А вот везёт нам в последнее время на фильмы бакумачной поры! Вот, наконец, добрались до фильма Такаси Миике, «13 убийц», римейка 2010 года старенькой картины 1963 года выпуска (кое обязуюсь разыскать и посмотреть!). wakamizu!!! Земной тебе поклон, что про этого режиссёра сказала – иначе бы мимо прошли, и очень многое потеряли! Фильм внезапно оказался совсем не трэшевый, прекрасно снятый, с сильнейшей игрой актёров, замечательной операторской работой, дивно красивый по видеоряду в сдержанной манере настоящего японского кино, и, наконец – неординарный по сюжету.
До сих пор фильм не отпускает – уже одно это о многом говорит… [изображение][изображение][изображение] [изображение][изображение][изображение]
1844 год. Правительство Бакуфу принадлежит вся власть в стране. Нарицугу – сводный брат сёгуна, усыновлённый кланом Акасэ – один из тех людей, кому ни в коем случае нельзя отдавать власть: избалованный, капризный, бездушный, жестокий и подлый человек. Увы, благодаря высокому положению дорога к власти оказывается открытой для него – сёгун собирается отдать ему должность старшего советника. Беды, которые подобный человек принесёт стране – неисчислимы. Что делать? Как быть? Советник клана Акасэ решает обратиться с просьбой отклонить высокое назначение Нарицугу. Увы, ему отвечают отказом. Дело властей – приказывать. Дело служащих им самураев – подчиняться. Именно на этой связи господин-слуга и держится власть в стране. Не видя для себя иного выхода, советник совершает сэппуку. Именно этой жестокой сценой и начинается фильм. Человек с непреклонным лицом медленно вспарывает себе живот перед закрытыми воротами. Тёмные пятна крови на белых одеждах смертника. Выпавший из руки кусункобу. Зажатое в сведённых судорогой пальцах письмо… [изображение][изображение][изображение]
Советники в горе и растерянности – никто не в силах остановить разошедшегося господина. То, как он ведёт себя, позорит клан. Ужасом и трагедией оборачивается его визит в Овари. Молодая жена самурая, пришедшая с поручением, унижена и обесчещена, её мужа жестокий господин убивает у неё на глазах, равнодушно кромсая мёртвое тело. Бедняжке не остаётся другого выхода, кроме как свести счёты с жизнью, всадив кинжал себе в горло. И господину Нарицугу плевать, что те, с кем он так подло и бесчеловечно поступил, занимают высокое положение в обществе – ведь убитый приходился сыном главе клана Овари, не говоря уже о том, что происшедшее оказалось жестокой насмешкой над законами гостеприимства! Но на этом жестокие развлечения господина Нарицугу не останавливаются! Узнав, что советник клана Акасэ совершил сэппуку, дабы оспорить его назначение, он, вопреки приказу господина Дои Тосицуры, расстреливает из лука всю его семью! Всю, включая детей!!!
«Вы – слуги. Я – хозяин. Вы обязаны мне повиноваться. Не этому ли учит вас кодекс?» - насмешливо говорит он. – «Те, кто осмеливается перечить мне – плохие слуги, и я вправе наказать их!»
Самодурство, тирания, изуверская жестокость вызывают гнев и возмущение…Но как покарать облечённого властью мерзавца?! Ведь нельзя нарушить вассальную клятву! [изображение][изображение][изображение]
И всё-таки находится человек, не смирившийся с положением дел. Он решает во что бы то ни стало остановить Нарицугу. Если обращение к властям не дало результата, и назначение на пост советника всё равно состоится, остаётся один-единственный выход – убить господина Нарицугу Мацудайра.
Убить! Но это не так-то просто сделать! Где же найти таких отчаянных людей, что решатся на убийство столь высокопоставленного лица, подставив под удар собственные жизни? Необходимы сильные духом воины, знакомые с методами ведения войны, знающие стратегию и тактику сражений, и при этом – хорошо владеющие оружием. Да где же таких найдёшь, да ещё в мирное время, когда искусство ведения войн уже изрядно подзабылось? Но господин Дои находит человека, способного справиться с подобным поручением – и в его замок прибывает Синдзаэмон Симада, заслуживший славу отличного воина и преданного самурая. Рассказав ему, что представляет собой Нарицугу, советник Дои раскрывает фусума, и перед взором изумлённого Синдзаэмона предстаёт беззвучно рыдающая девушка. В истерзанных голодом землях клана Акасэ часто проходили крестьянские бунты. Она – дочь предводителя мятежа. Господин Нарицугу отрубил ей руки и ноги, и всячески издевался над беззащитной девушкой, а потом, когда ему надоела живая игрушка, выбросил её вон.
- Где твоя семья, девушка? – спрашивает потрясённый до глубины души Синдзаэмон. Кровавые слёзы текут из глаз несчастной. Она берёт в зубы кисть, и пишет на залитом слезами и кровью листе: «Всех убили!» Жестокий господин вырвал ей язык, и она больше не может говорить!
«Мои руки…мои руки дрожат, как у воина перед битвой. Невозможно оставить безнаказанным подобное злодеяние! Я согласен, господин Дои. Я убью господина Нарицугу!» - отвечает Синдзаэмон. [изображение][изображение][изображение]
И начинаются поиски самураев, что возьмут на свои плечи такое отчаянное, тяжкое и безнадёжное дело. Синдзаэмон собирает вокруг себя маленький отряд – 12 человек, верных не букве кодекса, повелевающего защитить господина, но его духу, самой идее защиты страны и народа от самодурства и тирании. И вот в этом есть интересная параллель с фильмом Акиры Куросавы, «7 самураев»! Да, в фильме мастера Куросавы самураи стараются защитить крестьян от бандитов. Здесь, у Миике – самураи пытаются защитить народ от бандита, облечённого властью, но, по сути своей, от тех бандитов ничем не отличающегося! И главный конфликт фильма – это самое противостояние духа и буквы закона. Нарицугу защищает Ханбэй. Он ненавидит и презирает своего хозяина, но при этом истово верит, что настоящий долг самурая – охранять господина, каким бы глупцом, безумцем, злодеем, мерзавцем и негодяем он не был! Защищать, несмотря ни на что – даже если господин погубит свою страну и народ! – просто смириться с этим и принять, как неизбежное. Склониться перед Судьбой, стоически выполнив свой долг и предназначение, послужив для своего господина щитом. [изображение][изображение][изображение]
Люди, что собрались под началом Синдзаэмона Симады, пришли к нему, руководствуясь разными соображениями. Хираяма в долгу перед ним. Мастер меча, гениально владеющий клинком, он прошёл школу Синдзаэмона и готов отдать жизнь за своего учителя. Для него это равнозначно оплате долга. Его ученик связан с ним теми же узами долга и служения, и просит взять его в это рискованное дело, ибо признаёт его справедливость и хочет доказать всем, а больше всех – себе самому, что является достойным самураем, и что путь сэнсэя – и его путь. Среди остальных самураев выделяется Сахара – человек, чужой клану Акасэ, но, тем не менее, желающий к ним присоединиться. Он просит денег, чтобы оплатить долги и проводить в последний путь умершую жену. Бесстрашный человек, он заранее готов к смертельному для себя исходу, но ввязывается в это опасное предприятие, дабы уйти с честью. И, наконец, племянник Синдзаэмона, Синрёко, сыгранный любимым блондевским актёром, Тосиюки – человек-игрок, легко относящийся к жизни и смерти. Он ведёт праздную жизнь, и она кажется ему пустой. Чего-то не хватает в серой череде унылых будней…Быть может, пьянящего и завораживающего смертельно-опасного риска? А что, если поставить свою жизнь на кон? Сыграть в поддавки со Смертью – что может быть лучше? [изображение][изображение][изображение]
Итак, маленький отряд Синдзаэмона насчитывает 12 человек. Всего 12! Это так мало! Господин Нарицугу отправится к месту своего назначения, сопровождаемый значительной охраной. С ним в пути будет не менее 70 воинов! Как же добраться до сводного брата сёгуна через целый лес копий и мечей? Но Синдзаэмон – опытный тактик. Он узнаёт подробности маршрута следования Нарицугу, и собирается напасть на него в деревеньке Этиае. Жителям деревни советник Дои пересылает деньги, как компенсацию за разрушенное жильё, ибо вместо мирной деревушки Симада и его люди собираются выстроить смертоносную западню, наводнив её всевозможными ловушками. Отсечь охрану, перебить защитников и уничтожить Нарицугу – таков план Синдзаэмона. Но пройдёт ли охраняемый кортеж через Этиаю?
Чтобы перекрыть другой путь, Симада обращается за помощью к главе клана Овари, пострадавшего от жестокости новоназначенного советника, и когда процессия Нарицугу достигает границ клана, она видит врытую в землю табличку, запрещающую проезд, и вооружённый отряд стрелков. Нарицугу в ярости – как! Ему осмеливаются противиться! Но ружья – весомый аргумент, и Ханбэй уводит старшего советника Мацудайры от опасного места. Глава клана Овари, потерявший по милости Нарицугу сына и невестку, совершает сэппуку – он берёт ответственность на себя, утаив связь с людьми Симады.
Ханбэй понимает, что за отказом впустить Нарицугу на землю клана Овари стоит Синдзаэмон. Он пытается отговорить своего господина следовать опасной дорогой, но опасности только сильнее разжигают жадного до развлечений старшего советника, - и он заявляет, что не свернёт с избранного маршрута. «Самурай скорее умрёт, нежели допустит, что его господин будет выставлен на посмешище», - ехидно говорит он, и Ханбэй смиряется с решением хозяина. [изображение][изображение][изображение]
А что же Симада? Он и его соратники лесными тайными тропами пробираются к Этиае. Застыли в молчании горы, стекает в долины сырой туман, высятся в сумрачном, зелёном безмолвии деревья-великаны, колышется серебристая поросль мха на ветвях…Отряд пробирается по лесной чащобе, да вот беда – дорога теряется в густом переплетении ветвей! Но тут какой-то звук привлекает внимание Синрёко. Впереди – сплетённая из лиан ловушка, а в ней – человек! Самураи освобождают лесного жителя. Загорелый до черноты охотник признаётся, что был наказан своим господином за любовь к его прекрасной жене – Упаси. Зубоскал и насмешник, знакомый с жизнью леса, он знает здесь каждый кустик, и берётся проводить отряд к Этиае, хотя бы за еду. Симада соглашается, и к отряду присоединяется 13-ый человек.
Охотника сыграл Исэя Юсукэ – и вот, в который раз поражаюсь его умению перевоплощаться в нужный образ! Сыграно великолепно, хотя эта роль в корне отличается от прежних его экранных образов! Ни вам рафинированности Ёсицунэ, ни изворотливости и коварства Итидзё… Вот недаром сравниваю «13 убийц» с «7 самураями». Охотник Коята – это же Тосиро Мифунэ в незабвенных самураях, сыгравший Кикутиё! Только там крестьянин стремится стать самураем ради более лёгкой жизни, а герой Исэи, скорее, из любопытства. Но каков характер! Грубоватый парень, для которого лес – дом родной, ловко управляющийся с пращей, он больше похож на лешего-тэнгу, чем на человека. [изображение][изображение][изображение]
Ещё хочется несколько слов сказать о роли Хираямы, что блестяще исполнил Ихара Цуёси. Вот кому надо было бы в «Бродяге Кэнсине» сыграть Сайто! Роль – его, и внешне он очень похож! Холодность, ледяное равнодушие даже в самой горячке боя, виртуозное владение клинком, удивительная сила духа, решимость, умение вести бой в любых условиях, при любых обстоятельствах (ах, как он трезво говорит ученику: – «Бой не окончен до тех пор, пока твой соперник жив! Выбили меч из рук – хватай то, что подвернётся: палку, или камень, дерись хоть голыми руками, ибо кодекса чести в настоящем бою не существует! Стремись подороже продать свою жизнь!»). Дух воина воплоти! А как сыграно! Сдержанность, сдержанность – вот чего так не хватало Сайто в фильме!
Несколько слов о самой зрелищной и масштабной стороне картины – о боях. Бои здесь – нечто вообще потрясающее! Реализм происходящего чувствуешь именно благодаря им. Будешь ты жить, или нет – дело буквально нескольких мгновений, ибо, не отобьёшь клинок – и тебя разрубит вражеский меч. Передано это очень здорово! Никаких нереальных полётов, никаких лишних движений, один-два удара – и вопрос жизни и смерти решён! И сумятица сражения также передана превосходно! Когда соперник настолько превосходит в численности, бой превращается в кровавую рубку, и тут уже вопрос победы либо поражения – это не всегда вопрос мастерства. Часто всё решается намного проще и трагичнее, и зависит от того, какие кости выбросит Судьба: повезёт - не повезёт…Это не додзё. Это не образцово-показательный поединок. Поскользнёшься на разъезжающейся под ногой грязи – и ты труп. [изображение][изображение][изображение]
Впрочем, вернёмся к действию. Охотник Коята выводит отряд самураев к деревне, и начинается подготовка к покушению. Впереди – самая тяжёлая часть приближающегося действа – ожидание. Время, которое птицей летело для людей Симады, теперь лениво тянется застывшей смолой. А тут новое известие, повергающее самураев в уныние – кортеж Нарицугу исчез! Что предпримет Ханбэй? Вдруг решит не рисковать, а вернуться? Может, стоит прощупать другую дорогу? «Сущность рыбалки – терпение, и умение выжидать!» - успокаивает своих людей Синдзаэмон. – «Подождём! 70 человек не иголка, чтобы затеряться на дороге. Кто-нибудь их обязательно заметит!». Он оказался прав – кортеж продолжает следовать путём на Этиаю…Вот только в нём уже 200 человек! 200 против 13…Шансов выжить практически нет.
«Что ж, мы с самого начала готовы были отдать свои жизни, - соглашается отряд смертников. – Главное для нас – осуществить задуманное!»
И вот хмурое утро встаёт над притихшей Этиаей. Сизые космы тумана укутывают деревеньку. Шумит река, и роются в земле куры, и смотрит на вооружённый отряд крестьянский мальчишка, округлив глаза от любопытства. «Обычная деревня!» - решает Ханбэй, и…ошибается. Он и его люди понимают, что попали в западню, слишком поздно! Синдзаэмон обращается к Нарицугу с гневной обличительной речью, обвиняя в преступлениях против народа, но советника только забавляет происходящее. Для него предстоящее сражение – только ещё один способ развлечься! Жестокий бой принимают 13 отчаянно-смелых воинов. Постепенно из-за хитроумных ловушек редеет охрана, вот только слишком уж значителен перевес…Медленно, ах, как медленно сокращается из число, - а чем дольше бой, тем меньше сил, чтобы выдерживать ожесточённый натиск противника, пытающегося вырваться из Этиаи, превратившейся в огненный, кровавый ад…Один за другим заговорщики погибают – да, они стараются захватить с собой как можно больше вражеских воинов, однако их число тает. Хрипит пробитый копьём Сахара, и падает Куранага под ударами мечей, защищая друга, принимает на себя Мицухаси смертоносный удар, и, потеряв клинок в гуще схватки, камнем добивает противника Хираяма, и старается подняться обессилевший от ранений ученик, - умирает, но не сдаётся, последним движением тянется к врагу, чтобы защитить учителя… [изображение][изображение][изображение]
Если бы не Ханбэй, старший советник давным-давно был бы убит, но опыт, умение и боевое мастерство его вассала не один раз спасают ему жизнь. А что же Нарицугу? Ценит ли он своего преданного слугу? Научило ли его это ужасное сражение с уважением относиться к человеческой жизни? Да нисколько! Наоборот, битва, развернувшаяся в Этиае, его только…развлекла! «Когда я займу пост сёгуна, я верну Время Битв! Война – это, оказывается, очень интересное занятие!» - заявляет он ошеломлённому Ханбэю. Люди десятками гибнут вокруг него, защищая ему жизнь, но это ничуть его не трогает!
Но вот после жуткой бойни в Этиае остаются только четыре человека – Нарицугу, Ханбэй, Синдзаэмон и его племянник, Синрёко. Жестокая усмешка Судьбы – в последнем поединке должны встретиться два друга, два достойных человека и отважных воина – и каждый из них уверен в собственной правоте, и ради этой истины, в которую верит всем сердцем, готов отдать свою жизнь. Между Симадой и Ханбэем происходит весьма примечательный разговор. [изображение][изображение][изображение]
- Подумай, что ты защищаешь, Ханбэй! – горячо восклицает Синдзаэмон. – Нарицугу – подлец, его будущее правление принесёт стране одни только беды! Посмотри, как он относится к тем, кто служит ему! – и слышит упрямый ответ:
- Долг самурая – служить своему господину! Он должен беспрекословно повиноваться ему, а остальное - не его ума дело!
И будущий старший советник клана Мацудайра подхватывает его слова:
- Вы – слуги! Вы обязаны знать своё место! На этом подчинении строится вся жизнь в нашем государстве!
- Вы сильны только из-за поддержки снизу, - с горечью восклицает Симада. – Но так будет не всегда! Настанет время, и люди откажутся служить таким, как вы!
И вот – последний поединок. Синдзаэмон отрубает голову своему другу. А что же Нарицугу? Пренебрежительно пинает её, как ненужную вещь!
- Как ты смеешь обращаться так с тем, кто отдал за тебя свою жизнь?!! – задыхаясь от ярости, кричит Симада, а Нарицугу лишь усмехается в ответ:
- Одним слугой больше или меньше – какая разница!
Только тогда, когда катана Синдзаэмона вонзается ему в живот, он с изумлением восклицает: - Больно! Как же больно!
Но даже предстоящая смерть не может изменить его. Последние слова Нарицугу ошеломляют: - Каждый человек умрёт. Смерть – удел всех. Однако я должен сказать тебе спасибо – ты подарил мне самый прекрасный день в моей жизни… [изображение][изображение][изображение]
Смертельно раненый, дядя Синрёко умирает у него на руках. Его последние слова обращены к племяннику: - Тяжко это – быть самураем. Иди, будь свободен. Живи, как хочешь.
Стелется туман, пряча залитую кровью Этиаю. Что это? Царство живых, или мёртвых? И внезапное появление охотника, ещё больше похожего на насмешника-тэнгу, кажется странным миражом. Как мог выжить он после смертоносного удара Нарицугу? Но вот же – стоит и смеётся, и снова мечтает об Упаси. «Самураи – скучные люди. Вернусь к ней», - отвечает он на вопрос Синрёко, что же теперь ждёт его впереди. - «А ты?»
- Уеду на Запад, - усмехается игрок.
Есть что-то символичное в произошедшем. Все самураи полегли в Этиае, и только двое вышли из этого места Смерти живыми – охотник, больше похожий на духа Леса, и игрок, поставивший на кон собственную жизнь, и – неожиданно для самого себя! – выигравший её…
Время самураев проходит. Через каких-то двадцать лет в стране начнутся перемены, и на смену Бакуфу придёт новая эпоха – эпоха Мэйдзи.
А пока сёгуну доносят, что его сводный брат Нарицугу внезапно…заболел и умер. Всё спокойно в стране. Пока ещё спокойно. И никто не знает о маленькой горной деревне, похоронившей на своих полях более 200 человек, и о тех, кто это совершил. 13 человек. 13 самураев. 13 убийц.