Тень в сумерках
19:10 18-08-2018 Отзыв. Тетрадь смерти.
А вот давно не писала Тень об аниме! И, пока читаются "Речные заводи", унося в китайское Средневековье, для контраста вспомню о такой вот мистическо-детективной историйке, действие которой разворачивается в наши дни. Начали мы читать эту историю ещё в формате манги, да ещё тогда, когда она только-только начала переводиться. Ух, и захватила же она нас! А ещё подсадили на эту вещь своих подруг, и тоже делились впечатлениями и предположениями по ходу этого остросюжетного противостояния. Надеюсь, кому-нибудь оно и придётся по душе))) Завораживающая вещь, над которой здорово поломать мозги)))
[изображение] [изображение] [изображение]
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ: Death Note, ТВ, 2006 г.
Режиссёр: Араки Тэцуро, автор оригинала: Оба Цугуми, страна: Япония.
Тип: ТВ, 37 серий, 25 минут. Жанр: детектив, мистерия, драма, мистика, триллер. Студия: Madhouse.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Мало кто знает, что за жизнью людей обязаны следить боги смерти – синигами. У каждого из них есть особая тетрадь, в которую они записывают имена тех, кто должен умереть. Как только имя и фамилия человека попадает в тетрадь – он обречён. В течение 40 секунд (если не записана причина смерти), он умирает от сердечного приступа. Но мир богов смерти отравлен скукой! И, чтобы скрасить себе бесконечно-долгую и однообразную жизнь, один из богов смерти, Рюук, бросает свою тетрадь в мир людей, где её новым хозяином становится старшеклассник Ягами Лайт. Он решается использовать тетрадь, записывая туда имена преступников! Уничтожив всех тех, кто нарушал закон, Лайт решает стать богом нового мира! Но на его пути встаёт умнейший детектив современности, скрывающийся под именем L. Кто победит в этом смертельно-опасном интеллектуальном поединке?
И - маленькая рекламка сего готичного действа)))

«…Мне другое надо было узнать, другое толкало
меня под руки: мне надо было узнать тогда, и
поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь нагнуться и взять, или нет?
Тварь ли я дрожащая, или право имею?»

Раскольников, «Преступление и наказание».
- Синигами любят яблоки!
Ягами Лайт, «Тетрадь смерти».
Мир, в котором мы живём, увы, далёк от совершенства, стоит это признать. Как часто совершаются преступления, гибнут невинные люди, а преступники, даже пойманные полицией, снова оказываются на свободе, благодаря деньгам, связям, или банальному недостатку улик. Несправедливо! А как было бы здорово, если бы все преступившие Закон всегда получали по заслугам! Быть может, и человеческое общество тогда бы переменилось, ведь, зная неотвратимость расплаты, люди помнили бы об ответственности за собственные поступки. Скольких несчастий можно было бы избежать! Наступил бы Новый Мир, где Добро неизменно бы торжествовало! Но…что толку мечтать об этом? Ведь мечтам невозможно стать реальностью. Нельзя заставить людей поступать сообразно своим желаниям, какими бы распрекрасными эти желания ни были. Где же взять средство, способное изменить этот «прогнивший мир»? А что, если оно просто…упадёт с неба?..
Вот таким неожиданным способом в руки Ягами Лайта, обычного старшеклассника, попадает загадочная вещь из мира Мёртвых, тетрадь в чёрном переплёте, со скромной надписью на обложке: «Тетрадь Смерти». Что ещё удивительнее, в тетради присутствуют подробные инструкции на английском языке, объясняющие, как эту вещь можно использовать! И – самая первая фраза приводит в трепет: «Каждый человек, чьё имя будет записано в Тетрадь, умрёт». Что это? Чей-то хитроумный розыгрыш? Или не слишком удачная шутка? А что, если Тетрадь и впрямь настоящая? Как бы об этом узнать? Быть может, стоит попробовать? Что будет, если написать в ней чьё-то имя? Действительно, в мире живёт столько лишних людей, без которых наш мир стал бы лучше!
Так начинается захватывающий аниме-сериал, рассказывающий о попытке реализовать на практике ещё одну идею создания совершенного общества…Хорошо, пускай и не совсем идеального, но уж Нового Мира, точно!
Вот тут то и оказывается, что Ягами Лайт – не совсем обычный японский школьник! Примерный ученик, лучший в классе, заботливый сын, - ну, чем не образец для подражания? Как то так получилось, что и сам Лайт-кун уверился в собственной избранности… А ведь стоит только поставить себя выше других, и до вседозволенности – один шаг, особенно когда в руках оказывается такое совершенное орудие убийства, как «Тетрадь смерти»…
Действительно, какой простой и эффективный способ убийства! Взять ручку, и записать имя жертвы, представив себе её лицо. Не надо придумывать себе алиби, связываться с дорогостоящим и трудно доставаемым ядом, разыскивать огнестрельное оружие, чтобы потом ломать голову, как от него избавиться… Всего одна запись – и в мире станет одним человеком меньше! И – никаких улик! Так что безнаказанность гарантирована! Вокруг происходит столько преступлений, так что в «материале» для исполнения гениального замысла о создании Нового мира недостатка не будет! Правда, о том, каким же будет этот Новый мир, в котором люди, пусть и совершившие преступление, становятся только «расходным материалом», Ягами Лайт не задумывается…
Так происходит рождение «Киры» - Того, кто несёт справедливость, уничтожая людей, обвиняемых в тяжких преступлениях, по всему миру. Ему посвящают сайты в Интернете, о его действиях спорят на телевидении, о нём ходят фантастические слухи, - и общество расколото сомнениями: как оценить его действия? Что несёт Кира – Добро, или Зло? Ведь недаром само его имя – не что иное, как японское произношение слова «Киллер», то есть – «Убийца»…
Но если общественное мнение и не уверено в том, кто таков Кира – неведомый благодетель или неуловимый злодей, то полиция всего мира, во главе с Интерполом, считает, что он – такой же преступник, как и те, кого он решил уничтожить. А раз так, то необходимо его найти, и обезвредить! Вот только, как? Ведь неизвестен даже способ, с помощью которого ему удаётся убивать, не прикасаясь к жертве! В его силе явно имеется нечто сверхъестественное, так возможно ли обнаружить его, и, что самое главное, разыскать неопровержимые доказательства, которые позволили бы вынести ему обвинительный приговор? Кто может бросить вызов величайшему преступнику современности? И вот тут появляется гениальный детектив, к услугам которого обращались самые различные организации – от Интерпола до ФБР. На его счету – множество раскрытых преступлений, и он не хочет оставаться в стороне от расследования «дела Киры»! Его личность не менее таинственна, чем сам Кира – никто никогда не видел его лица, а все свои распоряжения он передаёт через преданного ему человека – Ватари, общаясь с нанимателями через бесстрастный монитор ноутбука. Всё, что о нём знают – псевдоним. Одна единственная буква: «L», и ничего больше! Кто победит – L или Кира? Кто же стоит на стороне истинной справедливости?
А за блестящим интеллектуальным поединком с интересом наблюдает хозяин Тетради, синигами, то есть, бог Смерти, собственной персоной, Рюук, обронивший свою Тетрадь в мир Людей. Ещё бы, ведь мир Синигами – очень скучное место! Делать там особо нечего: знай, пиши имена людей к себе в Тетрадь, или развлекайся игрой в кости… То ли дело, мир Людей! Там всегда что-нибудь случается, там кипит котёл страстей, алчность, тщеславие, гордыня и честолюбие правят этим миром, и так занимательно наблюдать за хитроумными и коварными замыслами нового хозяина Тетради, и их претворением в жизнь! А какие вкусные в мире Людей яблоки!
И начинается смертельная схватка – противостояние одержимого расследованием детектива, и находчивого, изворотливого и непредсказуемого Киры, скрывающегося под маской примерного школьника, а затем и студента, Ягами Лайта. В ход идёт всё: хитроумные ловушки, слежка и опасные интриги, дело становится всё более рискованным, а сражение интеллекта – всё более увлекательным. Смелые умозаключения L приводят его почти вплотную к Лайту, кажется, что ещё немного, и Кира будет пойман. Однако жизнь – не шахматная доска, а люди – не послушные воле игроков фигуры. Неожиданные случайности способны спутать самые тщательные расчеты, и никто в нашем мире не застрахован от ошибок…
А что же Лайт? К чему привело решение о строительстве Нового мира его самого? Подменив собой Закон, сумел ли он добиться «Царства всеобщей справедливости»? Да, количество преступлений сократилось…Однако мир, живущий в страхе перед Кирой, так и не смог отказаться от преступлений совсем. Нельзя построить мир всеобщего счастья, опираясь только на страх перед наказанием. Тетрадь Смерти постепенно, медленно и верно, развращает его, и идея построения «идеального мира» заменяется построением общества, во всём подчиняющегося Кире, общества, для которого каждое его слово – Закон. Честолюбие и гордыня превращают его в опасного маньяка, для которого люди – только марионетки, а постоянная игра со смертью приводит к тому, что даже жизни близких людей, своей семьи, становятся для него разменной монетой в борьбе за обладание безграничной властью… И чем дальше, тем глубже и неизбежней пропасть нравственного падения. В последних сериях просто невозможно узнать в ухмыляющемся Кире когда-то такого способного, рассудительного Лайта, решившего единым росчерком пера сотворить мир всеобщего счастья…Маска стала лицом, заменив собой личность.
Редко бывает, чтобы аниме затрагивало такие серьёзные, нравственные вопросы. Выбор Лайта и последствия, к которым он привёл, очевидны. Какими бы высокими идеалами не оправдывал он себя, убийство всегда остаётся убийством! Рано или поздно, оно приведёт к полнейшей моральной деградации, задушив в человеке все светлые чувства.
Напряжённый сюжет, интереснейшая детективная интрига, прекрасно переданная мрачная, готическая атмосфера – всё это вы найдёте в одном из самых известных аниме-сериалов! Фильм великолепно нарисован, его герои обладают яркими, запоминающимися чертами: ироничный, обожающий яблоки Рюук; высокомерный, замкнутый Ягами Лайт в строгом костюме с галстуком; сутулая фигура L в мешковатом сером свитере, и его выразительный, внимательный взгляд; кавайная милашка Миса в наряде готической Лолиты; сосредоточенный Ниар, погружённый в свой мир игры; нервный, эмоциональный Мелло, привыкший всегда и во всём поступать по-своему; ещё одна синигами, Рем, молчаливая и беспристрастная особа…
Гамма цветов очень сдержанна – здесь нет кричащих красок и ярких оттенков. Холодная, серовато-стальная, она изменяется от густой, чёрно-синей тьмы к неяркому, перламутрово-серебристому свету. Рисунок строг – классический, реалистичный, он очень гармоничен, в нём нет ничего лишнего. Он превосходно передаёт ход событий, не даёт отвлекаться на малозначительные детали, полностью погружая зрителя в происходящее. Размах и эпичность повествования сочетается с вдумчивым, трезвым расчётом. Городские пейзажи пронизаны холодом одиночества, будь это медлительный, неспешный снегопад, или текучий занавес дождя, разрываемый порывами бешеного ветра…Высокие небоскрёбы Токио, вечно-спешащая куда-то толпа, пролетающие во тьме подземных туннелей поезда метро, уходящие ввысь стены кафедрального собора, аскетичная пустота комнаты Лайта, и наблюдательный пункт L в одном из отелей столицы, и, наконец, заброшенный склад, потонувший в тенях, со скрипучим вентилятором, чьи лопасти разъела вездесущая ржавчина…
Музыка фильма очень подходит ему! Торжественные речитативы хоралов, в духе «Кармины Бураны» известнейшего композитора Карла Орфа, тихая, грустная песенка Мисы, красивейший, мелодичный первый опенинг, взрывной, смертоносный дэт второго опенинга, отражающий самую суть картины – музыкальная палитра картины более чем разнообразна!
«Тетрадь Смерти» - незабываемая картина, завоевавшая заслуженную любовь самых разных зрителей. В ней каждый сможет найти что-то своё: детективную интригу или непредсказуемый, динамичный сюжет, интересные личности главных героев, или гнетущий, атмосферный триллер, отравленный лёгким привкусом готики, повествование о нравственном падении, или ещё одну антиутопию, рассказ о Добре и Зле, и, конечно же, о «Царстве справедливости». А, может, как и Рюук, зритель просто сумеет «победить скуку», ведь это тоже неплохо!