нём какие-нибудь интересные канонические тексты.