Сразу же с началом космической эры началась разработка "пилотируемого корабля-спутника", который нам теперь известен, как "Восток". Я не буду сюда вываливать всю энциклопедию об отработках, трудностях, триумфальных Белках и Стрелках и всём прочем. Сразу только, что ещё на тестовых кораблях были успешно испытаны солнечные батареи, отслеживающие положение солнца и разворачивающиеся вслед за ним. Использоваться они стали только много лет спустя.
Для запуска корабля на Р-7 была добавлена третья ступень, а в носовом обтекателе корабля имелось отверстие, сквозь которое система аварийного спасения (САС) отстреливала люк и катапультировала кресло с космонавтом при аварийной ситуации. По этому отверстию и можно отличить "Восток" от любой другой "семёрки".
[изображение]
Перед сходом с орбиты от корабля отстреливался приборно-агрегатный отсек вместе с ТДУ, и шарик, на котором слой за слоем обгорала термозащита, по баллистической траектории спускался в плотные слои атмосферы. Всё это я подробно показывал
на стриме. На фото, кстати - подлинный гагаринский корабль. "Лысина" вверху (это позднее "приобретение", корабль не до такой степени обгорел
) показывает ячеистую структуру поверхности.
[изображение]
Вот от этих коннекторов с помощью пиропатронов отстреливался толстенный пучок кабелей, что связывал спускаемый аппарат и приборный отсек. У Гагарина такое разделение не прошло штатно и разделение отсеков произошло позже, от срабатывания уже другого датчика (нарастание перегрузки).
[изображение]
В атмосфере примерно на 7-километровой высоте справа отстреливался люк (стеклянные колпаки тут исключительно в целях сохранности экспоната) и кресло катапультировалось. Затем отстреливался люк парашютного отсека, что по центру, выпускался сначала тормозной, затем основной парашют, и спускаемый аппарат приземлялся, причём не особо мягко. А космонавт отделялся от кресла и приземлялся отдельно на собственном парашюте. "Восток" - единственный в мире космический корабль, где космонавт приземлялся отдельно от спускаемого аппарата.
[изображение]
И это также накладывало отпечаток на скафандр СК-1 ("скафандр космический"), который, что редкость для космоса, был ярко-оранжевого цвета, чтобы легче заметить космонавта с воздуха. После этого оранжевые скафандры появились только на шаттлах после катастрофы "Челленджера", т.к. там тоже была введена теоретическая возможность приземления на индивидуальном парашюте. Теоретическая.
[изображение]
На фото выше, кстати, слева любопытный антиисторичный артефакт: ракета "Восток" среди ферм, предназначенных, судя по диаметру площадок, для обслуживания РН с разгонными блоками "Фрегат", что появились на 31-й площадке Байконура много позже "Востоков".
Крепление шлема.
[изображение]
Всего в космос "слетало" пять скафандров СК-1 и один СК-2 (Терешкова).
Рукоятка управления кораблём. В "Союзах" две подобных рукоятки, одна для разворота по осям, и другая для выдачи импульсов движения в стороны. Но "Восток" мог только разворачиваться по осям (потому при разработке "Союзов" ставилась задача создать МАНЕВРИРУЮЩИЙ корабль). Подробно про особенности управления я опять же рассказывал на стриме.
[изображение]
Любопытная газета. Поясняется, что Гагарин - это Wild Duck
А Лайка названа Little Lemon (т.к. вроде у неё ещё была кличка Лимончик...)
[изображение]
Всего было выполнено шесть полётов на "Востоках". Гагарин, затем Титов, потом совместный полет двух кораблей Поповича и Николаева, и ещё один совместный полёт кораблей Быковского и Терешковой.
[изображение]
[изображение]
Ещё несколько кораблей "Восток" были переделаны в "Восходы", но это уже следующая история. Ну а, история первого космонавта Земли закончилась, увы, трагично, и напоминания об этом также есть в музее.
[изображение]
[изображение]
Stay tuned.