Тень в сумерках
20:00 24-02-2018 Цветок, Hana Yori Mo Naho.
И снова фильм, и снова – Окада Дзюнъити в главных ролях! На этот раз картина историческая, и тоже очень и очень необычная. Эдакая ироническая трагикомедия, происходящая аккурат во время героического нападения ронинов из Аки. Да, да, то самое, оставившее кровавую веху в истории Японии дело! «47 их было, 47!» Вот только героического пафоса здесь будет ноль целых, ноль десятых, да и сама идея мести рассматривается под совершенно неожиданным для Японии углом. А, надо вам сказать, месть в Стране Восходящего Солнца – это не просто героический поступок (в отличие от европейского мира), это священная обязанность: перед господином (как в случае с ронинами), перед погибшими родителями, либо перед кланом. Практически, синоним справедливости. И уклонение от такого почётного дела называется трусостью и встречается обществом презрением и порицанием (во всяком случае, в обществе 17 века-то точно!). А «Цветок» переворачивает этот вот пафосный антураж с ног на голову!
И - большое спасибо за уточнение названия Госпожа Удача! Информация, дополняющая и раскрывающая картину более полно: название фильма HANA YORI MO NAHO переводится как "И даже чем цветы..."
Hana Yori Dango ("Хана ёри данго") - известная японской пословица, дословный перевод которой: "Сначала данго - потом цветы". Данго - вид японского лакомства, под цветами подразумевается излюбленный японцами обычай созерцания цветущей сакуры (Ohanami). Смысл поговорки в том, что сначала - необходимое для жизни, а уж потом что-то для души.
[изображение][изображение][изображение]
Впрочем, довольно слов – вот кратенький отзыв на эту золотую и весёлую картину!
«Цветок», режиссёр Корэ-Эда Хирокадзу, 2006 год.
Ветер последний
треплет уже лепесток –
как мы похожи...
но для чего ж так долго
тянется эта весна?

Асано Наганори.
…Кто не знает шумного квартала Эдо, собравшего на своих тесных улочках бедный люд со всех городских окраин! Кого здесь только не встретишь! Бедная вдовушка с ребёнком, многодетное семейство ремесленника, золотарь, обходящий общественные уборные, мелкие торговцы и разорившиеся лавочники, старьевщики и дамы лёгкого поведения…
Впрочем, местному главе квартала не слишком-то интересны судьбы того плавучего мусора, что пристал к его берегу – главное, лишь бы аренду платили в срок. Жизнь дорожает, и совсем не просто прокормиться самому, вместе с семьёй, конечно, если ты не собака, когда на дворе эпоха «собачьего сёгуна», Токугава Цунаёси. Впрочем, когда было иначе?
[изображение][изображение][изображение]
Однако есть те, кому не посчастливилось гораздо больше простых жителей бедняцкого квартала. Самурай в эпоху мира вынужден искать себе какое-то занятие. Крестьяне выращивают рис, торговцы его продают, ремесленники живут своим ремеслом, священники читают сутры богам и Буддам. А зачем нужны самураи, когда нет войны? Они не нужны!
[изображение][изображение][изображение]
Да, попробуй, сделай военную карьеру в мирное время, если у тебя нет ни знатных покровителей, ни богатого клана! Как выжить тому, у кого всё наследство – два меча, да и их-то он не может пустить в ход?..
Вот такие невесёлые мысли преследуют нашего героя, Аоки Содзаэмона. Всё, что оставил ему отец, зарубленный в глупой ссоре, разгоревшейся при игре в го – горячее желание отомстить. Вот только боевых навыков наш герой начисто лишён. Что поделать, ну не сложилось с изучением кэндо у парня! Так уж получилось, что совсем не воинственный он человек. Ему лучше даётся игра в го и обучение местной детворы искусству письма. Идеалист и мечтатель, он смотрит на «Путь воина» глазами весьма далёкого от реалий жизни человека. Хорошо говорить высокие слова, «будь каждый день готов к смерти», вот только видел ли ты, что это такое? Кровь, хлещущая из распоротого живота, вываливающиеся кишки, невыносимая боль, терзающая бьющееся в агонии тело. Что, красиво? И где же похоронная эстетика? А сам бой сильно отличается от размеренного поединка в додзё, и заканчивается, ай, как плачевно…
[изображение][изображение][изображение]
Да, впору впасть в отчаяние. Умирать наш герой категорически не хочет, тем более, что встречает вдовушку, добрую и отзывчивую женщину, Осаэ, которой нелегко даётся воспитание сына. Если есть любимый человек, которого только ты сможешь сделать счастливы, какой смысл умирать, вызывая на заведомо обречённый поражением бой умелого и опытного бойца, да ещё из-за давней глупой ссоры? Неужели отец оставил ему в наследство только ненависть?
Какой же выход придумать? Подстеречь соперника, и напасть тёмной ночью, из-за угла? Победителей не судят…Вот только у его противника – жена и сын. Имеет ли смысл разрушать чужую семью, втягивая и её в жестокий круговорот мести?
[изображение][изображение][изображение]
А клан ждёт благоприятных новостей. Как вывернуться из такого вот лихого переплёта? И – новая напасть! Квартальный начальник решает продать землю под застройку. Бедняцкие лачуги попадут под снос. Что делать? Как быть? Как остановить строительство и отстоять свои дома?
А рядом в квартале собираются «героические ронины из Ако». Они готовят месть Кире…Только, пока суд да дело, из 50 бойцов остаётся 47, да и те, того и гляди, разбегутся. Чтобы этого не случилось, их не менее героический предводитель спешит вести их в бой. История о мести разносится по всему городу, обрастая подробностями и становясь легендой. Знатные самураи расхваливают отважный поступок вассалов из Ако…А что думает простой люд? «Тоже мне, героическое деяние! – фыркает местный дедулечка. – Эдакой толпой налететь на одного старика!» Правда, кого интересует, о чём судачат в бедняцком квартале…
[изображение][изображение][изображение]
По счастью, знаменитые «герои из Ако» укрывались неподалёку, и хозяин квартала выжал из места, превратившегося в «живую легенду», неплохую денежку. А Аоки Содзаэмону на волне популярности «героической мсти» приходит в голову хитрая мысль – и как отчитаться перед кланом, и как выжить самому, и как не убить соперника, и как спасти соседей от грозящего выселения.
И – небольшое лирическое отступление, роли Окады посвящённое! Она оказалась очень даже непростой. Аоки Содзаэмон, пришедший в бедный квартал мечтатель, далёкий от жизни, поначалу искренне придерживавшийся самурайских идеалов, постепенно меняется, принимая близко к сердцу беды и несчастья соседей. «Книжный самурай», встречаясь с бывалым воином, он терпит сокрушительное поражение, да ещё и на глазах соседей, что постыдно вдвойне; но не ломается, а встаёт, и находит в себе силы идти своей дорогой, отличающейся от Пути Бусидо, ведущего в пустоту Смерти. Его школа, где он учит местную ребятню грамоте – это его Путь, и он приносит больше света и радости окружающим его людям!
Вовсе не обязательно убивать, чтобы быть нужным людям! Как красиво перекликается фильм с рассказом Фудзико Савады, "Поле печали"! Школа, созданная руками Содзаэмона, это его ответ тем, кто считал, что самураи утратили свою ценность. Цену своей жизни ты придаёшь сам, и не так уж и важно, в каком сословии ты родился на свет!
[изображение][изображение][изображение]
…Весна приходит в бедняцкий квартал. Цветут вишни, и Ветер несёт в своих ладонях бело-розовые лепестки, щедро усыпая ими улицы. Вот и ещё один год в пёстром лоскутном одеяле городской жизни. И снова дают представления на театральных подмостках, и те, кто вчера горевал, голодал и отчаивался, не зная, как жить дальше, оставляют в прошлом былые заботы. Всему своё Время – Время Печали и Время Радости, Время Постоянства и Время Перемен, Время Зимы и Время Весны. Цвети, цветок, и не думай о ветре, что сорвёт тебя с ветки и унесёт вдаль…Пока живёшь, умей найти повод для улыбки и постарайся зажечь ей чужое сердце. Вот о таких маленьких радостях, которые находятся даже в бедственных и жестоких временах, расскажет нам фильм с красивым названием «Цветок», утверждающий одну простую истину: как бы ни была трудна и тяжела жизнь, она поистине прекрасна!
Маленький трейлер фильма)))