Часть 1. "Милые воришки" и "Поколение сампо" https://journals.ru/journals_commen...048285#18265091
Матери-одиночки в Корее становятся таковыми двумя обычными путями: те, кто беременеют вне брака, и те, кто остаются одиночками в силу каких-то форс-мажорных причин.
Со вторыми, все пусть печально, но просто.
Казалось бы, вот ты – корейская женщина, счастлива в браке. Рождается ребенок – счастье! Проходит год-два-три и случается нечто: муж попадает в тюрьму, погибает или пара разводится. И все. Жизнь закончена. Это не просто личная трагедия, траур и горе в семье. Это ситуация, когда совершенно обычная женщина тут же становится «одиночкой» и на социальном лифте с 5 этажа уезжает в подвал. Безо всякого «ну, она же вдова» или «муж есть, но он живет отдельно». Нет, если женщина ночует одна – она одна. Если у нее есть ребенок – она мать-одиночка. В этом случае может как-то поправить ситуацию наличие старшего брата, который формально берет опеку над сестрой и ее детьми. Но опека должна быть на самом деле ощутимой – он будет ходить и делать страшное лицо в школе, чтобы не обижали племянников, он должен встречать женщину с работы, чтобы было понятно, что у нее есть тыл, и делать прочие значимые вещи. Наличие отца может тоже поспособствовать, особенно, если он влиятельный и богатый.
Вдов (и в значительно меньшей степени женщин в разводе) общество поддерживает сочувствием только в том случае, когда они молчаливы, нетребовательны, смиренны и не болтаются на виду. Корейцы очень не любят, когда-то что-то неприятное показывается пред светлые очи общества.
Женщины, забеременевшие вне брака – это тотальная грусть и печаль.
Сам термин «мать-одиночка» (미혼모 - михонмо) в корейском языке имеет откровенно негативный оттенок и внутри самого понятия есть отсылка к «подросткам и сексуальной распущенности». Хотя нынче большинство матерей-одиночек – это не юные девы, а вполне взрослые женщины.
Для таких матерей-одиночек корейское общество предлагает только два варианта: аборт (если ребенка еще нет) или усыновление (если ребенок уже есть или если женщина по своим причинам аборт делать не хочет. Кстати, аборты в Корее нелегальны! Но про аборты все же отдельно – там слишком жирно). Третьего варианта нет.
Конечно, находятся те смелые женщины-героини, которые в условиях невероятного давления рожают ребенка себе и оставляют его рядом с собой, но таких женщин очень мало (очень!), они никак социально не защищены – как раз наоборот и нередки случаи, когда родственники (родители, например, тетки-дядьки или кто угодно) или даже соседи воруют таких вот детей и отдают (продают) на усыновление. Чтобы маленький ублюдок не мозолил глаза). Так, например, произошло с корейской активисткой ассоциации приемных корейских детей (созданной для детей, многие из которых возвращаются на свою историческую родину) Шэнон Хайт http://peaceshannon.tumblr.com/, которая была удочерена в возрасте четырех лет (её и её сестру-двойняшку бабушка отдала на усыновление без ведома ее биологической мамы, пока та была на работе).
Дети матерей-одиночек подвергаются постоянному буллингу. Просто за то, что они – такие. Дети из полных семей будут бить и унижать такого ребенка все детство – аж до тех пор, пока ребенок не начнет себя защищать (или пока не сотворит что-то с собой – Корея еще и лидер по подростковым суицидам). Взрослые (воспитатели или учителя) не будут защищать ребенка из неполной семьи, они будут старательно смотреть в стороны, когда его будут бить, и делать вид, что ничего не происходит.
И ладно школы – новорожденные дети матерей-одиночек могут быть подвергнуты остракизму прямо после рождения, когда безумные корейские роженицы организуют митинг прямо в родблоке, требуя, чтобы их благочестивые дети были ограждены от ублюдка. У новорожденной безотцовщины нет права просто лежать в кювезе рядом с другими детьми «из приличных семей». Очень странно, что корейцы поголовно одеты в черные пуховики. Белые плащи этой нации подошли бы больше, как по мне))))
Мать-одиночку не возьмут на какую-либо вменяемую работу (и ей останется только самая черновая, на кого бы она ни училась. Она будет врать про свое положение, скрывая ребенка. Но и это – только до тех пор, пока правда не просочится. Были случаи, когда матери-одиночки, у которых был свой небольшой бизнес (парикмахерская или пельменная) банкротились – к ним просто переставали ходить, узнав про ребенка). Если женщина уже имеет такую работу, она запросто может быть уволена по статье «несоответствием моральным принципам компании» и ни один профсоюз или кто там еще не скажет и слова против.
Формально, в Южной Корее существует трудовой закон, запрещающий дискриминацию в отношении забеременевших женщин или просто молодых девушек (ибо они в зоне риска – к ним работодатели тоже относятся плохо, ибо в любой момент они могут уйти в декрет). Однако профсоюзы говорят, что эти законы не соблюдаются от слова совсем. И управы нет.
Трудолюбие, готовность работать сверхурочно и преданность работодателю и лояльность – это то что ценится и то, что как принято считать, способствовало необычайному экономическому прорыву Кореи. Именно такими должны быть все сотрудники поголовно и никакие спиногрызы не должны отвлекать от важной задачи принесения пользы.
Но тут же экономисты признают, что "Экономический успех Южной Кореи во многом произошел благодаря низкой оплате труда фабричных рабочих, а это в основном были женщины" (с). Вот и все трудолюбие.
Что еще случится? Наприер, у матери-одиночки не просто будут за спиной шептаться соседи, но местные тетушки-аджумашки не побрезгуют плюнуть в спину. От нее отвернуться родственники и её ждет социальная изоляция.
Матери-одиночки в Корее – это стигматы, а тема в достаточной мене табуирована до сих пор.
На протяжении очень долгого времени (практически до последнего десятилетия) статистика никак не отражала количество матерей-одиночек. Их просто не существовало – это был сокрытый социальный слой, ибо вне семьи отца или мужа, женщина в Южной Корее не существовала и значения не имела.
В 2010 году количество матерей-одиночек в Южной Корее достигло около 35 тысяч человек. Учитывая общее количество народа в стране (49,4 миллиона) это 0,07% - вообще смешная цифра.
В 2015 году данный количество матерей-одиночек снизилось до 24 тысяч человек (а население перешагнуло 51-миллионный рубеж). Казалось бы – только радоваться!
Но – нет. За этими цифрами стоят а) аборты и б) упрощение возможности отдать незапланированного ребенка в приют (и сделать это анонимно!) – появились бэби-боксы.
Первый бэби-бокс появился в декабре 2009 года в протестантской церкви Jusarang Community Church; второй бэби-бокс открылся в июле 2014 года. За это время с декабря 2009 года по начало 2015 года в обоих бэби-боксах было оставлено 1405 детей.
Ситуация с оставлением детей изменилась в 2012 году, когда согласно принятому закону про усыновление (в рамках гос.поддержки усыновителей) каждая мать обязана зарегистрировать своего ребенка. Это означает, что информация о родившемся будет доступна всем членам данной женщины, даже несмотря на ее возможное желание сохранить рождение ребенка в тайне. Поэтому с августа 2012 года, детей стали оставлять чаще – бэби-боксы не играют в бюрократию и можно обойти все сложности.
Если раньше корейские матери-одиночки сидели безвылазно под бременем позора по своим норам, то последние 5-7 лет они объединяются в клубы по интересам. Это дает возможность обменяться не только грустью, но и оказывать помощь друг другу.
Создаются неофициальные союзы незамужних матерей, такие как KUMFA (Korean Unwed Mothers Families Association) и KUMSN (Korean Unwed Mothers Support Network.) Эти союзы не имеют веса и статуса – это не правозащитные организации, но женщины пытаются как-то противостоять общественному мнению. Опять же, понемногу (очень понемногу) продвигаются идеи вроде рожать ребенка «для себя», в передачах барышни начинают поговаривать, что не хотят мужа, но хотят ребенка.
Но несмотря на то, что корейцы реально озабочены старением нации и всегда цокают языками, тем не менее, ничего не предпринимается, чтобы поддерживать рождающихся детей и матерей.