В кои-то веки добрался до игры не через 3 года после её выхода.
[изображение]
Есть такой примечательный факт - несмотря на то, что мне не нравится практически ни одна "выживалка", в которую играл, перепробовал я их довольно много, начиная прямо с Майн
кампфакрафта. Сама концепция привлекательна, что называется, на бумаге: мир, в котором ты обустраиваешь своё пребывание, исследуешь его, не скованный условностями сюжета и не ограниченный узкими коридорами предсказуемых уровней. На практике, конечно, это каждый раз уходит в рутину, когда через несколько часов просто теряется интерес и становится жаль убивать несоизмеримо большое время на достижение любых целей. Жизнь не даёт уйти с головой в "выживалки".
Тем не менее, я продолжаю искать "выживалку" своей мечты, и Сабнавтика, пожалуй, лучше других соответствует этому почётному званию.
Я, конечно, сделал ошибку, начав играть в неё именно в режиме выживания (а небольшая независимая команда разработчиков, хвала им, всё-таки сделала разные режимы). Дело в том, что в режиме выживания тут, как и много где, надо постоянно пить и есть, а меня это напрягает больше всего. Ведь время в компьютерной игре - штука условная. Бои и экшн проходят вроде как в реальном времени. Общение с НПС или чтение записок - тоже. День и ночь, конечно, сменяются куда быстрее, но это только позволяет экономить время, не ожидая 12 часов реального времени ночных событий. А вот еда и вода, ууу... Провел бой, пару разговоров - пора попить. Прошагал по карте 15 минут - надо поесть. Учитывая, что сам я в поездках и прогулках по другим городам, поглощенный исследованием нового, отношусь к этому более чем пофигистично, могу день не пить, полтора суток не есть, в играх необходимость каждые несколько 15-20 минут совершать многокнопочные ритуалы сильно напрягает. Постоянно приходится носить с собой какие-то бутыли и пайки, отнимая драгоценное место в инвентаре. Да и в целом ощущение вечно тикающего таймера. Нет, в Сабнавтике нет какого-то хардкора, разработчики сбалансировали очень щадящую систему, и тем не менее подспудно это каждый раз заставляет не тратить время, идти вперед, заниматься чем-то полезным, а не созерцанием окрестностей.
А созерцать тут есть что, о! Прежде всего, игра невероятно красива. Здесь, пожалуй, вы увидите самый красивый подводный мир в комп.играх, других конкурентов нет. Подводный мир другой планеты, завораживающий красотой и разнообразием. От мелководья и коралловых рифов, где в солнечных лучах резвятся мелкие рыбки, до глубоководных мест, где каждое живое существо сам себе ночник и красота невероятная, до ещё более глубоких подводных пещер, где по дну протекают более тяжелые кислотные реки и водопады, а жизнь представляет собой уже просто какой-то совершенный беспредел, а ещё глубже вулканические каверны и мир огненной лавы... Каждый новый биом поражает красотой, необычностью и внутренней естественностью. Графика, освещение, эффекты и дизайн, за которые независимым разработчикам не стыдно перед стомиллионными ААА-проектами!
Причём это не только внешняя красота. Во внутриигровой энциклопедии, которую открываешь, естественно, постепенно, разработчики не поленились дать объяснение каждому необычному виду, выстроить пищевые и симбиотические цепочки, фантазия хорошо сбалансирована логикой. И энциклопедия не ограничивается водной планетой - обитаемая вселенная будущего получилась довольно интересной, по сравнению же с другими "выживалками" тут просто интеллектуальный рай! То же самое относится и непосредственно к крафту - ты тут не начинаешь с каменного топора и деревянного копья, ты сразу на 3D-принтере начинаешь мастерить технологичные вещи, подбирая чертежи среди обломков огромного разбившегося корабля, и из той же энциклопедии убедительно следует, почему для изготовления энергоячейки нужен именно этот коралл.
Футуристичный дизайн того, что ты создаёшь, от личного инструмента до постройки огромной базы и подводного транспорта, также приятен глазу и хорош по функционалу, за парой исключений, о которых позже. Развитие поначалу идёт бодро, игра увлекает не на шутку. Строительство сделано очень адекватно, всё интуитивно, а уж возможность кастомизировать и обустроить как хочешь огромную подлодку "Циклоп", превратив её практически в полноценную передвижную базу с оранжереями и всем необходимым - класс! Видел, на форумах люди жалуются, что в игре практически нет летального оружия, кроме продвинутого ножа - ни тебе торпед, ни тебе гарпунов. Мне лично это не мешало, всё равно, как и положено в открытом мире, все всегда возрождаются, какой смысл бодаться с огромными левиафанами, когда ты можешь врубать энергетические щиты, использовать стазис- и гравипушки, а то и просто улепетывать по лабиринтам пещер, врубив форсаж.
Так только интересней, нежели тупо идти вперед по сюжету, устилая путь кровавой пеленой.
А ведь тут есть сюжет, алилуйя! Не бог весть какой закрученный и гениальный, но с некоторыми событиями, интересными местами, подкрепляемый подробностями в той же энциклопедии и создающий ощущение тайны и загадок, побуждающий идти вперед, а не нежиться под куполом базы в 5 метрах под поверхностью.
Опять-таки по меркам "выживалок" это просто шикарно.
Но, не обошлось и без недостатков, и довольно существенных. Практически все они связаны с тем, что разработчики, видимо, испугались, что сюжет будет проходиться очень быстро, а в остальном игра не увлечет. И они напихали в игру целый ряд раздражающих условностей.
Во-первых, в игре нет карты. Вообще. Есть компас, бывают целеуказания вида "500 метров на северо-восток от того места, где...", а бывают места, где PDA один раз робко пискнет, что "что-то тут нечисто", и если ты в этот момент, будучи без маяков и с поджимающими ресурсами, уплыл назад на базу за 2 км от этого места, то потом ты это место, где "что-то было нечисто", и значит в окрестностях которого стоит пошарить, можешь искать о-о-очень долго в хитросплетениях многоуровневых пещер! Ведь второй раз в окрестностях этого места PDA будет тупо молчать!
Во-вторых, в игре нет переносного сканера ресурсов. В игре штук 10 видов руд, несколько десятков видов растений, столько же животных, все обитают в разных биомах, а зачастую единственный способ хоть как-то найти редкий ингридиент - это строить базу с комнатой(!) сканирования в каждом биоме, которая будет обшаривать местность в небольшом радиусе. То есть собирать ресурсы уже для базы... О-очень притянуто за уши и совсем не похоже на технологии далекого будущего. А вишенкой на торте выступает то, что даже таким способом не найти, скажем, редкие растения.
В-третьих, словно этого мало, сделана о-очень странная эволюция транспорта. Сначала тебе дают скоростной подводный катер "Светлячок", сильно помогающий в исследовании мира, маневренный, легкий в управлении, с появлением которого игра начинает сиять новыми красками, ты его апгрейдишь, делая пригодным для всё большей глубины, а потом... тебе говорят "всё, сорри, чувак, лафа закончилась". И для следующих глубин заставляют скрафтить невероятно неуклюжий и неповоротливый бронекостюм "Краб" для передвижения по дну. И тяжелую неповоротливую подлодку для его доставки, на которую нужна уйма ресурсов. По сути, в "Крабе" у тебя отнимают третье измерение, смысл самого существования игры как водного мира, словно связывая по рукам и ногам впредь до самого конца игры.
В-четвертых, на все эти подлодки, доп.базы и прочее-прочее надо очень много ресурсов, и ты большую часть времени уже работаешь то ли шахтером, то ли курьером, постоянно мотаясь от одного шкафа к другому и что-то перекладывая, перенося, добывая...
Что имеем из этих недостатков в итоге - чрезвычайно увлекательные и динамичные первые 20 часов игры, постоянный прогресс, охи и ахи от открывающихся красот, постоянные новости в исследовании мира, постоянное улучшение существования интересным крафтом. И очень медленные и затянутые остальные 20 часов, с "пылесошеньем" всей карты в поисках какого-нибудь очередного редкого кустика, длительным сбором ресурсов и почти остановившимся развитием. Если вас в это время увлечет собственно строительство и обустройство базы - хорошо, но это занятие вида "развлеки себя сам". Тут можно устроить огромный аквариум, где разводить редкие виды, но в этом нет смысла, тут нет особого алгоритма и сложностей, нет даже каких-то ачивок хотя бы за пределами логики игры, а могли бы ввести хотя бы формальную цель. А ведь можно было бы сделать побочные цепочки квестов, дать этому интерес и смысл! То же самое и про оранжереи можно сказать, да про многое - тут много возможностей, но мало смысла, такое ощущение, что создав великолепный базис, разработчики даже за 4 года не смогли добавить достаточно именно игровых моментов.
И всё-таки базис великолепен! Первые 20 часов игры отличные, практически идеальная "выживалка" и очень хорошая игра, красивая, увлекательная и умеющая удивлять, в отличии от многих безликих ААА-проектов, рекомендую всем. Ну а там, кто знает, вдруг вы проникнитесь этим миром по полной и оставшиеся десятки часов станут для вас лучшими, пока вы будете любоваться местными затмениями через 10-метровую толщу воды, лёжа в кровати под стеклянным куполом базы?
Многие считают Сабнавтику одной из лучших игр прошлого года. Стоит попробовать!