i-lightning
14:59 28-12-2018 "Прогулки по Нью-Йорку" (30 ноября 2016 года). Часть 14.
От Лицейского театра до Рокфеллер центра: история Рокфеллеров, история Центра (скандалы, интриги, расследования - все как положено))) Тут будут упомянуты Ленин и мексиканский художник Диего Ривьера)))))))
А еще Главная Ёлка Нью-Йорка, канал в Рокфеллер Центре и Атлант.


[изображение]

А мы свернули на восток, нырнули в 45-ю улочку и идем дальше.
Красивое здание
Красивое здание
[изображение]
– Лицейский театр (The Lyceum Theatre). «Lyceum Theatre» первым из бродвейских театров получил статус памятника истории и архитектуры, включённым в Национальный реестр исторических мест США.

Улочки Нью-Йорка я люблю больше, чем авеню. Авеню отданы крупным магазинам,
высоким домам, стеклу и бетону
. Стекла и бетона
полно и на улочках
полно и на улочках
[изображение]

[изображение]
, но небоскребы, зажатые между домами, не имеющие достаточно света, чтобы любоваться своим отражением, не настолько пафосны. А улочки – это многочисленные магазинчики,
семейные лавки, ресторанчики
семейные лавки, ресторанчики
[изображение]

[изображение]
– люблю это все нежно.

Чуть дальше, по 46-й улице, прошли мимо отеля, который Пуш рассматривал в качестве альтернативы La Quinta –
The Hotel @ Times Square
The Hotel @ Times Square
[изображение]
. Но мне расположение его не понравилось. Наш был расположен удобнее.

Вышли на 5 Авеню. Если оглянуться назад, можно увидеть
вездесущий Эмпайер
вездесущий Эмпайер
[изображение]
, а мы
идем вперед
.
Перешли улицу и любуемся
Саксом на 5 Авеню
Саксом на 5 Авеню
[изображение]

[изображение]
– притоном шопогольичьего разврата.

За ним скромно
спрятался Собор Святого Патрика
спрятался Собор Святого Патрика
[изображение]

[изображение]
. Гуляем мы какой-то сложносочиненной загогулей («куда глаза глядят»), поэтому
рассматривать витрины Сакса
(в этом году тут
Щелкунчиковый разгул
) мы отправимся чуть позже, после Рокфеллер-центра, а в Собор зайдем вообще в декабре))))))) К слову на фасаде Сакса с 5 до 11 часов вечера несколько раз в час идет световое шоу. Но и шоу мы тоже отложили до декабря)))

А пока мы топаем смотреть на ёлку – главную ёлку Нью-Йорка, что стоит у Центра Рокфеллера. Ёлку поставили, сейчас украшают, а вечером торжественно зажгут. Просто так на это действо не посмотришь – только по пригласительным. Тем не менее, все отели забиты, и именно эта ночь в тарифах ноября самая дорогая.

Невозможно рассказывать про Нью-Йорк,
не упомянув Рокфеллеров
не упомянув Рокфеллеров

Ибо история Рокфеллеров тесно связана с историей Нью-Йорка. Именно тут есть парк Нельсона Рокфеллера, который был вице-президентом США и губернатором Нью-Йорка, именно жене Джона Рокфеллера Младшего – Абби Рокфеллер – принадлежит идея музея современного искусства (она очень, очень любила искусство и художников, и в какой-то момент стены в многоэтажном особнячке закончились и не помогла даже покупка соседнего особнячка под это дело. Пришлось просить у мужа на Новый год Музей)))))), а Майкл Рокфеллер подарил Метрополитен-музей свою коллекцию примитивного искусства Полинезийских островов. Ой, да, многое было – в каждом значимом событии или явлении всегда проглядываются уши этой династии.

Поэтому Рокфеллер-центр просто не мог не случиться. Тут есть все: офисы и смотровая площадка, концертный зал и многочисленные рестораны, магазины, парки (наземные и воздушные – закрытые для публики) и каток.

Родоначальник династии – Джон Рокфеллер-старший. Родился в многодетной религиозной небогатой семье на севере штата Нью-Йорк. С самого детства Джон работал: ухаживал на ферме за индейками, продавал картошку, а еще он любил цифры. Позже он окончил бухгалтерские курсы и устроился на работу бухгалтером с зарплатой 50 центов в день. Задачи себе на жизнь ставил вполне реальные: дожить до 100 лет и заработать 100 тыс дол. Увы, ни то, ни другое выполнить не получилось: до 100 лет не дожил буквально пару лет, а состояние к концу жизни исчислялось такими суммами, что 100 тыс. просто терялись в кошельке, незаметно заваливаясь за подкладку.

В 1870 году Джон основал вместе со своим братом компанию Standard Oil и ею он и управлял до своего официального выхода на пенсию в 1897 году. Он очень вовремя понял, что переработка нефти важнее ее добычи, и поэтому взял и монополизировал сферу. К началу восьмидесятых годов компания контролировала 90% нефтяного рынка США. Позже, в 1890 году Конгресс принял антитрастовый закон (акт Шермана), а через два года после этого суд Огайо (штата, где Standard Oil была зарегистрирована) принял постановление о расформировании компании. Но Рокфеллеров было уже не остановить – их состояние росло вместе со спросом на нефть, а Джон к концу жизни стал самым богатым человеком в мире. На момент его смерти его состояние было $1,4 млрд.дол, что составляло 1,54 % ВВП США.

Жил Джон с женой Лаурой и дочерями в четырехэтажном доме на углу 5 авеню и 54 улицы в Манхэттене. В 1915 году Лаура умерла, и Джон больше никогда не возвращался в этот дом.
В 1935 году Рокфеллер отпраздновал свой девяносто шестой день рождения, и страховая компания прислала ему чек на $500 000. Это был первый случай за всю историю фирмы – до такого возраста их клиенты обычно не доживают.

Джон Рокфеллер-сын родился в Огайо, потом семья переехала в Нью-Йорк. Джон окончил Brown University, он играл на мандолине, изучал Карла Маркса (тогда это было модно), был аккуратен с деньгами и по окончании обучения стал участвовать в отцовском бизнесе. В октябре 1901 года Джон Рокфеллер-младший женился на Абби Алдрич. Свой дом в девять этажей Джон построил в пятидесяти метрах от дома отца и этот дом был в то время самым высоким частным домом в Нью-Йорке.
На первом этаже помещался офис Джона, а также комнаты слуг. Этажи выше предназначались для семьи, а на двух последних были открытая площадка для детских игр, спортивный зал и сад. Через десять лет у Джона и Абби было уже пять детей...


Что касается Рокфеллер-центра, то на этом месте
читать дальше
в начале 19 века не было ничего. В 1801 году профессор Давид Хосак купил большой участок земли в районе 50х улиц за пять тысяч долларов (тогда это было ужасно далеко от города – почти 15 км от его северной границы). Хосак был одним из основателей Нью-Йоркского Исторического общества и еще фанатом-садоводом. Поэтому он создал на этом месте ботанический сад. Он построил высокую стену, оранжереи, посадил всяческие экзотические растения. И все, на этом деньги его жены, на которые он и развлекался садоводством, закончились. Давид попытался получить помощь от города, но безуспешно, и в 1811 году заросший сад был продан городу за 35 тыс.долларов. В 1814 году город отдал эту землю Колумбийскому Университету для строительства нового кампуса. Но университет передумал и кампус не построил, а участок земли был разбит на небольшие лоты и сдавался в аренду.
В конце 30х годов Метрополитен-опера решила присмотреть новое место под свои нужды и участок земли ее очень заинтересовал.
Джон Рокфеллер, живший совсем неподалеку, со своей стороны тоже проектом заинтересовался, и решил, что он возьмет этот участок в аренду у Колумбийского университета, построит на нем новое здание Оперы, а потом Опере сдаст в аренду.

Но тут наступил октябрь 1929 года. Обвал цен, Чёрный четверг 24 октября, радение Доу-Джонса и – добро пожаловать, Великая Депрессия. Метрополитен-опера отказалась от проекта, а Рокфеллер оказался в жопе затруднительном положении.
«Тогда было для меня только два пути: или полностью свернуть развитие грандиозного проекта, или продолжить строительство в одиночку и взять на себя полностью все расходы», – говорил позже Рокфеллер. И он начал строительство.

Правда, идея оперы на тот момент растворилась в финансовых проблемах, Рокфеллер предложил построить комплекс административных зданий, а уже на вырученные от продажи деньги профинансировать новое здание оперы.
Строительство Рокфеллер-центра – самый большой частный проект за всю историю Америки. Строительство возглавил Джон Тодд. На стройке было занято (по разным данным) от 40 до 70 тыс. рабочих. И это строительство не только эксплуатировало дешевую в тот момент рабочую силу, но и дало работу множеству горожан во время Великой Депрессии. Кроме того, реализация этого проекта имела большое идеологическое значение, ибо внушила оптимизм Нью-Йорку в столь сложный период.
.

Сейчас Рокфеллер Центр – это огромный комплекс из 19 небоскрёбов, построенных в основном в 30-ые годы. Комплекс занимает несколько кварталов общей площадью около семи гектаров.

Главная ёлка Нью-Йорка
Главная ёлка Нью-Йорка
[изображение]
возвышается возле центрального здания комплекса. Летом, примерно cо второй половины июля до конца августа, тут устраивается небольшой фермерский рынок, а когда нет елки или рынка, площадь украшают скульптуры. Когда-то мы фотографировались тут с дивными пауками...

До 1988 года это здание называлось RCA Building, теперь – GE Building. В нем располагается одна из ведущих телевизионных компаний NBC. Этот здание – одно из самых знаменитых в городе.
Во-первых, оно категорически не похоже на те небоскребы, что строились раньше и имели вид пирамиды. Этот небоскреб четырнадцатый по высоте среди Нью-Йоркских домишек, и с одной стороны он очень узкий, а с другой – сбоку – широкий, поэтому приобрел прозвище «Плита» (The Slab). Благодаря такой конструкции каждое из рабочих мест внутри находится не дальше восьми метров от окна. Это было специальное требование Рокфеллера.
Кроме того, помимо формы, это первый «практичный» небоскрёб. Нью-Йоркские небоскребы первой четверти 20 века украшались балкончиками, башенками, колоннами – разными красивостями, большая часть из которых видна только голубям. В небоскребах Рокфеллер-центра все строго и функционально – никаких рюшей.

Во-вторых, Джон Рокфеллер вовсе не хотел, чтобы центр назывался его именем, но на этом настоял Дмитрий Песков Айви Ли, ответственный за связи с общественностью. Он подсчитал, что таким образом будет привлечено больше бизнесменов, которые захотят разместить в здании свои офисы. И аренду можно будет чуть-чуть поднять. Так и получилось.

Над входом в здание скульптор изобразил барельеф «мудрость» с цитатой из библии: «Мудрость и Знание должны быть стабильностью вашего времени" (Книга Исайи 33:6). И с культурной стороной вопроса связано в-третьих.

Скандальная история с Лениным и Мавзолеем
Скандальная история с Лениным и Мавзолеем

Если войти в это здание (но мы в этот раз не входили, так что придется верить на слово))), то на потолке можно увидеть фрески, вокруг которых разгорелся один из самых эпических холиваров в НЙ и семействе Рокфеллеров.

Дело в том, что за роспись стен этого небоскреба отвечал Нельсон Рокфеллер, сын Джона и Эбби. Ему было 24 года и он был очень горд, что участвует в таком огромном и важном проекте. Поэтому хотел пригласить самых лучших мастеров. Но Пикассо с Матиссом отказались, а согласился мексиканский художник Диего Ривьера, кого очень любила все та же Эбби, мать Нельсона. Хотя левые взгляды Ривьеры секретом не были ни для кого. И он сам не скрывал, более того – гордился тем, что в 1927 году (за несколько лет до начала росписи) Ривьера приезжал в Москву для участия в ноябрьских праздниках и стоял на параде на Мавзолее недалеко от Сталина.
Позже, при содействии все той же Эбби Рокфеллер в 1931 году Музей современного искусства МоМА в Нью-Йорке организовал персональную выставку художника. Перед самым открытием Ривьера нарисовал для выставки триптих. Одна из картин которого называлась «Замороженные активы»

[изображение]

и изображала три уровня Нью-Йорка: внизу – банковское хранилище с его богатствами, в центре – городской приют для бездомных, где люди, как мертвые тела в морге, лежали на холодном полу, и на самом верху – небоскребы, словно надгробия. Выставка побила рекорды посещаемости МоМА, множество статей по ее поводу и по поводу самого Ривьеры появилось в прессе, и совершенно не понятно, как Нельсон пошел на поводу своей мамы.


Тем не менее, тема росписи Рокфеллером была поставлена («Раздумья о будущем на перекрестке дорог») и Ривьера, почесав голову кисточкой, приступил.
24 апреля 1933 года в New York World Telegram вышла статья репортера Джозефа Лилли с заголовком «Ривьера рисует сцены из коммунистической жизни, Джон Д. Рокфеллер-младший платит по счету». Вышли и другие фельетоны. Рокфеллеры заволновались. Потому что на стенах будущего Рокфеллер-центра внезапно проступили не только рабочие и Кремль, но еще и портрет Вождя мирового пролетариата! Какой конфуз!!
В эскизах, которые предоставил Рокфеллерам Ривьера, можно было ясно увидеть радостно марширующих рабочих, можно было увидеть стены Кремля – там они и маршировали, и даже мавзолей там был (божечки, куда смотрели Рокфеллеры. Наверняка, подмахнули, не глядя)))), но никакого портрета Ленина на эскизах не было! А на фреске на стене – был!

Нельсон Рокфеллер, сдерживаясь и улыбаясь, как и полагает отпрыску из богатой семи (плюс, не будем забывать про нежное отношение родной матери к творцу), весьма вежливо попросил заменить портрет Ленина на что-нибудь другое, но Ривьера – не менее вежливо – отказался. Правда, в знак хорошего расположения и поскольку у него оставались краски, предложил в качестве подарка «от шефа» дополнить роспись портретами национальных героев Америки.
Как по мне – эпично! Ленин и Линкольн! Почти Маркс и Энгельс)))))

В общем, история закончилась предсказуемо: Ривьере вручили чек за выполненную работу (21 тыс.долл, включая аванс) и он был отстранен от работы. Несмотря на демонстрацию в его поддержку и многочисленные письма художников и поэтов в его защиту, к работе Ривьера больше допущен не был, более того после скандала ему отказали в росписи для Чикагской международной ярмарки. Жалкие злопыхатели! Он возвратился в Мексику.
Готовую фреску пытались перенести в Музей современного искусства, но это оказалось технически невозможно, и ее попросту закрасили(((
В 1934 году был создан уменьшенный вариант фрески, который Ривьера написал на стене Дворца Изящных искусств в Мехико Сити, под названием «Человек, властелин вселенной».

Через 4 года испанский художник Серт поверх замазанной фрески Ривьеры нарисовал свое монументальное изображение под названием «Американский прогресс», где вместо Ленина были изображены Линкольн и Ганди.
.

В середине площади находится квадратное углубление. Зимой тут
работает каток
работает каток
[изображение]
, летом – ресторан. Вокруг площади стоят флагштоки с флагами государств-членов ООН, различных американских штатов и территорий. В праздники флаги меняются. Могут быть в одной гамме, а на День Независимости могут быть все звездно-полосатые. Вообще, это такое место, про которое можно рассказывать и рассказывать))))))

[CUT]В данный момент тут пустынно и только одинокие полицейские курсируют, осматриваясь. Туристы тоже не жаждут смотреть на простоЁлку.
Кроме катка и ёлки в небоскрёбах напротив GE Building есть совершенно чудесный
магазин Лего
(он закрыт, ибо слишком рано. Там мы побываем тоже в декабре), шоколадница
с чудесными витринами
.

Отсюда же открывается
красивый вид на Сакс
красивый вид на Сакс
[изображение]
.

Аллея,
красиво украшенная ангелами
красиво украшенная ангелами
[изображение]
– это канал)))
Чтобы привлечь европейских инвесторов (в разгар Великой Депрессии) Рокфеллер решил назвать небоскребы комплекса в честь некоторых европейских стан. Первыми появились французское здание Maison Francaise (справа, если стоять лицом к Саксу) и английское здание British Empire Building (слева). Аллея играет роль Ла Манша (он же English Channel), поэтому небольшой парчок между небоскрёбами, выходящими на 5 авеню, называется Channel Gardens («Сады у пролива»).
Парчок имеет разный вид в течении года, но за месяц до Рождества тут появляются светящиеся ангелы. Впервые эти 12 ангелов были установлены в 1954 году. Сделала их американская художница Валери Кларебо.

Что касается «страновых зданий». На
французском здании
французском здании
[изображение]
наличествует
позолоченный барельеф
позолоченный барельеф
[изображение]
. Внизу – три женские фигуры, изображающие Поэзию, Красоту и Элегантность. Вверху – две фигуры: Париж (справа) с собором Нотр-Дам в руках, и Нью-Йорк. Над барельефом надпись «Liberté, Égalité, Fraternité» – «Свобода, равенство, братство».

Еще одно здание назвали в честь Италии. Рокфеллер надеялся, что Италия поучаствует в финансировании проекта. Муссолини идея понравилась, но денег он не дал, ибо бухгалтерия сказала, что на дома в этом году денег больше нет. Только на танки. Поэтому на Итальянское здание средства собирали мафиози итальянские бизнесмены, проживающие в Америке. В 1935 году американский скульптор итальянского происхождения Attilio Piccirilli сделал стеклянное панно, вокруг которого тоже разгорелся холивар. На панно был изображен крестьянин с лопатой, копающий землю. Сбоку был написан лозунг «Работа делает свободным» «Труд – это искусство. Искусство – это труд». Висело это панно целых шесть лет, пока Америка не вступила во Вторую мировую и Италия не стала врагом. И тогда внезапно все заметили, что уж очень это панно близко к фашистской идеологии о полезности тяжелого труда. Какая неожиданность! Панно сняли и пространство над дверью пустовало, пока в 1965 году там не поместили барельеф другого итальянца Giacomo Manzu – с виноградом и колосками.

Четвертое здание предполагалось назвать в честь Германии, но с приходом Гитлера к власти, это было бы совсем вызывающе. Поэтому здание назвали International Building North.
В этом здании на 36 этаже в годы Второй мировой войны располагалось отделение Британской разведки, которое занималось координацией работ британской МИ-5 и американского ФБР. Возглавлял это отделение Уильям Стефенсон. Его должность называлась «Офицер паспортного контроля». Считается, что именно Стефенсон был прообразом Джеймса Бонда.
Перед входом в это здание на 5 авеню стоит огромная
скульптура Атланта
скульптура Атланта
[изображение]
, сделанная в 1936 году. На своих плечах он держит сферу, которую можно использовать как компас – ось север-юг указывает на Полярную звезду. Статуя высотой с четырехэтажный дом и весом около семи тонн – самая большая статуя в Рокфеллер-центре. Эта скульптура вызвала много разговоров – слишком уж Атлант рожей смахивал на Муссолини (а некоторые видели сходство с распятым Христом). Но скульпторы утверждали, что все совпадения случайны.

Мы же посмотрели на Рокфеллер-центр (сюда мы еще вернемся и я наверняка что-то еще расскажу про него))))), на витрины Сакса и сворачиваем на 51 улицу. Тут мы проходили сто тысяч раз, наверное))))

На углу
«съезд юных василис»
«съезд юных василис»
[изображение]
– они готовятся к вечернему шоу.


30 ноября 2016 года