Скандальная история с Лениным и Мавзолеем
Если войти в это здание
(но мы в этот раз не входили, так что придется верить на слово))), то на потолке можно увидеть фрески, вокруг которых разгорелся один из самых эпических холиваров в НЙ и семействе Рокфеллеров.
Дело в том, что за роспись стен этого небоскреба отвечал Нельсон Рокфеллер, сын Джона и Эбби. Ему было 24 года и он был очень горд, что участвует в таком огромном и важном проекте. Поэтому хотел пригласить самых лучших мастеров. Но Пикассо с Матиссом отказались, а согласился мексиканский художник Диего Ривьера, кого очень любила все та же Эбби, мать Нельсона. Хотя левые взгляды Ривьеры секретом не были ни для кого.
И он сам не скрывал, более того – гордился тем, что в 1927 году (за несколько лет до начала росписи) Ривьера приезжал в Москву для участия в ноябрьских праздниках и стоял на параде на Мавзолее недалеко от Сталина.
Позже, при содействии все той же Эбби Рокфеллер в 1931 году Музей современного искусства МоМА в Нью-Йорке организовал персональную выставку художника. Перед самым открытием Ривьера нарисовал для выставки триптих. Одна из картин которого называлась «Замороженные активы»
[изображение]
и изображала три уровня Нью-Йорка: внизу – банковское хранилище с его богатствами, в центре – городской приют для бездомных, где люди, как мертвые тела в морге, лежали на холодном полу, и на самом верху – небоскребы, словно надгробия. Выставка побила рекорды посещаемости МоМА, множество статей по ее поводу и по поводу самого Ривьеры появилось в прессе, и совершенно не понятно, как Нельсон пошел на поводу своей мамы.
Тем не менее, тема росписи Рокфеллером была поставлена («Раздумья о будущем на перекрестке дорог») и Ривьера, почесав голову кисточкой, приступил.
24 апреля 1933 года в New York World Telegram вышла статья репортера Джозефа Лилли с заголовком «Ривьера рисует сцены из коммунистической жизни, Джон Д. Рокфеллер-младший платит по счету». Вышли и другие фельетоны. Рокфеллеры заволновались. Потому что на стенах будущего Рокфеллер-центра внезапно проступили не только рабочие и Кремль, но еще и портрет Вождя мирового пролетариата! Какой конфуз!!
В эскизах, которые предоставил Рокфеллерам Ривьера, можно было ясно увидеть радостно марширующих рабочих, можно было увидеть стены Кремля – там они и маршировали, и даже мавзолей там был
(божечки, куда смотрели Рокфеллеры. Наверняка, подмахнули, не глядя)))), но никакого портрета Ленина на эскизах не было! А на фреске на стене – был!
Нельсон Рокфеллер, сдерживаясь и улыбаясь, как и полагает отпрыску из богатой семи
(плюс, не будем забывать про нежное отношение родной матери к творцу), весьма вежливо попросил заменить портрет Ленина на что-нибудь другое, но Ривьера – не менее вежливо – отказался. Правда, в знак хорошего расположения и поскольку у него оставались краски, предложил в качестве подарка «от шефа» дополнить роспись портретами национальных героев Америки.
Как по мне – эпично! Ленин и Линкольн! Почти Маркс и Энгельс)))))
В общем, история закончилась предсказуемо: Ривьере вручили чек за выполненную работу (21 тыс.долл, включая аванс) и он был отстранен от работы. Несмотря на демонстрацию в его поддержку и многочисленные письма художников и поэтов в его защиту, к работе Ривьера больше допущен не был, более того после скандала ему отказали в росписи для Чикагской международной ярмарки.
Жалкие злопыхатели! Он возвратился в Мексику.
Готовую фреску пытались перенести в Музей современного искусства, но это оказалось технически невозможно, и ее попросту закрасили(((
В 1934 году был создан уменьшенный вариант фрески, который Ривьера написал на стене Дворца Изящных искусств в Мехико Сити, под названием «Человек, властелин вселенной».
Через 4 года испанский художник Серт поверх замазанной фрески Ривьеры нарисовал свое монументальное изображение под названием «Американский прогресс», где вместо Ленина были изображены Линкольн и Ганди.