Шаолинь входил в «обязательную программу» того, что посмотреть в Китае, еще до приезда в Китай – хоть мы и далеки от мира кулачного кунг-фу – увы и ах, но слишком падки на громкие названия. От того самого, великого и могучего Шаолиня, нынешний центр кунг-фу далек слишком – на его территории школа осталась, детей и прочих желающих все еще тренируют, но монастырь погряз в бабле. То, что представляли ученики, было круто, да, но – мне есть с чем сравнивать – я видела выступления лучше. Школы кунг-фу давным-давно вышли за пределы монастыря, и прыгающие на пыльных площадках детки в центре города, а не среди прекрасных гор, мне были приятнее на вид – за свои тренировки они не брали с туристов деньги.
Но это – Шаолинь. Поэтому смотрели монастырь как очередной монастырь.
Шаолинь (полное название Шаолиньсы - «Монастырь в лесу на горе Шаоши») был основан на горе Суншань в 495 году индийским монахом Бхадра при поддержке Сял Вэнь-ди (династия Северная Вэй) на месте даосского монастыря, который появился на этом месте еще в начале 5 века и прекратил свое существование по причине гонений на даосизм. Император Мин в начале 6 века направил делегацию в Индию на поиски учения Будды. Они вернулись через три года с индийским монахом Бодхидхарма (Бато) на белой лошади и основали первый буддийский монастырь в Китае – Храм Белой Лошади (г.Лоян).
Позже, Бодхидхарма ушел в горы Суньшань (собственно, в Шаолине), и медитировал там много лет. И для приведения тельца в надлежащий вид после выхода из медитаций, он и разработал систему упражнений для монахов – комплекс «восемнадцать рук архатов».
Следующая династия – Чжоу – буддистские монастыри закрывала, поэтому возродился монастырь только при следующей династии, когда император Тан обратился к монахам Шаолиня за помощью, когда восставший генерал Ван-Ши-Чун выкрал его сына. 13 монахов вызвались освободить наследника. Они бесшумно пробрались в армию генерала, и, согласно легенде, убили 10000 солдат. Император был доволен возвращением сына и щедро одарил монастырь землями и регулярным королевским грантом на содержание 500 монахов-воинов.
Монастырь периодически закрывали, но он всегда возрождался. Последнее значительное разрушение монастыря было в 1928 году, когда Ши Еусань, опасаясь восстания, приказал сжечь храмы. Уникальные рукописи были уничтожены. Спустя пол века, сын мастера Цзи Шаньлинь вернулся в Шаолинь для возрождения традиционных знаний.
.
Построен при династии Мин в 1512 году и принимал молящихся во времена паломничеств в монастырь. Отсюда начиналось паломничество и здесь же испрашивали благодати. Храм был разрушен войной в конце царствования династии Мин. Нынешний – отстроен в 1993 году.
Форма постройки – буддистский крест (свастика).
Внутри Храма - золотое безумие или
Далее – Монастырь. Типично буддистская застройка: череда павильонов по центру, холлы по бокам, соблюдается ось Север-Юг. Для разнообразия Путь Дао предлагается совершать
(Erza) – невелик размером, но уютен ибо несуетен. В нем колоритный монах желающих может напоить ключевой водой их древних колодцев, коих насчитывается четыре и вкус у них по слухам (сами не пробовали) различается: горький, острый, кислый и сладкий.
– на автобус, который домчал нас прямо до вокзала.
На вокзал мы приехали традиционно за полтора часа и сонные, вывалившись из автобуса, первым делом попытались найти столовую. «Не KFC!» - я была категорична.
Столовой оказалась китайская подделка того же KFC, названная «господин Ли». Многоразовый рамен был уныл, но сопротивляться ему сил не было – опять же, на часах было 7 вечера, а в этот день мы почти не ели – котлета с горохом и кукурузой не считово.
Загрузились в поезд, тронулись. Следующий пункт назначения – Майдзишань.