i-lightning
04:46 07-06-2018
— Итак, майор, вы хотите понять, как функционирует детская память?

Марианна кивнула. Василе Драгонман набрал в грудь побольше воздуха и начал излагать:

— Ладно, попробую. Заранее прошу простить, если мои объяснения покажутся вам слишком длинными. Все не так уж и сложно, главное — запомнить принцип, один-единственный и вполне элементарный. Чем старше становится ребенок, тем дольше сохраняются его воспоминания. Трехмесячный малыш помнит неделю. Игру, музыку, вкус… Шестимесячный — три недели, полуторагодовалый — три месяца, трехлетний — шесть месяцев…

показать
Марианна нетерпеливо отмахнулась:

— Будем считать, что математическую теорию я усвоила. Но ведь детская память зависит от других критериев, я права? Полагаю, ребенок лучше помнит вещь или человека, которые видит каждый день. Как и из ряда вон выходящее событие, которое ужасно ему понравилось или до ужаса напугало. Все верно?

— Нет, — психолог покачал головой, — так это не работает. Ваши рассуждения применимы к памяти взрослого человека, способного сделать выбор между важным и второстепенным, полезным и бесполезным, истинным и ложным. Память ребенка до трех лет функционирует совершенно иначе. Все нереактивированные впоследствии воспоминания неизбежно стираются. Приведу пример. С первого дня жизни и до трех лет вы каждый день показываете ребенку один и тот же мультфильм. Он без конца его смотрит и скоро знает наизусть. Персонажи становятся лучшими друзьями малыша. Потом вы на целый год «забываете» о мультфильме, а на четвертый день рождения сажаете сына перед телевизором и… он смотрит его, как в первый раз!

— Неужели?

— Да! Точно так же память работает в отношении людей, даже близких — умершего деда или переехавшей подружки. Конечно, мы исходим из предположения, что люди крайне редко много месяцев обходят молчанием значительное воспоминание. Так называемая короткая память маленьких детей практически безотказна. Малыш знает, где утром спрятал свою соску, он помнит, какого цвета качели в парке, куда его водят играть каждую неделю, может описать собаку, которую видит за чужим забором, когда идет с мамой в булочную, особенно если повторяющиеся действия все время упоминают в разговорах.

— Значит, память ребенка конструируют родители?

— Почти на сто процентов. Кстати, это и к нам относится. Психологи называют такую память эпизодической, или автобиографической. Наша взрослая память практически целиком состоит из непрямых воспоминаний: фотографий, рассказов, фильмов. Что-то вроде арабского телефона: воспоминания о воспоминаниях о воспоминаниях. Человек уверен, что во всех деталях помнит, как провел каникулы тридцать лет назад, помнит каждый день, каждый пейзаж, каждую эмоцию. На самом же деле это всего лишь картинки, всегда одни и те же, которые он отобрал и выстроил, отталкиваясь от сугубо личных критериев, — наподобие камеры, снимающей с одного ракурса одну часть декорации. Тот же принцип действует в отношении первого падения с велосипеда, первого поцелуя, криков радости после объявления результатов экзамена на степень бакалавра. Ваш мозг тасует воспоминания и удерживает лишь то, что важно и интересно. Если бы мы могли отмотать время назад, увидели бы, что реальные факты имеют мало общего с воспоминаниями. Какая была погода? Что вы делали до, после? Кто там был, кроме вас? Нет ответов. Остались только вспышки — озарения!

Марианна все время посматривала через плечо психолога на коллег, фланировавших по коридору с сэндвичами и стаканчиками кофе. Значит, Тимо Солер с профессором Ларошелем не связывался.

— Я далеко не все поняла, господин Драгонман, — сказала она, — но готова верить на слово. Давайте вернемся к детям. В какой момент появляются воспоминания, сохраняющиеся на всю оставшуюся жизнь?

— Трудно сказать. Некоторые люди свято верят, что помнят события, пережитые в два-три года, однако речь идет о воспоминаниях «с чужих слов», или реконструированных воспоминаниях. Это относится к приемным детям, особенно к усыновленным в других странах: им трудно отделить реальные воспоминания от тех, что основаны на рассказах взрослых, или тех, которые они себе нафантазировали. Канадские исследователи выяснили, что приемные дети, узнавшие об усыновлении в самом раннем возрасте, свято верят, что помнят свою «первую жизнь». У тех, для кого усыновление осталось тайной, подобных «воспоминаний» нет.

Психолог опустил глаза на рисунки Малона Мулена, помолчал и продолжил:

— Подведем итог, майор. У большинства из нас не существует практически ни одного непосредственного воспоминания о том, что было пережито в четыре-пять лет. Вы никогда не забудете того, что происходило в первые шестьдесят месяцев жизни ваших детей. Будете с умилением вспоминать, как водили их в зоопарк, возили к морю, рассказывали сказки, праздновали дни рождения и Новый год, словно это случилось вчера. Вы — но не они!

Марианна бросила на психолога изумленный взгляд, как будто он только что высказал жутко еретическую мысль.

— Но ведь педиатры утверждают, что основы личности закладываются до четырех лет…

Василе Драгонман улыбнулся: он заманил майора куда хотел.

— И они правы! Первые годы — самые важные. А если верить психогенеалогическим[7] теориям и трансгенерационным бредням,[8] эти самые «основы» начинают формироваться в период внутриутробного развития. Ценности, вкусы, личность… Все творится в первые годы жизни и запечатлевается навсегда! Все — только не непосредственная память о фактах! Поразительно, парадоксально, не так ли? Наша жизнь управляется событиями, актами насилия и проявлениями любви, подтверждения которым мы не имеем. Этакий черный ящик, ключ от которого потерян навек.

— И воспоминания хранятся в этом самом ящике? — спросила Марианна, пытаясь осознать услышанное.

— Да… По сути своей это довольно простой механизм. Пока речь не освоена, мысль развивается через образы — как и память. С психоаналитической точки зрения это означает, что воспоминания могут храниться только в подсознании, а не в сознании и не в предсознании.

Майор Огресс сделала большие глаза, желая показать, что запуталась. Психолог подался вперед и принялся терпеливо объяснять:

— Иными словами, в памяти маленького ребенка, который вроде бы все забыл, обязательно остаются следы! Это так называемая сенсорная, или сенсорно-моторная память. Она выражается в смутных эмоциях, впечатлениях, ощущениях. Классический пример: мальчик, которому сделали обрезание в возрасте трех месяцев, до десяти лет ужасно боится больницы, ее запахов и звуков, не понимая природы этого страха и даже не зная, что уже бывал там. На нашем «птичьем», профессиональном языке такую подсознательную травматическую память называют фантомной.

Марианна все больше увлекалась разговором, и не только потому, что ореховые глаза психолога загорались азартом, как только он начинал излагать очередную теорию. Она упивалась ситуацией, как сверхмотивированная студентка. Ей казалось, что она плывет к незнакомому материку или девственному острову, населенному маленькими дикарями «от нуля до четырех», которых можно воспитывать и формировать по образу и подобию родителей. Мечта любой мамаши!

— Позвольте глупый вопрос, господин Драгонман. Какое решение должен принять воспитатель, имея дело с травмированным ребенком? Что будет правильно — помочь ему забыть или облечь ощущения в слова, поговорить о них, чтобы фантом не угнездился в самом дальнем уголке мозга?

Ответ Василе последовал незамедлительно:

— Тут все психологи единодушны, майор: отрицание травмы есть форма защиты, которая ничего не решает! Чтобы жить с травмой, нужно принять ее, противостоять ей, облечь чувства в слова. Это называется коэффициентом удельного сопротивления на удар — термин, введенный в оборот Борисом Цирюльником.[9]

— Вам не кажется, что тут есть нечто идиотское? — спросила Марианна, обожавшая провоцировать собеседника.

— Почему? — встрепенулся Василе.

Она поняла, что заработала очко, и решила развить преимущество:

— Ну… я вспоминаю фильм «Вечное сияние чистого разума»… Историю об обществе, в котором болезненные воспоминания можно просто стереть. Заманчиво, вам так не кажется? Чем горевать по ушедшей любви, лучше навсегда забыть о ней!

— Это ненаучная фантастика, майор.

Ура, он попался!

— Конечно, для взрослых… Не для маленьких детей — если верить тому, что вы рассказали! Взрослый человек с постоянной памятью не может вытеснить травму. Выход один — извлечь ее, как опухоль. Но у четырехлетнего ребенка все происходит иначе, так? Все сознательные воспоминания исчезают бесследно? Лично я готова спорить, что лучше ничего не говорить, пусть воспоминания улетучатся, растворятся, начнут казаться нереальными… Даже если ребенок смутно помнит обстоятельства, при которых был травмирован, он будет отождествлять их с прочитанным в книге или увиденным на экране. Своего рода теория удержания, или заточения, если хотите. А на практике так закапывают в землю радиоактивные отходы.

— Продолжайте, майор… — Разговор явно забавлял Драгонмана.

— Вообразите мальчугана года или двух от роду, пережившего геноцид, как дети из Камбоджи или Руанды, попавшие во Францию после того, как у них на глазах убили всех родственников. Как лучше поступить? Стереть воспоминания, чтобы они забыли о пережитых ужасах и росли, как все нормальные дети, весело и беззаботно, — или ничего не делать, и пусть всю жизнь несут эту ношу?


— Скажу откровенно, майор, с точки зрения психоанализа ваша теория неприятия действительности — полный бред! Сенсорная память ребенка войдет в противоречие с тем, что попытаются вложить ему в голову взрослые. И фантомов вы не прогоните… Однако… однако вы нарисовали очень точную картину. Мне понравилось сравнение с радиоактивными отходами. Рвануть может в любой момент! А может и не рвануть… — Драгонман подмигнул Марианне. — Единого для всех правила не существует. Подавленная жестокая травма способна спровоцировать амнезию — даже у взрослых. Иногда память возвращается, и человек неожиданно вспоминает о перенесенном в раннем детстве сексуальном насилии. Как в этом случае отличить ложное воспоминание от реального? Фантомы подсознания идут с нами по жизни, как маленькие верные и невидимые ангелы. Существует единственный способ научиться жить с ними в гармонии.

— И какой же?

— Любовь, майор, любовь! Ребенок прежде всего нуждается в физической и эмоциональной безопасности. В стабильности. В доверии к взрослому, который его защищает. Вербализация травм не играет роли, если отсутствует главный ингредиент: любовь матери, отца, любого другого взрослого, которому доверяет ребенок. Ему нужна только любовь!
(с) Мишель Бюсси "Пока ты не спишь"
Комментарии:
denika
13:20 07-06-2018
большинства из нас не существует практически ни одного непосредственного воспоминания о том, что было пережито в четыре-пять лет.

Неправда. Про 4-5 лет. Про 3 - возможно (всегда удивлялась, когда мне рассказывали, что помнят себя с 3-х лет). Но вот 4-5...
На своем опыте я могу сказать точно, что воспоминания 4-х 5-ти лет вполне себе сохраняются (хотя и отрывочно, но вполне себе предметно).
Почему точно? Потому что у меня есть четкий возрастной ориентир, на который я могу здесь опираться, разбираясь в вопросах со своей памятью - мать и отец присутствовали в моей жизни ровно до 5 с половиной лет. И после того, как мама умерла, а отцу запретили приближаться ко мне, меня увезли из квартиры в Питере в область к бабушке/дедушке, где я и прожила следующие 7 лет.
Так что, все мои воспоминания о жизни в городе, о маме с папой, о разных событиях, людях, которых я больше никогда не видела (о других бабушке с дедушкой, в частности, и их доме, в котором я жила летом за год до смерти мамы), о детском садике, в который я ходила и о летней поездке к морю в 4 с половиной года (очень яркие) - они не могут относиться к более позднему возрасту (после 5-ти с половиной) и не могут быть чьими-то еще (рассказанными мне кем-нибудь), т.к. некому уже было обо всем этом мне напоминать/рассказывать.

отредактировано: 07-06-2018 13:44 - denika

i-lightning
13:59 07-06-2018
denika ну, у "большинства" - это не у всех))) Т.е. всегда есть процент тех, кто помнит себя и раньше.
Опять же, я, например, помню себя в 4 года. Но по-хорошему, если говорить о "помню себя" - не только то, что я делала, но и то, как и почему я это что-то делала, что думала, что чувствовала, т.е. то, что составляет уже личностные переживания - то уже к возрасту лет 6 относится. Хорошо помню только с подготовительной группы детсада. А это как раз поздние 5-6 лет.
А в 4 года - это несколько эпизодов, которые просто, как серия в кино, без начала и конца.
denika
14:34 07-06-2018
i-lightning
ну, у "большинства" - это не у всех))) Т.е. всегда есть процент тех, кто помнит себя и раньше

а они много проверяли? на таких вот пограничных случаях, как у меня? в смысле, с четким разделением границ до 6-ти - и после? ну, чтобы говорить про "большинство"? у которого "не существует практически ни одного непосредственного воспоминания о том, что было пережито в четыре-пять лет"?

Но по-хорошему, если говорить о "помню себя" - не только то, что я делала, но и то, как и почему я это что-то делала, что думала, что чувствовала, т.е. то, что составляет уже личностные переживания - то уже к возрасту лет 6 относится.

У меня точно с пяти. Я хорошо помню, почему делала то или иное. Помню свои мысли и чувства по этому поводу (свои детские обидки на маму, ссоры с ней, конфликты с воспитательницами из-за своего упрямства, которое они не могли перешибить, помню, как хорошо чувствовала, что не нравлюсь маме своей ровесницы-подружки, живущей этажом выше, и как переживала из этого и т.д.).
Но, опять же, у меня здесь есть четкий ориентир, в отношении возраста. Можешь ли ты с уверенностью сказать про себя то же самое?

А в 4 - да. Эпизоды. Яркие картинки без звука. Которые я уже лишь значительно позже соотнесла с конкретными событиями.
Хотя одно конкретное событие я помню четко и ярко, со звуками и эмоциями и из этого возраста. Когда мы с папаней едва не упустили своей поезд, двигающийся в Крым (вышли покушать на остановке) и бежали потом за ним, вскакивали на ходу в уже набирающий скорость состав (как он меня за руку на подножку втягивал и как я была тогда напугана)
i-lightning
14:50 07-06-2018
denika
Можешь ли ты с уверенностью сказать про себя то же самое?

вот я помню себя так - четко и с мотивациями - с последнего года детсада. Это пришлось на мои 6 лет. Четкого ориентира нет. Более раннее только по пересказам и фото.
denika
15:12 07-06-2018
i-lightning
Четкого ориентира нет.

в том и дело. Я, например, не имея уже таких четких ориентиров на возраст после 5 с половиной, по некоторым эпизодам не могу даже точно определить, было ли это еще до 6-ти или уже после...
i-lightning
15:23 07-06-2018
denika думаю, когда проводят исследование, то берут четко возрастную группу - им проще отследить эти границы.
индрик зверь
10:55 08-06-2018
Некоторые эпизоды своей жизни именно как вспышки без начала и конца, но с ощущением эмоций, которые я испытывала в тот момент, я помню с 3-х лет.
Зато у меня практически полностью стерты из воспоминаний периоды жизни между 5-м и 7-м классами.