Обещала другу
Томоми поделиться гражданской лирикой одной крайне любопытной исторической личности, а именно, знаменитого военачальника, полководца и "серого кардинала" эпохи Троецарствия, и прочая, прочая, прочая -
Цао Цао! И вот, выполняю обещание - делюсь!
А заодно поделюсь и его биографией, хотя бы потому что она у него страсть, как интересна, и в поэтической лирике занимает видное место, что для того времени оказалось настоящим прорывом в стихотворной области. Да-с, на тот момент события своей жизни описывать в стихотворной форме ещё никто, окромя нашенского Цап-Царапыча, не додумался.
И, - чудный труд о жизни Цао Цао у
Red D.A.:
https://chaossanctuary.diary.ru/p195401498.htm
Когда начинала писать пост, думала, что сумею уместить в одно и поэзию, и биографию, и только после завершения биографического очерка Тень схватилась за голову: а на стихи-то места уже и не остаётся! Засим - стихи будут продолжением, в следующем посте!
[изображение] [изображение] [изображение]
Ца́о Ца́о (кит. упр. 曹操, пиньинь: Cáo Cāo; 155 — 220) — китайский полководец, автор сочинений по военному делу и поэт, главный министр империи Хань.
Фактический правитель империи Хань в начале III века.
Цао Цао выведен в романе «Троецарствие» как наиболее колоритный злодей своего времени. Для китайцев он является одной из самых ярких и узнаваемых фигур национальной истории. В его распоряжении находились самые многочисленные армии древности — числом до миллиона воинов. После победы при Гуанду он стоял на пороге объединения Китая под своим скипетром, но уступил инициативу Сунь Цюаню и Лю Бэю в результате сокрушительного поражения в битве у Красной Скалы.
Собственно говоря, основная биография этого неординарного человека уместилась в один абзац Вики...
[изображение] [изображение] [изображение]
Но гораздо интереснее посмотреть на неё немножко подробнее)))
Итак, отец Цао Сун происходил из рода Сяхоу, таким образом, его родовое имя было Сяхоу Сун. Фамилию Цао он (а следовательно и сам Цао Цао), получил от усыновившего его придворного евнуха Цао Тэна.
Происходивший из приёмной семьи придворного евнуха, Цао Цао (второе имя - Мэн-дэ) ещё 18-летним юношей покинул дом, поступил на военную службу и к концу II века н. э. возглавил самую могущественную военно-политическую фракцию, контролировавшую важнейшие в хозяйственном и стратегическом отношении районы распадавшейся ханьской империи.
[изображение] [изображение] [изображение]
Политическая ситуация в стране на тот момент была просто плачевной. В 189 г. кликой придворных евнухов на трон был возведён малолетний император, Шао-ди, регентом при котором стал родственник правящего дома, Хэ Цзинь. Борясь со своими политическими противниками, Хэ Цзинь вызвал в столицу - город Лоян, генерала Дун Чжо, войска которого взяли город штурмом. А сам Дун Чжо, вопреки возлагавшимся на него надеждам, фактически узурпировал верховную власть, решив, что раз уж столица в его руках, то отчего бы и не воспользоваться подобной удачей?
Шао-ди, тайно вывезенный из Лояна, в скором времени погиб, чему предшествовало, как это описывается в хрониках, зловещее знамение - солнечное затмение. Дун Чжо возвёл на трон нового государя, - Сянь-ди, вынудив его покинуть разорённый Лоян и переехать в город Чанъань (провинция Шэньси), который был столицей ханьской империи во II - I вв. до н. э.
[изображение] [изображение] [изображение]
А что же Цао Цао? Неся государственную службу в должности мелкого чиновника, а затем офицера армии низкого звания, Цао Цао был вынужден податься в бега после неудавшегося покушения на этого самого Дун Чжо, который держал императора в качестве заложника.
Далее рассказывается история, характеризующая нашенского Цап-Царапыча, как человека подозрительного и не стеснённого рамками морали.
Укрывшись в деревне у друга своего отца, Цао Цао услышал звук затачиваемого ножа. Встревоженный, он убил всю семью приютившего его человека, лишь позже выяснив, что они собирались заколоть свинью, чтобы накормить гостя. В замешательстве Цао Цао сказал известную цитату: «Лучше я предам мир, чем позволю миру предать меня».
однако на этом борьба с Дун Чжо не закончилась. Цао Цао организовал союз князей во главе с Юань Шао для борьбы с узурпатором.
После убийства Дун Чжо (май 193 г.) одним из его офицеров в генералитете его армии начались распри, и Сянь-ди оказался на положении пленника, подвергаясь невиданным для китайского монарха оскорблениям: его дворец был сожжён, а наложницы отданы конникам-варварам, составлявшим элитные части армии Дун Чжо.
Только осенью 195 г. Сянь-ди и его окружению удалось уговорить преемников Дун Чжо отпустить их из Чанъани. Вернувшись в Лоян и понимая, что ему не обойтись без помощи крупных военно-политических лидеров, имеющих в своём распоряжении армию, Сянь-ди обратился к двум из них, крупнейших на тот момент: генералу Юань Шао и к Цао Цао, сумевшему на тот момент сделать себе неплохую военную карьеру.
[изображение] [изображение] [изображение]
В возрасте 35 лет Цао Цао собрал небольшую армию из родственников, друзей и местных жителей. Несмотря на многочисленные поражения в ранних сражениях из-за своей чрезмерной самоуверенности, Цао Цао удалось сформировать большую дисциплинированную армию, благодаря его исключительному умению руководить. Он беспристрастно относился к своим подчинённым и принуждал к дисциплине всех. В то же время он принял ряд позитивных мер по переселению крестьян, перемещённых в результате войны на заброшенные поля, и взял их под свою защиту, приказав войску помочь сельскому хозяйству.
В свою очередь, эти крестьяне обеспечивали надёжные поставки продовольствия для армии. Существует рассказ о том, как Цао Цао наказал сам себя, приказав военному судье публично отрезать локон его волос, после того как его испуганный конь забрёл в пшеничные поля и потоптал урожай. Однако другая история рассказывает, что Цао Цао за убийство его отца городским губернатором приказал своему войску жестоко расправиться с населением целого города.
Цао Цао известен также как ценитель талантливых людей, он собирал их независимо от семейного происхождения или личных конфликтов с ним. Многие из его генералов первоначально были его противниками, и он оказал им большое доверие, как только они проявили к нему лояльность. Также он был очень великодушен и проявлял уважение к талантливым полководцам, даже если они отказывались служить ему. Как правило, после победы в сражениях Цао Цао позволял своим подчинённым забрать все трофеи в качестве награды.
Так произошло превращение Цао Цао в политического деятеля общегосударственного масштаба.
[изображение] [изображение] [изображение]
Вскоре Цао Цао получил от императора сперва титул Вэйского гуна, а затем — и Вэйского вана, то есть фактически самостоятельного правителя северного княжества Вэй.
Став в 205 г. верховным министром последнего ханьского императора Сянь-ди, он фактически сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти, пытаясь воспрепятствовать распаду империи.
В 207 г. н. э. Цао Цао полностью укрепил свои руководящие позиции во всём Северном Китае. Чтобы обеспечить себе военную карьеру, он управлял молодым императором, как марионеткой. В битве при Гуаньду, используя ряд военных тактик, с необычайной скоростью он одержал победу над огромной армией своего величайшего конкурента, и стал легендой китайской военной истории.
После победы в битве при Гуаньду в доме противника были найдены личные письма от его офицеров, адресованные врагу. Цао Цао приказал, чтобы все эти письма, не читая ни одного из них, сожгли во дворе, и сказал знаменитую фразу: «До этой ожесточённой битвы даже я не знал, выживу ли; как я могу винить других за желание уйти?» Офицеры были взволнованы его прощением, и в дальнейшем были преданы ему.
За годы своей военной кампании в Китае Цао Цао выиграл множество сражений до того, как потерпел поражение от объединённой армии двух других региональных лидеров в битве у Красной скалы, что привело к образованию трёх царств.
[изображение] [изображение] [изображение]
После отступления на север, Цао Цао сосредоточился на восстановлении экономики и улучшении жизни народа. Под его руководством север был объединён и процветал. Цао Цао получил титул Вэйского вана (князя) и был назван «способным министром в период хаоса».
Не менее яркий след Цао Цао оставил и в истории китайской художественной словесности. Именно при его дворе сложилась плеяда чиновников-поэтов, творчество которых составляет "Цзфньаньскую поэзию" - особое литературно-политическое течение, с которым соотносится становление в Китае авторской лирической поэзии.
[изображение] [изображение] [изображение]
Одна из особенностей лирики Цао Цао - её автобиографичность. Он повествует об эпизодах собственной жизни, о тех событиях, участником которых ему ему довелось быть, излагает мысли по поводу происходящего в стране, поведения своих современников, а также видение идеального государственного устройства и мер, необходимых для его образования.
В декабре 2009 года китайские археологи нашли предположительное место погребения Цао Цао у города Аньян (провинция Хэнань). Могильный комплекс расположен на территории, занимающей 740 м².
[изображение] [изображение] [изображение]
Ну, и, конечно, нельзя не рассказать о дальнейшем жизненном пути Цао Цао, нельзя не рассказать о его сыновьях, оставивших не менее яркий след как в истории, так и в поэзии.
Обычно говорят, что на детях гениев природа отдыхает. К счастью, в семье Цао было далеко не так! Поэтический талант достался обоим сыновьям Цао Цао - и старшему, Цао Пэю (или Цао Пи), и младшему, Цао Чжи. Увы, именно поэтическое дарование оказалось яблоком раздора между двумя братьями...
[изображение] [изображение] [изображение]
Семья Цао Цао - монумент и памятник. Едины, так сказать, в трёх лицах - отец, Цао Пэй и Цао Чжи)))
Цао Пэй родился в семье Цао Цао от одной из его наложниц, госпожи Бянь, когда отец был простым чиновником среднего уровня без особенных перспектив. Детство будущий император провёл без отца — Цао Цао в это время находился в войнах, и как воспитывался Цао Пи — достоверно не известно. В 211 году отец назначил Цао Пэя своим заместителем. Тогда же в сражении погиб его старший брат Цао Ан, и Цао Пэй остался старшим братом в семье. Но министр Великой Хань больше ценил пылкость и стихотворное дарование младшего брата, Цао Чжи, и окружающие прочили его в наследники всего царства Вэй.
[изображение] [изображение] [изображение]
В конце концов слабые административные способности Цао Чжи и совет полководца Цзя Сюя о том, что отступление от принципа первородства может быть использовано врагами, решили дело в пользу Цао Пэя. Старший брат долго припоминал младшему те времена, когда тот ходил в любимчиках отца, и судьба самого Цао Чжи сложилась весьма печально...
Немножко писала о нём вот здесь: https://journals.ru/journals_commen...987976#comments
Поэзия братьев разительно отличалась друг от друга, и для сравнения приведу два стихотворения, посвящённых Башне Бронзового Воробья.
* * *
Поднявшись выше императорской столицы,
Глядим на землю мы, как птицы в облаках.
Собрались выдающиеся лица
Стране порядок дать, как в благовещих снах.
Вокруг поют нам гармонично птицы,
Так ароматен, тих весенний ветерок.
В покое, равновесьи мир хранится.
Времён блестящих наступает срок.
Восточный царь, как Небо, будет вечен,
В своём благом величьи бесконечен.
Цао Чжи.
* * *
С перил мы смотрим башни высочайшей.
Внизу — прохладный пруд с водой чистейшей.
Вверху — с луною пляшет стая лебедей.
Министр — вассал, из подданных вернейший:
Монарху служит вечно князь, отец людей.
Цао Пи.
И, конечно же, невозможно не рассказать о многочисленных произведениях, где можно встретить Цао Цао! Китайцы любят хитрого и расчётливого полководца, основавшего царство Вэй, и снимают картины о нём достаточно плодотворно.
Прежде всего, увидеть его можно в ТВ "Троецарствие", снятом в 2010 году.
Затем, фильм в двух частях, "Битва у Красной скалы", режиссёра Джона Ву, 2008-2009 гг.
"Пропавший мастер клинка", режиссёр Алан Мак и Феликс Чун, 2011 г.
"Убийцы", 2012 г, режиссёр Чжао Линьшань.
И, наконец, ТВ "Тайны Троецарствия", 2018 года, режиссёр Патрик Яу, Стив Чэн.