Тарантул
14:46 06-10-2018 "Космос". Часть 10. Многоразовые системы и "Энергия".
Со временем туго было последний период, сорри. Продолжаем.

[изображение]

Осваивать космос не с помощью самоуничтожающихся бочек-ракет и падающих на кусках тряпки консервных банок, а с помощью полноценных самолётов, да ещё желательно одноступенчатых - об этом люди начали думать ещё задолго до начала практического освоения космоса. Ещё молодой Королёв в 30-е годы создавал наброски проектов ракетных самолетов, в 60-е системы орбитального самолета были темой дипломной работы Гагарина, люди всегда грезили очертаниями звездолетов будущего и старались претворить это в жизнь. Но реальность, особенно в нашей стране, оказалась несколько сложнее...

Читать подробнее >>>
Кто бы что ни говорил, в СССР наработки по крылатым многоразовым кораблям всегда делались с оглядкой на США. Если хотите увидеть действительно многообразие обликов в предлагаемых проектах, сумасшедшие идеи, горячие споры конструкторских школ - изучайте космонавтику США. В СССР те проекты, которое доходили хоть до какой-то значимой стадии, делались по системе "посмотрим, что делают американцы, выявим достоинства и недостатки, адаптируем под себя и дадим более лучший ответ". И в США и в СССР в таких проектах прежде всего были заинтересованы Министерства обороны. Корабли с возможностью глубокого маневра в атмосфере, с хорошей массой возвращаемого с орбиты груза, с возможностью быстрого обслуживания и повторного запуска - мечта военных. Да ещё и с сулившей большие экономические выгоды многоразовостью! Правда, не все эти мечты оправдались на практике.

В Советском Союзе практически все работы по таким проектам связаны с именем Г.Е. Лозино-Лозинского, от "Спирали" до МАКСа, это поистине отец отечественных космических крыльев. Проект "Спираль" родился в 60-х на базе анализа американской системы Dyna Soar, он представлял собой малый орбитальный аппарат, стартующий с гиперзвукового самолёта-разгонщика.

[изображение]

Это был один из немногих проектов, дошедших до стадии полноценных испытаний, аппарат совершил даже орбитальный полет с приводнением в Индийском океане (стартовал на ракете). Множество других проектов так и осталось лишь на бумаге.

[изображение]

Ситуация стала меняться, когда американцы стали создавать Спэйс Шаттл. Наши решили ответить, выбирали из многих проектов, но опять-таки решили просто скопировать очертания и общие принципиальные вещи, доработав и улучшив. Так появился "Буран".

[изображение]

Уже тогда, в 80-х, на излете военно-космической гонки, да ещё при наличии собственных орбитальных станций, необходимость "Бурана" вызывала вопросы, но дать адекватный ответ американцам было необходимо. Уж не знаю, насколько впечатлил американцев "Буран", но вот РН "Энергия", сделавшая возможным полёт "Бурана", впечатлила всех. В отличии от цистерны с двумя петардами у Спэйс Шаттла, эта самая мощная отечественная ракета, хотя и делала запуски "Бурана" несравнимо дороже американских, могла использоваться для целого спектра задач, она не создавалась чисто под "Буран". Предусматривалась лёгкая модификация с двумя боковыми блоками (слева), в 4-блоковой конфигурации (справа) она могла вывозить какой угодно автономный боковой груз, а в перспективной 8-блоковой убер-конфигурации ("Вулкан") могла кого-нибудь, пожалуй, что и на Татуин закинуть!

[изображение]

Но ни мощная оборона, ни сверхдорогие исследования дальнего космоса в конце 80-х - начале 90-х, как мы знаем, уже не были в тренде. "Энергия" совершила пару стартов, "Буран" же и вовсе совершил лишь один полёт в автоматическом режиме, блестяще приземлившись при сильнейшем боковом ветре, на этом история полётов отечественных крылатых аппаратов была окончена. Кстати, "Буран", естественно, был приспособлен и под ручное управление, на тестовых экземплярах лётчики-испытатели совершили десятки посадок и очень хорошо отзывались об управляемости (как и американцы о шаттле). Использовалась вот такая РУС, явно списанная с наработок по военной технике. Только что кнопки залпового огня не хватает.

[изображение]

Специально для транспортировки "Бурана" и частей "Энергии" на базе стратегического бомбардировщика "3М" был создан тяжелый транспортный самолёт "Атлант".

[изображение]

Транспортировка всей системы на стартовую позицию, в отличии от американцев, осуществлялась в горизонтальном положении, сразу по двум рельсовым путям с помощью нескольких тепловозов.

[изображение]

Парочка публикаций тех лет.

[изображение]

[изображение]

Итак, история полётов крылатых космолётов была окончена, но не была окончена история разработок. Ещё в 80-е начали вестись работы над многоцелевой авиационно-космической системой - МАКС.

[изображение]

По задумке, система могла стартовать с любого подходящего аэродрома, а вместо супер-пупер-гиперносителя использовался бы незначительно модифицированный Ан-225.

[изображение]

В пилотируемом варианте орбитальный аппарат для выхода на орбиту использовал бы внешний топливный бак (как Спэйс Шаттл), а в беспилотном с малой нагрузкой - баки были бы прямо внутри орбитера.

[изображение]

Разработка проекта в полукоматозном состоянии то прерывалась то возобновлялась несколько раз, и, по-моему, ведется до сих пор, на этот раз для туристического использования. Вот полноразмерный макет задней части.

[изображение]

Ну и в качестве финального аккорда можно упомянуть корабль "Клипер", разрабатывавшийся уже в 2000-е, совсем недавно.

[изображение]

Разрабатывался он на смену "Союзу", выводить на орбиту должен был до 6 человек и в несколько раз больше груза, приземляться мог на аэродромы, по самолётному, а в качестве ракеты-носителя должна была использоваться "Онега". Хех. Клипер, Онега... Кто сейчас помнит эти, совсем ещё недавние названия? Сейчас мысли о том, что хорошо бы, чтобы через 10 лет "Федерация" и "Ангара" были у всех на слуху, а не канули так же в Лету...

Окончание следует, stay tuned
Комментарии:
Foks
18:28 06-10-2018
Да, с таким грузовым отсеком без внешнего бака ну никак.
Foks
13:00 11-10-2018
Сегодня в газетах:
"Российская ракета с новым экипажем для МКС потерпела аварию, экипаж жив".

Комментарии?
Тарантул
13:15 11-10-2018
Первая за 35 лет авария носителя нашего пилотируемого корабля, система аварийного спасения, как и в тот раз, сработала штатно. Больше до расследования пока сказать нечего.

Разве что то, что заодно в период до этого запуска поставлен "рекорд" для нашей страны - наибольшее количество дней вообще без ракетных пусков, пилотируемых, автоматических, любых - 90 с чем-то дней. Перекрыли аналогичное "достижение" 2016-го года.
Тарантул
13:24 11-10-2018
119-я секунда - это отделение боковых блоков. Я как-то уже рассказывал про то, как они отделяются - гениальная система, без лишних усилий обеспечивающая безопасный отвод блоков, двигатель второй ступени к этому времени уже вовсю работает (со старта). Могло быть, например, несинхронное выключение и, соответственно, несинхронное отведение блоков, из-за этого - изменение ориентации центрального блока... Гадать можно долго.

Пресса как всегда жжет. "Источник рассказал о плохом креплении боковых блоков". Ну да, крепление там плохое, его там, можно сказать, вообще нет. Причём с 1957 года. А ещё, если бы они были как-то нештатно установлены, пакет рассыпался бы сразу, со старта (такие случаи тоже были), а не была бы авария в момент отведения.

Пока комментарий один, всё тот же - не читайте СМИ.
Тарантул
13:26 11-10-2018
Причиной аварии при запуске корабля могло стать плохое крепление боковых блоков второй ступени ракетоносителя, сообщил источник «Интерфакса». Один из блоков второй ступени при отделении мог зацепить центральный блок.

Блядь... "Источник", ё-моё!! Боковые блоки - это ПЕРВАЯ ступень!
Тарантул
13:51 11-10-2018
По кадрам видно, что расхождение боковых блоков абсолютно рассинхронное. Также некоторые заметили на картинке то, что могло быть преждевременным отделением одного из блоков, это могло быть вызвано преждевременным падением его тяги, такое уже бывало.

В сообщении Центрального военного округа говорится о том, что состояние экипажа "удовлетворительное". Я не знаю, какая там принята кодировка. Вообще при баллистическом спуске перегрузки могут и под 10 g быть, переносят их даже среди космонавтов все по-разному. Перегрузки при управляемом спуске "Союза" - 4 g.
Тарантул
14:01 11-10-2018
Последний раз авария, когда космонавты возвращались именно с суборбитального полета , происходила в 1975 году, правда набранная орбитальная скорость тогда была значительно выше, перегрузки тогда составили 26 g, вот как описывает их космонавт Василий Лазарев:

На какое-то короткое время наступившая невесомость резко переходила в перегрузку. Двигатели СУС — системы управления спуска, старались удержать СА от кувыркания, но им не удавалось выдержать пологую траекторию посадки. Мелькнула мысль: «Если сорвемся на баллистический спуск, перегрузка может и придушить». Мои предположения подтвердились. Тяжесть вдавила в кресло. Чувствовалось как придавливается телом ложемент. По инструкции нужно было наговаривать на магнитофон «Малыш» обо всем, что происходит на борту, но язык не ворочался. Казалось, он прилип к нёбу. В глазах забегали красные шарики. Мысли тоже отяжелели, но, тем не менее, фиксировали, что на таких перегрузках я никогда не бывал. Затем на какое-то время вырубилось сознание. Сколько это длилось я не понимал, но сознание вернулось от сильной встряски. Это вводилась парашютная система. Спуск на парашюте был приятен, потому что вернулось ощущение присутствия собственного тела, собственного я. Глянул на Олега. Он что-то говорил, но я ничего не слышал. Видимо перегрузка отключила на время слуховые центры. Чувствовали перецепку на симметричную подвеску и выравнивание аппарата. Слышали, как отстрелилась лобовая теплозащита днища, как сработал ДМП — двигатель мягкой посадки. Потом был достаточно сильный удар о грунт, и резкое подергивание сменилось мягким покачиванием. В иллюминаторы увидели снег.
Тарантул
14:16 11-10-2018
НАСА использует формулировку "good condition".

[изображение]
Тарантул
14:21 11-10-2018
*video*
Тарантул
14:27 11-10-2018
Директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов:

"Экипаж покинул спускаемый аппарат, самочувствие оценивается как хорошее. Каких-то последствий нештатной ситуации медики не наблюдают. Состояние их не требует специальной госпитализации и отдельного наблюдения. Они вполне могут продолжать работать в штатном порядке", - сказал Орлов, уточнив, что никаких травм у экипажа не было.

Он рассказал, что экипаж перенес перегрузки в 6g без дополнительных проблем при аварийной посадке
Foks
14:29 11-10-2018
да, с "источников" я уже поржал, но каковы будут последствия. Это серьезный репутационный урар в довесок к бракованным Протонам.
Тарантул
14:37 11-10-2018
Безусловно. Кроме того, в последнее время СпэйсИкс и Боинг дружно перестали сдвигать свои пилотируемые планы на годы вперед. СпэйсИкс испытательный полёт Дрэгона перенесла всего лишь с декабря на январь, и обе корпорации по-прежнему обещают в середине 2019-го начало пилотируемых полётов.

Далее, срывается (как минимум - существенно переносится) декабрьский полёт космонавта из ОАЭ, Роскосмос рассчитывал на серьёзное сотрудничество, финансовое в первую очередь, конечно.

И не исключено, что на какое-то время МКС придётся оставить без экипажа. Это тоже будет сильнейший удар.

Всё это будет, конечно, однобоко. У нас все шишки посыпятся исключительно на наших, а в США - на их руководство, снова поставив вопрос, какого хрена уже 7 лет у Америки нет собственного корабля. Ясно одного - для сотрудничества ничего хорошего это не сулит.
Тарантул
14:50 11-10-2018
Немного статистики - до этой аварии надежность ракеты-носителя "Союз-ФГ" была 100% - 64 успешных пуска с 2001 года. Также это первая авария на участке выведения у пилотируемой космонавтики современной России.
Тарантул
14:56 11-10-2018
Первые фото после. Да уж, полетали)

[изображение] [изображение]
Foks
15:45 11-10-2018
да уж, какая психологическая нагрузка на них сейчас. Это вам посильнее 6g будет.
Foks
19:34 11-10-2018
А с Рогозина, как с гуся вода. Можно где-то посмотреть статистику внештатных ситуаций до его назначения и после?
Almirante Zaarin
20:16 11-10-2018
Это всё заговор Майдана

[изображение]
Тарантул
21:24 11-10-2018
Внештатные ситуации были, есть и будут. Что там сейчас за полгода его назначения поменяться должно? Выгнал всех, кто дрель умеет держать?

Совсем-то уж эмоциям поддаваться не надо! Оценивать позже будем. Например, когда "Ангара" полетит. Или не полетит.
Foks
10:16 12-10-2018
А что с космодромом Восточный сейчас происходит? Никаких новостей совсем по нему нет. Построили, бросили и забыли.
Тарантул
10:32 12-10-2018
Устраняют вот это: http://vostok.russian.space/1428/
Плюс готовятся стоить стартовый стол под "Ангару", подвозят всякое.
Аэропорт хотят строить, но тут пока ничего не начиналось.

В декабре должно быть два пуска Союзов-2.1 с Канопусами.

Щас там, видимо, ничего не воруют, и ничего не падает (т.к. ничего не запускают)), вот "Лента" и молчит.