Тень в сумерках
17:46 06-03-2018 Братья Карамазовы, ТВ.
Есть вещи, остающиеся современными всегда. Что бы ни произошло, как бы далеко ни ушло время, они продолжают волновать сердца, заставляя задумываться над сложными вопросами бытия. Ибо – классика-дэс!
Разные люди в разных странах и разное время будут возвращаться к ним снова и снова, чтобы понять себя и мир, в котором мы живём. И, конечно же, к таким произведениям принадлежат романы Достоевского. Искренне признаюсь в любви к этому автору!
Надо сказать, с экранизацией своего любимого романа (а «Братья Карамазовы» - моё любимое произведение у Фёдора Михалыча!) на родине не слишком везло. Нет, был прекрасный советский фильм – и всё. ТВ, показанное года три или же четыре назад, очень сильно разочаровало. Очередная сериальная «клюква в сахаре»! Поэтому смотреть творение японских кинематографистов товарищ Тень решилась далеко не сразу. Слишком новаторской показалась работа! Но любопытство пересилило! Каким видят творчество Достоевского люди, живущие в Стране Восходящего Солнца, с совершенно другой ментальностью, да ещё в нашем, постиндустриальном обществе, утратившем многие традиционные ценности?
Но Тень боялась зря – оно захватило с самых первых кадров!
Произведение вышло действительно новаторским по всем статьям – ибо действие не только происходит в Японии, а не в дореволюционной России, но ещё и в наши дни!
[изображение][изображение][изображение]
Итак, на суд искушённого зрителя предлагаются «Братья Карамазовы», Японии 21 века! Режиссёры - Цузуки Дзюнити, Сато Гэнта, Мураками Сосукэ, 11 серий, 2013 год.

The Rolling Stones - Paint It, Black.
Перевод:
Парадный вход я свой покрашу в черный цвет
Других цветов как будто не было и нет...
Я был бы рад смотреть на платья юных дев,
Но чернота опять слепит мне белый свет.

Потоки черные машин летят в окне,
Завяло всё, любовь, вернешься ли ко мне?
Гляжу я всем в глаза - но все отводят взгляд,
Как будто дети и боятся всех подряд.


Я заглянул в себя - и сердцем почернел,
И дверь моя черна, как этого хотел,
Исчезнуть что ли мне, чтоб этот мир пустой,
Не резал душу мне своею чернотой?


Не быть морской волне зелено-голубой,
Кто знал, что будет так с тобою и со мной?
Заходит солнце, и опять всё как вчера,
И смех любви своей я слышу до утра...

Парадный вход я свой покрашу в черный цвет,
Других цветов как будто не было и нет...
Я был бы рад смотреть на платья юных дев,
Но чернота опять слепит мне белый свет.

Я вижу только этот черный-черный цвет,
Цвет ночи, цвет угля, надежды больше нет,
И солнца в небесах наверно больше нет
И в этом мире всём - один лишь черный цвет…

Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его
совести, но нет ничего и мучительнее.

Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы».
[изображение] [изображение] [изображение]
Эта история могла бы начаться так: «В чёрном-чёрном городе под названием Карасума, где живут чёрные-чёрные вороны, стоит чёрный-чёрный особняк. В нём живёт чёрная-чёрная семья Куросава – отец и три сына. Бонза Куросава – глава чёрной-чёрной компании под названием «Недвижимость Куросава», чёрный-чёрный человек с наичернейшей душой и прогнившим насквозь сердцем...»
[изображение][изображение][изображение]
Действительно, господин Бонза Куросава с самого первого знакомства вызывает только самые чёрные чувства – страх, омерзение, негодование, ненависть. Он ценит в жизни только три вещи: деньги, власть, женщин, и власть – более всего. Нет ничего приятнее для него, чем сломать человека, лишить его воли, растоптать и унизить…Тиран и самодур, он с превеликим удовольствием гнобит даже собственное семейство, разрушая всё, до чего дотягиваются его загребущие руки. Жить рядом с таким человеком невыносимо.
Господин Куросава довёл до самоубийства собственную жену, а с детьми обращался так грубо и жестоко, что они мечтали сбежать из дома.
Трое детей от разных матерей с детства привыкли держаться вместе, потому что после смерти мягкой и доброй женщины, которую все трое называли мамой, опереться им было не на кого.
Дом, превратившийся в тюрьму, отравил их детство.
[изображение][изображение]
Три брата: старший, Мицуру, средний, Исао, младший, Рё. Каждый с детства пытался найти свой путь, чтобы освободиться от гнёта жестокой, тиранической, злой и испорченной воли.
Старший, Мицуру, сбежал из дома, бросил колледж, и ведёт жизнь перекати-поля. Сегодня его видят с одной девушкой, завтра – с другой… По ночам он подрабатывает ди-джеем в клубах, дни проводит за барной стойкой. Жизнь, слишком лёгкая, как песок, ускользающая сквозь пальцы. Человек, который так много потерял, боится всерьёз привязаться к кому-то другому, из страха, что его снова бросят…Вот только в образовавшейся вокруг пустоте почему-то совсем нечем дышать…Где ты, героический Персей, который сумел спасти от чудовища свою Андромеду? Увы, в жизни Чудовище живёт долго и счастливо, потому что умело крадёт чужое счастье…
[изображение][изображение][изображение]
Средний, Исао, вынужден был подчиняться отцу, и мог только мечтать о свободе. Правда, он постарался вырваться – получить хорошую профессию, которая позволила бы ему жить независимо от господина Куросавы. Однако обучение стоит денег, и отец сразу воспользовался этим, заключив выгодную для себя сделку. Так Исао оказался в долговой кабале. Он закончил юридический Университет, сумел устроиться в процветающую фирму адвокатом, вот только долгожданной свободы так и не получил. «Я дал тебе возможность получить образование только для того, чтобы затем использовать тебя. Помощь юриста, знаешь ли, стоит дорого!», - усмехается господин Бонза, намекая, что теперь Исао будет служить отцу…и, конечно же, бесплатно! Но, что гораздо страшнее и болезненнее для Исао, дела, за которые принуждает его взяться отец, должны привести к банкротству местной строительной компании. Руками сына Бонза хочет ломать чужие жизни, и то, что это причиняет Исао такую же боль, как и жертве, его только радует. Рабство материальное грозит обратиться в рабство духовное. Просьбы уладить дело миром господин Куросава высмеивает. Всё, что может Исао, выплеснуть всю свою ненависть, горечь и отчаяние на страницы романа.
[изображение][изображение][изображение]
Рё, человек не от мира сего, видевший так много страшного и злого, что закрылся для мира, убежав от себя самого. Внешне – самый благополучный из них, мягкий, добрый, светлый, ни с кем никогда не ссорящийся, всегда находящий компромисс, желающий понять и принять каждого… Впрочем, так и положено студенту Университета, учащемуся на факультете психологии. Вот только…сколько ни делай вид, что не видишь Зла, оно от этого само собой не исчезнет. И даже такой мягкий и светлый человек, каким был Рё, в конце концов, приходит к горькой мысли: «Почему те, кто причиняет другим боль и страдание, живут и преуспевают, а те, кто заботятся о других, отдавая людям всего себя, кто старается нести в мир Добро и Свет, умирают?!»
[изображение][изображение][изображение]
Три сына Чёрного Человека, Бонзы Куросавы, собираются на семейный совет. Снова вся семья под одной крышей. Вот только почему так зловеще горят глаза ворон, что живут в саду? Далеко разносится воронье карканье. Антрацитово блестят чёрные крылья. Чего ждут угрюмые птицы?
Зло, что так долго вбирал в себя старый особняк, выплеснулось наружу. «Убийство» - страшное слово, но «отцеубийство» - страшнее вдвойне. Кто убил Чёрного Господина Карасумы? Вспыльчивый Мицуру? Расчетливый Исао? Не вынесший разлада в душе Рё?
[изображение][изображение][изображение]
Следователь допрашивает братьев, влезает каждому в душу, изо всех сил старается выбить признание. Кажется, он всех троих видит насквозь! Кажется, надави чуть-чуть сильнее, и дело будет раскрыто! Кажется…Но братья молчат.
Смеётся портрет на стене. Власть Зла беспредельна. Даже после своей смерти господин Бонза продолжает сеять зло. Настоящий Сатана – не случайно именно козлоногий Сатир становится орудием убийства. Неужели же нет никакого выхода, и всё, что остаётся, только сдаться? Чёрная, отравленная злобой кровь Куросавы досталась братьям по наследству…Значит ли это, что, убив Дракона, сам станешь им? Стать новыми Бонзами – разве это всё, что им остаётся?..
[изображение][изображение][изображение]
…Но пока есть люди, что верят в Добро и Свет, у нашего мира есть надежда. Так каждый из трёх братьев находит свой ответ, сражаясь со злом в своей душе, помогая себе и людям. Так вера Рё в Мицуру и Исао спасает всех троих. Так решимость Мицуру придаёт силы местной роковой красавице, Грушеньке-Куруми, изменить свою жизнь. Даже когда ты считаешь себя самым несчастным человеком, никому не нужным, никчемным неудачником, оглянись! Может быть, именно сейчас тот, кто рядом, нуждается в помощи, и только ты сможешь протянуть ему руку, и помочь подняться. Спасая других, мы спасаем себя. Звёздное небо, подаренное Мицуру мамой, он дарит разуверившейся в мире и людях девушке, и своими руками совершает настоящее чудо.
Так находит свою дорогу Исао, очень строго осудивший себя, вынесший испытание Властью и не сломавшийся именно потому, что в него верили те, кто был рядом. Очень сложная личность – человек закрытый, замкнутый, недоверчивый и осторожный, привыкший пробовать других на излом, и скрывающий трещину в собственной душе, задыхающийся от яда ненависти, но с такой сильной волей, что не даёт ей прорваться наружу. Сцена его разговора с Рё – одна из сильнейших в фильме.
[изображение][изображение][изображение]
- Почему ты веришь Мицуру? – спрашивает он. – Как ты можешь так доверять ему? Все улики против него!
- Верю. Он не смог бы совершить убийства. Он прямой и искренний человек, и никогда не поступил бы так!
- А я…Как думаешь, мог ли я сделать это?
- Конечно же, нет!
- Но почему? Если бы ты знал, как много в моей душе низости и грязи…
- Мой учитель сказал мне: «В каждом человеке, кроме Доброты и Света, живёт Тень. Но мы можем бороться! И то, как мы ведём борьбу, многое говорит о нас». Эти слова открыли мне глаза. Какие бы намерения не таились в нашем сознании, мы в силах удержаться, и не претворять их в жизнь. Это и делает нас людьми. Я верю тебе, брат, потому что знаю тебя. Я верю тому времени в детстве, что мы провели вместе.
И вот – путь Рё, сумевшего заглянуть в глаза собственной Тени, и выдержать её ответный взгляд. Рё перестал убегать от действительности и оставил путь компромисса, решив для себя раз и навсегда – невозможно примириться со Злом. С ним можно и нужно бороться!
[изображение][изображение][изображение]
И только настоящий убийца, поставивший ловушку для Мицуру, действительно одинок…Гордость, толкнувшая его на этот ужасный поступок, заставила осудить и себя самого…
В романе Достоевского видишь гибнущую семью, трагическую разобщённость людей, близких по крови, но, увы, очень далёких друг от друга…Но время не стоит на месте. Главное – вовремя услышать предостережение классиков, что смотрят вперёд, в будущее, через века. Каким будет оно, зависит от нас. Но то, что семейство Куросава, в отличие от Карамазовых, не развалилось, а осталось единым целым, а Мицуру, Исао и Рё – Митя, Иван и Алёша, - остались, прежде всего, братьями, ответ Достоевскому.
[изображение][изображение][изображение]
Очень красивый, очень стильный, очень эстетичный сериал. Он действительно весь выдержан «в чёрном цвете» - от презрительных взглядов ворон, впечатанных в паутину обнажённых ветвей куросавского сада, до чернильного мрака портрета хозяина особняка, от полумрака ночного бара, до аскетичной простоты следственного изолятора, от страшных галлюцинаций, терзающих Исао, до тёмных картин прошлого у Мицуру и Рё…
[изображение][изображение][изображение]
Символика же в картине просто зашкаливает! Чего стоят только начальные кадры каждой серии, с вытянутым на белоснежных простынях мёртвым телом Бонзы, в позе распятого Христа!
И – музыка бессмертных Роллинг Стоунз так подходит под характер этой картины!
Хотите взглянуть на «Братьев Карамазовых» Страны Восходящего Солнца?
Рискните! Оно стоит того!
[изображение][изображение][изображение]
Небольшой отрывок из сериала: