20th century boy
14:01 25-02-2018
Final Fantasy XV - игра противоречий, упущенных возможностей и стокгольмского синдрома. Все, кто ее любит - любят за пищу для фантазии, которую она дает, кто ненавидит - ненавидят как очень халтурное исполнение.

Начать с того, что ее рожали десять лет, и по замыслу это должна была быть совсем дугая игра. Потом все переругались и буквально за пару лет до релиза пришлось склеивать "из того, чо было" новое произведение. С торчащими нитками, плохо состыкованое, абсолютно несбалансированное, но из очень приятных кусков.

Например, в ней очаровательная слайсовая часть, полная теплых дружеских мелочей, таких, как посидеть вечером у костра и посмотреть отснятые за день фотографии - какие-то с красивыми пейзажами, какие-то с героической боевкой или нашими глупыми рожами. Разведать новое кафе на предмет неизвестной жрачки, которую наш штатный домохозяин запишет в книжечку и обязательно потом приготовит на привале. Посидеть у озера с удочкой и получить комплимент улову "маленький как у тебя".
И это работает! Повседневочка - лучшее, что тут есть, она однообразна, но нет ничего приятнее, чтобы после рабочей недели побегать вечером, побиться на несложных охотах, посмотреть, как симпатичные мальчики и красавцы-мужчины болтают и обнимаются, шутливо шлепают друг друга по заднице и прикрывают в потасовке. Греет чувства и стимулирует воображение.
Только лучше отдыхать душой и даже не пытаться включать мозг в расчете на смысл, логику и развитие. Да, герои красивы и обаятельны, но строго в рамках имиджа, заданного стандартом айдору-бойзбэнда. Прелесть-какой-дурачок откровенничает, что он не жизнерадостный, а нервный, и чувствует себя обузой, осознавая свою боевую несостоятельность? Забудьте об этом сразу после диалога, остаток игры он так и пробегает, делая селфи на фоне битвы, жалуясь на гадких насекомых, немодную одежду и что некому взять на ручки. Научиться хотя бы разводить костер? Кавайная пуся должна оставаться трогательной и беспомощной.
Другой герой всю игру честно делает свое дело, зачастую спасая всех остальных, но не питает никаких иллюзий относительно своих спутников, умеет язвить и ставить на место даже принца. Потом раз - и про него выходит личный эпизод, в котором весь его прагматизм сводят к слепой, влюбленной самурайской преданности господину.
Еще один должен был таки пройти личностный рост и из вялого капризного эскаписта стать настоящим мужчиной. Что надо сделать? Правильно, запереть его коматозить в хрустальном гробу, и выпустить оттуда просветленным и заматеревшим. Драматургия так не работает. Но... если быть к этому готовым - а я не был, отчего словил немало моментов досады и разочарования - то можно просто расслабиться и наслаждаться.
[изображение]

Есть часть, приближающая нас к серьезному стелсу или хоррору на выживание. С темными коридорами, трупами, на которые стращно наступить - никогда не знаешь, который схватит тебя за ногу. С болью потери близкого человека и боязнью потерять еще одного. Кишащие чудовищами улицы и подсчет лечащих средств, упрямая решимость людей, которые все потеряли, но еще питают надежду вернуть. У игроков принято почему-то ругать эту часть игры, а у меня она любимая. Хэппи-энд еще надо заслужить, да и мне самому мрачная атмосфера прибавляет некоей злой радости, греет глубинное убеждение, что настоящая сказка должна быть чем дальше, тем страшнее.
Но! Стоит подумать логически, и здесь тоже все зияет дырами. Что делает на воздушной военной базе тронный зал? Почему во все остальные ее помещения доступ открывается нормально, ключ-картой, и только туда - штрихкодом на руке штурмовика? На кой вообще штурмовику допуск к трону? Да черт возьми, когда один из наших членов команды оказывается на самом деле имперским боевым клоном, знаете, как партия реагирует и как это повлияет на сюжет? НИКАК.
В обезлюдевшем городе светятся все окна. Растения фотосинтезируют, зеленятся и колосятся в мире без солнечного света. Люди выживают кровью и потом, но в автоматах полно газировки, а в витринах кафе - печенья. Потому что трахай своих бисёненов и не умничай, вот почему.
[изображение]

Есть составляющая классической jrpg - масштабность, красочность, героизм и подвиги, воспевание самоотверженности и судьбы языком грандиозности и спецэффектов. Но! С первым и вторым она сочетается примено никак. Будто все происходящее - коробка конфет, сладких, соленых и кислых, перемешаннных не врассыпную, а то по десять, то по пять, и ты не можешь выбрать, к какому виду начинки приложишься в следующий заход. Если играть порционно, точно зная, где настрой сменится - будет здорово. Если же видеть эти грубые швы, эту нехватку гармонии в смене тона повествования, то недоделанность игры просто бросается в глаза.
[изображение]

Зато в ней прекрасный антагонист. Умный, омерзительный и ужасно харизматичный, от такого хочется держаться подальше, как от чумной крысы, и на него же хочется смотреть, не отрываясь, как на экспозицию кунсткамеры. Его мотивация очень человечна, хоть ничего людского давно не осталось, и его легко понять, но не возникает ни малейшего желания простить. И ему самому себя абсолютно не жалко. Ya'll, motherfuckers, need trash Jesus. Хотя, конечно, если иметь опыт игры в ранние финалки, становится понятно, что это просто переработанный образ Кефки, и тот пострашнее будет. Но все равно из всех действующих лиц FFXV он наилучший по проработке и естественности.
[изображение]

А вот с чем беда без перевеса позитивом, так это с женскими персонажами. Героини Final Fantasy всегда, в общем-то, тоже отвечали популярным японским запросам - "непорочная невеста", "бойкая малышка", "зрелая соблазнительница", вот только раньше у них кроме этого было что-то за душой. свои истории, желания и страхи, плоть была на скелете шаблона. Здесь же смотришь и видишь фигу. Лунафрея, заявленная сильной и целеустремленной героиней, говорит лишь о том, как она юбит Ноктиса и мечтает быть с ним. У Ирис нет ничего, кроме односторонней влюбленности. Аранея остается женщиной-сиськи, вся помощь которой напоминает сеанс фемдома, а все разговоры - к "привет, красавчик". С каждым обновлением в игру обавляют флешбэки и диалоги, геймеры всякий раз надеются на хоть какое-то ракрытие, а бедных героинь, наоборот, все <b>у</b>же сводят к любовям, ну или фетишу. С одной стороны игра настолько фудзёсьная, что, понятное дело, все силы вложили в освещение главной четверки, а женщины в принципе для галочки, но все равно обидно.
Зато графику улучшают с каждым новым релизом и не проходит пары месяцев без добавления сценок и диалогов на радость шипперам.

В общем, если вас не смущает повествование, напоминающее пересказ "Калевалы" картавым заикой или вы очень хорошо умете забывать, что Final Fantasy - это знак качества и бесконечных экпериментов, а не повторного использования удачных ходов прошлых частей и незамысловатого фансервиса, вам будет норм. Я так и сделал, практикую шиппинг и добираю сюжета и миростроения из фанфиков, нереализованного концепта и собственных охуительных теорий. Она как тот оргазм, который весь в голове. Ну и красиво, чего уж там.