Тут подумал еще, а что собственно означает церковный раскол? Вот УПЦ КП возникла в результате раскола, но у нее нет догматических расхождений с мировым православием, просто ее (пока) не признают.
Католики и православные имеют догматические расхождения, но при этом обе деноминации признают друг друга церквями (даже так - Церквями с большой буквы! в отличие от лютеран например), происходящими от единой древней Церкви. Это потому, что у тех и других сохраняется преемственность от апостолов через рукоположение и соответственно таинство евхаристии, которое свершают священники.
Все это есть и у УПЦ КП. На Филарета, правда, наложена анафема, но кем наложена? РПЦ, с которой Филарет порвал еще раньше, создав КП ( =уйдя в раскол). Логично, что если РПЦ не признает Филарета, то и Филарет не признает ее анафемы. Таким образом, КП - это вполне нормальная ПЦ, сохраняющая преемственность от апостолов и все что с этим связано, но не имеющая канонического общения с другими ПЦ, это не страшно, РПЦ тоже полтора столетия имела ровно такой же статус, пока не выбила себе признание. А католики и православные только относительно недавно отказались от взаимных анафем.
(С точки зрения протестантов все это конечно дикая чушь, там любой может создать церковь, а догматы дело десятое).
(С точки зрения атеистов это еще большая чушь, но сейчас речь о политической стороне).
Тут главный довод в том, что миллионы православных в Украине хотят оставаться в православии, но не хотят иметь ничего общего с РПЦ ГБ.
Хотя есть такое чувство, что мы еще наплачемся с Филаретом, когда он получит все козыри, впрочем дедушка уже старенький.