16:07 29-08-2019 Три китайские провинции. Часть 1.
Три китайские провинции: Гроты Луньмэнь и монастырь Шаолинь (провинция Хэнань), Гора Майцзишань (провинция Ганьшу), Сиань и Терракотовые воины (провинция Шеньси)
День 0: Пекин – Лоян. Поездная прелюдия. 1-2 июня 2012 года.
День первый мини-путешествия по Китаю начался накануне. Пятница, вечер и мы, собирающиеся на вокзал.
Путешествие началось с беготни. Вернувшийся с работы Пуш устроил прыжки по дому и всяческие турбулентности атмосферы. В результате самый нужный девайс – полотенце – был забыт, а китайские поезда, которые предоставят с удовольствием и тапочки, и тремпеля, и даже – иногда – розетки, полотенец не имеют как класса. Хичхайкер из меня так себе.
Такси упорно не ловилось – вечером в Пекине с этим сложно, зато, когда белый кролик был таки отловлен – домчались до
, в котором Пуш широким жестом перевернул на себя кофе. Пока Пуш учил китайцев и Димаса матерному русскому, я радостно предвкушала: выходные все тот же Пуш собрался провести с девизом «едем с пустыми рюкзаками и одной сменной футболкой», а отель нам светил только через два дня. В чем собрался ходить Пуш до этого светлого момента – вопрос века.
Но из смены белья нашлись порнографического вида шорты, в которые Пуш и был переодет под наше хихикание.
Так, нехитрым и доступным способом мы себя развлекли до времени Х.
Закомпостировали билеты, прошли
, где и возрадовались нашим купейным билетам: в китайских плацкартах мест с одной стороны – три, одно над другим, и ночь с двумя этажами сверху была бы слишком томна.
К слову, инфраструктура и логистика китайской жд прекрасна - на перронах электричек есть обозначения, где остановится вагон и не нужно придумывать, куда бежать – вагон №6 остановится под обозначением «6-й вагон». Если поезд уже подан – на каждом вагоне есть табличка, которую видно издалека и, спускаясь по лестнице вниз, можно легко определить, в какую сторону прыгать. Китайская безопасность же – строга и неулыбчива: на входе в здание вокзала проверят документы и наличие билетов, дальше – рамки и "узи" чемоданов, потом – еще раз контроль и компостер перед выходом на перрон, еще раз – проводник вагона и – если это электричка – внутри контролер. Проводники спальных поездов, так же как и у нас, отбирают билеты, взамен отдавая пластиковые карточки, которые на обратном пути меняют обратно на билеты. Билеты хранить обязательно – последний чек-поинт может приключится на выходе и без билета можно поиметь массу неприятностей.
Вошли,
. Чистенько и широкие полки, кондиционер, мусорка и тапочки - удобно, комфортно и не жарко.
Китайский спальный вагон не сильно отличается от наших. Из минусов – проводник не принесет тебе чай. Из плюсов – горячая вода есть в любом поезде, включая электрички (ибо рамен – китайское все) и цена вопроса – захватить с собой принадлежности для чайной церемонии. В туалетах умывальник для лилипутов, зато есть отдельная комнатка «для умывания», где можно постирать заляпанные кофе штаны, например. Удобно – очень. С утра, для того, чтобы умыться, не нужно ждать пока кто-то другой сделает все свои дела – они разнесены по функциям. Еще из удобств – непременные бортики на втором (и третьем этажах), розетки в каждом купе и отсутствие бродящих по вагону посторонних – к тебе никто ночью не вломится с предложением купить рыбки. Проводник отслеживает место назначения и обязательно тебя разбудит, чтобы обменять карточки на билеты и выпроводить наружу.
За стеной в ту ночь колбасились китайцы, один из которых был явно нашим соседом, но, как порядочный, он припрыгал совсем перед сном, запрыгнул на свою полку, и пока мы смотрели Городского Охотника, захрапел.
Эту ночь мы провели в компании человека, который говорил во сне на китайском – прекрасный опыт.
Утром прибыли в Лоян.
мало отличалась от такой же любого другого города. Завтрак в KFC был уныл и под мое бухтение, что с подобной практикой надо заканчивать, ибо быть в Китае и жрать фаст-фуд – это моветон (может, потому он и был уныл, а может, потому что состоял из какого-то белого говна, напоминающего очень, очень жидкую молочную рисовую кашку – наверняка полезную для здоровья, и гамбургера, котлета в котором содержала – внизапна – горох и кукурузу). Пичалька китайской кухни – отсутствие кофе. Оно пьется либо в прозападных столовых, либо берется с собой, а у китайцев выпрашивается горячая вода. Кофе с собой мы взяли. Но не взяли сливки, сахар и кружку. Последнее было особенно грустно.
На площади бегали зазывалы – они же кондукторы автобусов, которые предлагали отправить нас сразу в Шаолинь, но для Шаолиня мы не чувствовали себя достаточно просветленными и познавшими Дао карабкания по очередным горам и поэтому стойко отказались.
Там же на площади мы нашли барышню-таксиста, которая нас быстро и с экскурсией по городу, через живописный
Высадив нас у ворот парка, девушка умчалась прочь, так и не сторговавшись за следующий перегон.
Билеты были куплены, а вещи оставлены в камере хранения. К слову, подобного рода бесплатная (чаще всего) услуга есть везде, но не везде ее можно легко найти. И на
Луньмэнь (龙门石窟, «Каменные пещеры у Драконовых ворот») – комплекс буддийских пещерных храмов. Считается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая. Пещеры тянутся с километр по горам Сяньшань и Луньмэньшань, между которыми течет река И(хэ). Глядя на ее цвет, очень хотелось обозвать ее Хуанхэ (желтая река), но это оказался всего лишь её приток. По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат около 2800 надписей и порядка 100 тыс. всяких религиозных изображений.
Строительство комплекса началось в 493 году при династии Северная Вэй, и смысл его был – в улучшении кармы инициаторов застройки, инвесторов и строителей. Любой мог пожертвовать деньги и стать на шаг ближе к нирване.
Во второй половине 6 века к власти пришла Династия Суй, которая буддистов не любила от слова совсем – храмы были разрушены, Будды лишены голов.
Но уже следующая Династия – Тан – начиная с 618 года продолжила дело Вэй и бОльшая часть комплекса была построена при ней.
Пещера Qianxi Si Dong (Монастырь Цянси).
Три фигуры – традиционная
: правая рука поднята в Абхая-мудре, несет верующему защиту и освобождение от страхов, левая рука опущена на колено в Варада-мудре – прощение, милость и благословение. За спиной – фигуры учеников, по бокам – фигуры бодхисатв: слева – Авалокитешвары в женском образе Гуаньинь (на фото не видно), справа – Махастхамапрапты.
(Binyang).
Трудолюбие китайцев иногда поражает – оставлять высеченного в камне Будду после себя везде, где просится в надпись матерное слово – не злобы для, а токмо ради выражения полноты чувств.
Храм Биньян состоит из трех пещер, которые были запланированы императором Северной Вэй Сюанем У (Xuan Wu) как мемориал императорской семьи. Пещеры строились с 500 г. по 524 год, но полностью была закончена только средняя пещера – далее в стране начались смуты, перевороты и прочий беспредел. Считается, что пещеры Биньян строились по образу и подобию монастыря Lingyan Si (пещерный комплекс Датоня).
– с явно корейским приветом.
На самом деле этот "корейский привет" – очередная мудра – Арда патака мудра, мудра жизни – выравнивает энергетический потенциал всего организма.
.
Пещера – место жительства традиционной «Trikala buddahs» - три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.
, Будда Настоящего – правая рука поднята в Патака мудре (победа и уверенность в своих силах).
Будда Прабхутаратна, Будда прошлого, с компанией
Будда Прабхутаратна, Будда прошлого, с компанией [изображение]
.
Отличие скульптурной композиции средней пещеры от скульптурных композиций более ранних периодов - большое количество дополнительных персонажей.
Отсутствующие головы бодхисатв были украдены в 30-х годах прошлого века и в данный момент находятся в Японии. На фронтальной стене расположены барельефы со сюжетами по мотивам Вималакирти сутры, сценами джатак и «императорские» барельефы. Два из них были украдены тогда же и сейчас находятся «Nelson-Atkins Museum» в Канзас-Сити и «Metropolitan Museum» в НЙ.
Средняя пещера Биньяна отражает скульптурный стиль Северной Вэй в изображении Будд: монашеская одежда, закрывающая плечи и спускающаяся складками поверх трона; квадратные головы и длинные тела, плюс, «наивная» улыбка Будды.
Южная пещера Биньян (Binyang Nan Dong).
Главная композиция – триада:
. Центральная фигура – Будда Амитабха, сидящая на восмиугольном лотосовом троне. Слева - Бодхисатва Гуаньинь, справа – Бодхисатва Махастхамапрапта. Между Буддой и бодхисатвами находятся фигуры учеников и несколько неопознанных небольших статуй разного размера.
Выше - изображение душ, возрождающихся из цветков лотоса в Западном раю Чистой Земли. Этих изображений 54 (54х2=108 – священное число), каждая фигурка имеет свое лицо – бодхисатвы и спонсоры проекта.
На южной и северной стенах находится
около 1500 крошечных изображений Будды
около 1500 крошечных изображений Будды [изображение]
(Lianhua Dong).
Сооружена в 527 г. – одна из последних, созданных в период династии Северная Вэй.
Название получила благодаря барельефу (диаметр 3,6 метров). Вокруг цветка на северной и южной части свода высечены изображения апсар с лентами.
Центральная фигура пещеры – статуя Будды Гаутамы высотой 5.1 м. Справа и слева от нее находятся по две фигуры учеников и бодхисатв.
Голова фигуры ученика слева от Гаутамы была украдена в 30-е годы прошлого столетия и в настоящее время находится в Jeamie Museum в Париже.
(Fengxian Si).
Пещера относится к периоду династии Тан и была сооружена У Цзэтянь (Wu Zetian) - единственной женщиной-императором в истории Китая. По слухам баба была жедехнйо леди, которая пришла к власти по трупам и через постель, потом трупики множились в огромном количестве, что не помешало ей быть интронизированной и стать единственной императрицей. Несмотря на жесткий нрав, дама поощряла и всячески способствовала развитию буддизма и дабы придать своей власти больший вес – повелела и очень скоростными темпами (672-675 г.г.) стимулировала сооружение Fengxian Si, в котором «божественность» У Цзэтянь получила дальнейшее развитие («Вся власть на небесах исходит от «Космического Будды», вся власть на земле исходит от Императрицы»): центральной фигуре комплекса –
предводителя Четырех Небесных Царей Локапалы севера Вайшраваны (Куберы) со ступой в руке, попирающего ногой злого духа, и защитника буддизма бодхисатвы Ваджрапани.
Скульптуры южной стены
(«Пещера Медицинских Предписаний») (Yaofang Dong) (грот слева).
Название связано с тем, что на стелах при входе в пещеру высечено около 140 медицинских рекомендаций по лечению различных болезней.
(Guyang Dong)
Старейшая пещера комплекса. Была высечена на месте естественной каверны около 495 г., когда столица империи Северная Вэй (Тоба Вэй) была перенесена из Пинчена (Датуна) в Лоян. Была сооружена по указанию императора Сяо Вэня (Xiao Wen) в память о его бабушке – императрице Фэн (Feng). На стенах пещеры находится множество ниш, в которых расположены разнообразные статуи, установленные членами королевской семьи и высокопоставленными чиновниками в разные периоды. Центральной фигурой является статуя Будды Гаутамы высотой 8.9 м (вместе с 5-метровым пьедесталом) и шириной по плечам 2.3 м в окружении двух бодхисатв.
Пещера Гуян знаменита своими надписями: в ней находится более чем 800 надписей (больше, чем в любом другом сооружении средневекового Китая), и из 20 основных видов каллиграфии, найденных в Лунмэне, 19 можно найти в этой пещере.
Дальше по пути - Храм Сяншань (Xiangshan Temple)
Построен он на горе Сяншань при все той же династии Тан. Перестроен в 18 веке при императоре Цянлуне.
Поскольку построен на горе –
Вилла Чан Кайши (Jiang Jieshi).
Вилла построена к 50-летию генерала. На ней же, согласно информации с таблички на входе, он планировал уничтожение коммунистической партии.