В 1957 году СССР запустил первый ИСЗ, а в 1961 первого космонавта, что действительно было подвигом - обогнать в космичнской гонке ведущую индустриальную державу спустя всего 15 лет после самой разрушительной войны в истории. Американцы недооценили советский драйв, они были осторожны, а советы были готовы рисковать. Потом Америка проснулась и отправила людей на Луну, что СССР было уже не по силам (поэтому сейчас у братьев принято скептически хмыкать при упоминании "Аполлонов", вплоть до рогозинского "слетаем и посмотрим"). Но спутник и Гагарин остаются скрепой, поменьше чем Победа, но наверное второй.
Как известно, советская и американская ракетные программы получили импульс благодаря вывезенным из Германии инженерам и технологиям. Второй после лунного заговора космический миф - что немцы успели отправить первого человека в космос на ракете семейства "Фау". В реальности проект МКБР A10 был свернут еще в 1943 году, да и вряд ли в оставшееся время немцы успели бы довести его до ума.
Но предположим, что войны не было, то есть Германия не напала на Польшу, или напала, но ею ограничилась. В этом случае у немцев будут десятки лет на развитие своей ракетной программы (и, как побочный результат, космической). В то же время СССР и США не получат немецких мозгов и разработок, разве что кто-то сбежит в Америку, как физики. Результат - где-то в 1950-х первым жителем планеты Земля, совершившим полет в космос, станет штурмбаннфюрер СС Тилль Линдеманн, приятный парень с белозубой улыбкой, который моментально станет звездой и попадет на обложки всех мировых журналов. И уже президент Кеннеди, или кто там будет в США в это время, призовет соревноваться с нацистами в мирном освоении космоса.
Тут можно врзразить, что сравнение некорректное, поскольку, собственно, военные преступления и сделали нацистский режим преступным (пардон за тавтологию). Лагеря смерти и прочий трэш начались уже после оккупации Польши, не говоря о том, что немцы творили в СССР. Но если бы гитлеровский режим закапсулировался у себя в фатерлянде, стал бы он от этого менее гнусным? Оправдали бы космические успехи ту же "хрустальную ночь"? А спустя десятилетия, при каком-нибудь более либеральном фюрере, не станет ли общепринятой оценкой того времени - что, конечно, были перегибы, но было и много хорошего, чем нужно гордиться?
Поэтому помнить, конечно, нужно, но и о контексте тоже.