Центральный вокзал в Нью-Йорке – то еще место паломничества. Наряду с толпами пассажиров (700 тыс. ежедневно, 44 платформы – вокзал является крупнейшим по их числу, хотя в качестве, собственно, вокзала он так себе – обслуживает только пригороды и дальше соседнего Коннектикута не уехать), тут полно туристов, ибо он входит в первую десятку наиболее посещаемых достопримечательностей города.
Тут проходят разнообразные выставки, каждый день открыт продуктовый рынок, в Рождество работает ярмарка, а еще есть
Кстати, называют этот вокзал не вокзал, а терминал – ибо проходящих поездов нет: он Альфа и Омега всех маршрутов.
Когда-то тут стояло центральное депо, построенное Корнелиусом Вандебильдом в 1871 году. У этого депо был стеклянный крытый павильон для поездов и пышный фасад, крышу которого украшали огромные чугунные орлы – символ могущества страны и заодно рода Вандербильдов (его поместье в Лонг Айленде так и называется «Орлиное гнездо». Их
стоят тут и сейчас а первых Вандербильд утащил к себе в гнездо)))
В 1902 году в депо произошла крупная авария, при которой два поезда столкнулись, и 15 человек погибло. Эта авария и подтолкнула семейство Вандердбильдов к строительству нового вокзала.
Традиционный конкурс проектов объявлен, совет директоров, в который входили Корнелиус Вандербилд, Вильям Рокфеллер и Джон Морган (у них там просто пафосный клуб был))))) утвердили проект целого городка, а не вокзала. Для нового строительства было разрушено и здание старого вокзала, и сотни домов в округе, и три церкви, и две больницы. Раззудись плечо!!!
Строительство нового вокзала заняло почти десять лет, и во время строительства работа вокзала не была приостановлена ни на один день.
Ведущий архитектор проекта окончил парижскую академию искусств. Он пригласил для работы над проектом вокзала своих дружбанов-парижан. Что не могло не сказаться на
, изображавшую тройку богов: Меркурия (посередине) с Миневрой и Геркулесом по бокам. Высота этой скульптуры 14 метров, и в то время это была самая большая скульптура в мире.
Здание вокзала было одно из самых первых в мире электрифицированных зданий – в нем было 4 тыс. лампочек, и ни на одной лампочке не было ни абажура, ни плафона – архитекторы хотели показать мощь электричества во всей его красе. Сейчас вокзал освещают около 30 тыс. «голых» лампочек – яркая обнаженка.
Внутри вокзала, помимо общего зала, была комната ожидания с прислугой только для дам и место для чистки дамской обуви, скрытое от постороннего глаза – чтобы любопытные случайно не увидели лодыжки. Также была там парикмахерская только для мужчин. Все это было для общественного места неслыханной роскошью. Одним из больших преимуществ вокзала было отсутствие лестниц, что сильно облегчало передвижение.
– всего две с половиной тысячи звезд. Нарисованы эти созвездия, как если бы они были видны с берега Средиземного моря в октябре. Еще все созвездия нарисованы в обратном, зеркальном порядке. Звезды были нарисованы командой из пятидесяти человек по рисунку французского художника Paul César Helleu.
По версии Вандербильдов, художник не ошибся, а взял за основу средневековые рисунки, на которых созвездия изображались так, как их видит бог, а не человек – то есть наоборот.
Те, кто захочет увидеть что-то интересное, может потратить время и возле созвездия Рака поискать небольшие пятнышки – их спецом оставили, как напоминание о том, во что может превратиться бирюзовый цвет, если курить внутри вокзала (во время ремонтных работ оказалось, что 70% грязи на потолке – это никотин).
. Для нью-йоркцев выражение «встретимся под часами» («meet under the clock») означает очень конкретное место – именно тут, посередине главного зала центрального вокзала. Аукцион Сотбис оценивает эти часы в сумму около 20 млн. дол. Это не только часы, но еще и компас – четыре циферблата ориентированы строго на стороны света. Под часами находится информационное бюро.
, на котором указано время отправления и прибытия поездов. Но все поезда отправляются ровно на одну минуту позже, чем указано в расписании – чтобы никто не жаловался, что минутки не хватило)))))
Под вокзалом находится старая, уже не работающая секретная трансформаторная станция. Там же есть не работающая красная кнопка, нажав которую можно было остановить работу всего вокзала. Во время Второй мировой этот объект особенно тщательно охранялся. Солдатам был отдан приказ – стрелять всякого, кто выйдет из лифта, особенно опасаться людей с ведром песка (песок мог испортить все крутящиеся механизмы).
После сноса старого здания депо, на одном из освободившихся участков была построена гостиница Waldorf Astoria. Эту гостиницу называют президентской, так как в ней останавливались почти все президенты США. Под этой гостиницей находится секретная платформа железной дороги, использовавшаяся одним только Рузвельтом, ибо он не хотел, чтобы его немощь была выставлена напоказ.
Рузвельт приезжал в Нью-Йорк в специальном вагоне, который прибывал на платформу под гостиницей, и на своей машине въезжал в гостиничный лифт.
В 1968 году начали циркулировать проекты снова здания вокзала, которое к тому времени крепко обветшало. На его месте планировалось построить 40-этажную башню. Но противники, которых возглавила Жаклин Кеннеди, была сильна. Под ее нажимом Комиссия по сохранению памятников в Нью-Йорке присвоила зданию титул «Историческая достопримечательность», защитив его от сноса. Железнодорожная компания подала в суд, но проиграла. Компания подала на банкротство и это стало крупнейшим корпоративным банкротством за всю историю Америки. Преемница этой компании – МТА (Metropolitan Transportation Authority) – в 1994 подписала договор аренды и начала масштабную реставрацию. Тогда и очистили от копоти потолок, восстановили все мраморные поверхности и построили новую лестницу в центральном зале, напротив старой. Для того, чтобы камень, который использовали в новой лестнице, нельзя по виду было отличить от старого камня, вновь открыли заброшенную каменоломню в Теннеси. К слову, старая лестница в западной части центрального зала была спроектирована по образцу лестницы в Парижской опере.
В 90-х годах прошлого века вокзал начал бороться за сохранение окружающей среды. На вокзале установили два типа урн: одни для мусора, а другие – для бумаги. Основным бумажным мусором на вокзале в те времена были газеты и за один день набиралось более пяти тонн макулатуры.
В урны для бумаги одни засовывали прочитанные газеты, а другие их вытаскивали и читали. А совсем ушлые граждане отбраковывали грязные газеты, забирали чистые и перепродавали их. Издатели негодовали! Тиражи неуклонно падали. Особенно страдала The New York Times. И с июня 2001 года по инициативе NYT старые урны были заменены на новые – большие железные клетки с узкой прорезью сверху, из которой вытащить газету было никак. В результате, продажи газет в здании вокзала резко возросли))))