i-lightning
16:07 29-08-2019 Три китайские провинции. Часть 1.
Три китайские провинции: Гроты Луньмэнь и монастырь Шаолинь (провинция Хэнань), Гора Майцзишань (провинция Ганьшу), Сиань и Терракотовые воины (провинция Шеньси)


День 0: Пекин – Лоян. Поездная прелюдия. 1-2 июня 2012 года.

День первый мини-путешествия по Китаю начался накануне. Пятница, вечер и мы, собирающиеся на вокзал.
Путешествие началось с беготни. Вернувшийся с работы Пуш устроил прыжки по дому и всяческие турбулентности атмосферы. В результате самый нужный девайс – полотенце – был забыт, а китайские поезда, которые предоставят с удовольствием и тапочки, и тремпеля, и даже – иногда – розетки, полотенец не имеют как класса. Хичхайкер из меня так себе.
Такси упорно не ловилось – вечером в Пекине с этим сложно, зато, когда белый кролик был таки отловлен – домчались до
Западного вокзала
Западного вокзала
[изображение]
через весь город за 20 минут.
Времени оказался вагон – до
отхода поезда K 269
отхода поезда K 269
[изображение]
до Лояна
целый час
целый час
[изображение]
. В зале ожидания китайцы сидели на головах друг друга, ожидая второго пришествия – не иначе. Поэтому, было решено «погулять» и «погуляли» мы
в сторону Макдо
в сторону Макдо
[изображение]
, в котором Пуш широким жестом перевернул на себя кофе. Пока Пуш учил китайцев и Димаса матерному русскому, я радостно предвкушала: выходные все тот же Пуш собрался провести с девизом «едем с пустыми рюкзаками и одной сменной футболкой», а отель нам светил только через два дня. В чем собрался ходить Пуш до этого светлого момента – вопрос века.
Но из смены белья нашлись порнографического вида шорты, в которые Пуш и был переодет под наше хихикание.
Так, нехитрым и доступным способом мы себя развлекли до времени Х.
Закомпостировали билеты, прошли
на перрон
на перрон
[изображение]
, где и возрадовались нашим купейным билетам: в китайских плацкартах мест с одной стороны – три, одно над другим, и ночь с двумя этажами сверху была бы слишком томна.
К слову, инфраструктура и логистика китайской жд прекрасна - на перронах электричек есть обозначения, где остановится вагон и не нужно придумывать, куда бежать – вагон №6 остановится под обозначением «6-й вагон». Если поезд уже подан – на каждом вагоне есть табличка, которую видно издалека и, спускаясь по лестнице вниз, можно легко определить, в какую сторону прыгать. Китайская безопасность же – строга и неулыбчива: на входе в здание вокзала проверят документы и наличие билетов, дальше – рамки и "узи" чемоданов, потом – еще раз контроль и компостер перед выходом на перрон, еще раз – проводник вагона и – если это электричка – внутри контролер. Проводники спальных поездов, так же как и у нас, отбирают билеты, взамен отдавая пластиковые карточки, которые на обратном пути меняют обратно на билеты. Билеты хранить обязательно – последний чек-поинт может приключится на выходе и без билета можно поиметь массу неприятностей.
Вошли,
обосновались
обосновались
[изображение]
. Чистенько и широкие полки, кондиционер, мусорка и тапочки - удобно, комфортно и не жарко.
Китайский спальный вагон не сильно отличается от наших. Из минусов – проводник не принесет тебе чай. Из плюсов – горячая вода есть в любом поезде, включая электрички (ибо рамен – китайское все) и цена вопроса – захватить с собой принадлежности для чайной церемонии. В туалетах умывальник для лилипутов, зато есть отдельная комнатка «для умывания», где можно постирать заляпанные кофе штаны, например. Удобно – очень. С утра, для того, чтобы умыться, не нужно ждать пока кто-то другой сделает все свои дела – они разнесены по функциям. Еще из удобств – непременные бортики на втором (и третьем этажах), розетки в каждом купе и отсутствие бродящих по вагону посторонних – к тебе никто ночью не вломится с предложением купить рыбки. Проводник отслеживает место назначения и обязательно тебя разбудит, чтобы обменять карточки на билеты и выпроводить наружу.
За стеной в ту ночь колбасились китайцы, один из которых был явно нашим соседом, но, как порядочный, он припрыгал совсем перед сном, запрыгнул на свою полку, и пока мы смотрели Городского Охотника, захрапел.
Эту ночь мы провели в компании человека, который говорил во сне на китайском – прекрасный опыт.
Утром прибыли в Лоян.
Вокзальная площадь
Вокзальная площадь
[изображение]
мало отличалась от такой же любого другого города. Завтрак в KFC был уныл и под мое бухтение, что с подобной практикой надо заканчивать, ибо быть в Китае и жрать фаст-фуд – это моветон (может, потому он и был уныл, а может, потому что состоял из какого-то белого говна, напоминающего очень, очень жидкую молочную рисовую кашку – наверняка полезную для здоровья, и гамбургера, котлета в котором содержала – внизапна – горох и кукурузу). Пичалька китайской кухни – отсутствие кофе. Оно пьется либо в прозападных столовых, либо берется с собой, а у китайцев выпрашивается горячая вода. Кофе с собой мы взяли. Но не взяли сливки, сахар и кружку. Последнее было особенно грустно.
На площади бегали зазывалы – они же кондукторы автобусов, которые предлагали отправить нас сразу в Шаолинь, но для Шаолиня мы не чувствовали себя достаточно просветленными и познавшими Дао карабкания по очередным горам и поэтому стойко отказались.
Там же на площади мы нашли барышню-таксиста, которая нас быстро и с экскурсией по городу, через живописный
мостик
домчала нас до Лунмэня.


День 1: Гроты Луньмэнь и вилла Чан Кайши (провинция Хэнань, 12 км от Лояна).

[изображение]

Высадив нас у ворот парка, девушка умчалась прочь, так и не сторговавшись за следующий перегон.
Билеты были куплены, а вещи оставлены в камере хранения. К слову, подобного рода бесплатная (чаще всего) услуга есть везде, но не везде ее можно легко найти. И на
электромобиле
электромобиле
[изображение]
мы домчались до
начала осмотра
. Дымка навевала мысли о том, что +28 в 8 утра – не предел.
Симпатичный мостик
Симпатичный мостик
[изображение]
можно считать первой – северной – границей комплекса по сути последним из этапов пробежки. До него, правда, предстояло ее дойти. А пока, через
основные ворота
основные ворота
[изображение]
мы начали
осмотр галерей
.

Луньмэнь (龙门石窟, «Каменные пещеры у Драконовых ворот») – комплекс буддийских пещерных храмов. Считается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая. Пещеры тянутся с километр по горам Сяньшань и Луньмэньшань, между которыми течет река И(хэ). Глядя на ее цвет, очень хотелось обозвать ее Хуанхэ (желтая река), но это оказался всего лишь её приток. По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат около 2800 надписей и порядка 100 тыс. всяких религиозных изображений.
Строительство комплекса началось в 493 году при династии Северная Вэй, и смысл его был – в улучшении кармы инициаторов застройки, инвесторов и строителей. Любой мог пожертвовать деньги и стать на шаг ближе к нирване.
Во второй половине 6 века к власти пришла Династия Суй, которая буддистов не любила от слова совсем – храмы были разрушены, Будды лишены голов.
Но уже следующая Династия – Тан – начиная с 618 года продолжила дело Вэй и бОльшая часть комплекса была построена при ней.

Пещера Qianxi Si Dong (Монастырь Цянси).
Три фигуры – традиционная
триада амидаизма
триада амидаизма
[изображение]
: центральная фигура –
Будда Амитабха
Будда Амитабха
[изображение]
: правая рука поднята в Абхая-мудре, несет верующему защиту и освобождение от страхов, левая рука опущена на колено в Варада-мудре – прощение, милость и благословение. За спиной – фигуры учеников, по бокам – фигуры бодхисатв: слева – Авалокитешвары в женском образе Гуаньинь (на фото не видно), справа – Махастхамапрапты.

Следом – путь к (Binyang).
Трудолюбие китайцев иногда поражает – оставлять высеченного в камне Будду после себя везде, где просится в надпись матерное слово – не злобы для, а токмо ради выражения полноты чувств.

Храм Биньян состоит из трех пещер, которые были запланированы императором Северной Вэй Сюанем У (Xuan Wu) как мемориал императорской семьи. Пещеры строились с 500 г. по 524 год, но полностью была закончена только средняя пещера – далее в стране начались смуты, перевороты и прочий беспредел. Считается, что пещеры Биньян строились по образу и подобию монастыря Lingyan Si (пещерный комплекс Датоня).

Северная пещера Биньян (Binyang Bei Dong).
– с явно корейским приветом.
На самом деле этот "корейский привет" – очередная мудра – Арда патака мудра, мудра жизни – выравнивает энергетический потенциал всего организма.

Средняя пещера и
один из ее охранников
один из ее охранников
[изображение]
.
Пещера – место жительства традиционной «Trikala buddahs» - три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.

Будда Гаутама
Будда Гаутама
[изображение]
, Будда Настоящего – правая рука поднята в Патака мудре (победа и уверенность в своих силах).

Будда Прабхутаратна, Будда прошлого, с компанией
Будда Прабхутаратна, Будда прошлого, с компанией
[изображение]
.

Отличие скульптурной композиции средней пещеры от скульптурных композиций более ранних периодов - большое количество дополнительных персонажей.
Отсутствующие головы бодхисатв были украдены в 30-х годах прошлого века и в данный момент находятся в Японии. На фронтальной стене расположены барельефы со сюжетами по мотивам Вималакирти сутры, сценами джатак и «императорские» барельефы. Два из них были украдены тогда же и сейчас находятся «Nelson-Atkins Museum» в Канзас-Сити и «Metropolitan Museum» в НЙ.

Средняя пещера Биньяна отражает скульптурный стиль Северной Вэй в изображении Будд: монашеская одежда, закрывающая плечи и спускающаяся складками поверх трона; квадратные головы и длинные тела, плюс, «наивная» улыбка Будды.

Южная пещера Биньян (Binyang Nan Dong).
Главная композиция – триада:
Будда Амитабха
Будда Амитабха
[изображение]
, рука – в абхая мудре. За спиной – два ученика. По бокам – фигуры бодхисатв: слева от Амитабхи – Гуаньинь, справа – Махастхамапрапта.

Вид от Пещер Биньян
Вид от Пещер Биньян
[изображение]
.

Отполированные руками паломников и маленький отважный
росточек
росточек
[изображение]
.

.

Будда с
отбитой головой
отбитой головой
[изображение]
и
с вполне целой
с вполне целой
[изображение]
.

Ниша трех Будд
Ниша трех Будд
[изображение]
(Moya Three Buddha Niche - Moya Sanfo Kan)

Камень
в цветочках
(пионовый камень), сильно любим и почитаем, ибо добывается только тут.

Идем дальше,
к пещере Десяти тысяч Будд
.

Пещера Десяти тысяч Будд (Wanfo Dong Ten).
Строила пещеру Династия Тан. Строительство закончено в 680 году.
В центре –
классическая триада Будды Амитабхи
классическая триада Будды Амитабхи
[изображение]
. Центральная фигура – Будда Амитабха, сидящая на восмиугольном лотосовом троне. Слева - Бодхисатва Гуаньинь, справа – Бодхисатва Махастхамапрапта. Между Буддой и бодхисатвами находятся фигуры учеников и несколько неопознанных небольших статуй разного размера.
Выше - изображение душ, возрождающихся из цветков лотоса в Западном раю Чистой Земли. Этих изображений 54 (54х2=108 – священное число), каждая фигурка имеет свое лицо – бодхисатвы и спонсоры проекта.
На южной и северной стенах находится
около 1500 крошечных изображений Будды
около 1500 крошечных изображений Будды
[изображение]

[изображение]

[изображение]

[изображение]
.
В центре потолка – изображение
цветка лотоса
цветка лотоса
[изображение]
.

Снаружи пещеру охраняют
два небесных короля
два небесных короля
[изображение]
.

Вид от Пещеры Десяти тысяч Будд
Вид от Пещеры Десяти тысяч Будд
[изображение]

[изображение]
и .

Пещера Лотоса
Пещера Лотоса
[изображение]
(Lianhua Dong).
Сооружена в 527 г. – одна из последних, созданных в период династии Северная Вэй.
Название получила благодаря барельефу (диаметр 3,6 метров). Вокруг цветка на северной и южной части свода высечены изображения апсар с лентами.
Центральная фигура пещеры – статуя Будды Гаутамы высотой 5.1 м. Справа и слева от нее находятся по две фигуры учеников и бодхисатв.
Голова фигуры ученика слева от Гаутамы была украдена в 30-е годы прошлого столетия и в настоящее время находится в Jeamie Museum в Париже.

Идем дальше к Пещере Фэнсянь Сы
.
Путь
не может быть легким
не может быть легким
[изображение]
.

Храм Фэнсянь Сы
Храм Фэнсянь Сы
[изображение]
(Fengxian Si).
Пещера относится к периоду династии Тан и была сооружена У Цзэтянь (Wu Zetian) - единственной женщиной-императором в истории Китая. По слухам баба была жедехнйо леди, которая пришла к власти по трупам и через постель, потом трупики множились в огромном количестве, что не помешало ей быть интронизированной и стать единственной императрицей. Несмотря на жесткий нрав, дама поощряла и всячески способствовала развитию буддизма и дабы придать своей власти больший вес – повелела и очень скоростными темпами (672-675 г.г.) стимулировала сооружение Fengxian Si, в котором «божественность» У Цзэтянь получила дальнейшее развитие («Вся власть на небесах исходит от «Космического Будды», вся власть на земле исходит от Императрицы»): центральной фигуре комплекса –
Будде Вайрочане
было придано сходство с императрицей – высота статуи – 17 м., высота головы – 4 м., ушей – почти 2 м.

По правую руку от Будды Вайрочаны расположены
фигура Ананды и бодхисатва Манджушри
фигура Ананды и бодхисатва Манджушри
[изображение]
.
По левую руку – фигуры Кашьяпы и
бодхисатвы Самантабхадры
бодхисатвы Самантабхадры
[изображение]
(Гуаньинь).
На северной стене расположены
фигуры
предводителя Четырех Небесных Царей Локапалы севера Вайшраваны (Куберы) со ступой в руке, попирающего ногой злого духа, и защитника буддизма бодхисатвы Ваджрапани.
Скульптуры южной стены
сильно повреждены
сильно повреждены
[изображение]
.
Квадратные отверстия на стенах –гнезда балок не сохранившегося деревянного строения храма.

Вид сверху
.
Очаровательные
фонарики в виде лотоса
фонарики в виде лотоса
[изображение]

[изображение]
.

Пещера Яофан
Пещера Яофан
[изображение]
(«Пещера Медицинских Предписаний») (Yaofang Dong) (грот слева).
Название связано с тем, что на стелах при входе в пещеру высечено около 140 медицинских рекомендаций по лечению различных болезней.

Пещера Гуян
Пещера Гуян
[изображение]
(Guyang Dong)
Старейшая пещера комплекса. Была высечена на месте естественной каверны около 495 г., когда столица империи Северная Вэй (Тоба Вэй) была перенесена из Пинчена (Датуна) в Лоян. Была сооружена по указанию императора Сяо Вэня (Xiao Wen) в память о его бабушке – императрице Фэн (Feng). На стенах пещеры находится множество ниш, в которых расположены разнообразные статуи, установленные членами королевской семьи и высокопоставленными чиновниками в разные периоды. Центральной фигурой является статуя Будды Гаутамы высотой 8.9 м (вместе с 5-метровым пьедесталом) и шириной по плечам 2.3 м в окружении двух бодхисатв.
Пещера Гуян знаменита своими надписями: в ней находится более чем 800 надписей (больше, чем в любом другом сооружении средневекового Китая), и из 20 основных видов каллиграфии, найденных в Лунмэне, 19 можно найти в этой пещере.

.
.
.

Дальше гуляем по Восточному берегу.

.
Виды на Западный берег
.

Гроты Восточного берега
.

Тысячерукая и тысячеглазая Гуаньинь
Тысячерукая и тысячеглазая Гуаньинь
[изображение]


Смотровая площадка
Смотровая площадка
[изображение]

[изображение]
и
вид с нее
вид с нее
[изображение]
.

Дальше по пути - Храм Сяншань (Xiangshan Temple)
Построен он на горе Сяншань при все той же династии Тан. Перестроен в 18 веке при императоре Цянлуне.
Поскольку построен на горе –
путь на эту гору
путь на эту гору
[изображение]
никто не отменял. А пока ползли по ступенькам вверх, увидели совершенно очаровательную
мусорку
.
Брошенный взгляд на половину
пройденного пути
пройденного пути
[изображение]
.

Вилла Чан Кайши (Jiang Jieshi).
Вилла построена к 50-летию генерала. На ней же, согласно информации с таблички на входе, он планировал уничтожение коммунистической партии.
.
На территории Храма .
Император Цянлунь, перестроивший храм, был так впечатлен красотами, что не смог не написать по этому поводу
стих
.

И дальше

Виды Западного берега
Виды Западного берега
[изображение]

[изображение]
.

Спустились вниз. Вернулись к началу осмотра, забрали вещи, переобули кроссовки на шлепанцы и пошлепали к следующему пункту нашей программы -
Храму Шаолинь
Храму Шаолинь
[изображение]
.


2 июня 2012 года