i-lightning
16:39 29-01-2020
В известном смысле религия — высшее достижение человечества. Изобретя Бога, мы научились сознавать свои ограничения, а заодно придумали удобные отговорки, чтобы верить, что мы лишь отчасти способны управлять своей жизнью. На самом же деле большинству людей по душе некоторая доля беспомощности. И я уверен, что нам дана власть над нашей жизнью — столь огромная, что до смерти нас пугает. Возможно, выдумав Бога, человечество преподнесло себе величайший дар — дар душевного равновесия.
***
— Я полагаю, Бог нам необходим по той же причине, что и искусство.
— Чтобы радовать глаз?
— Нет, — Майра улыбнулась, — чтобы открывать перед нами неведомые возможности.
(с) Хлоя Бенджамин "Бессмертники"
Комментарии:
the_Dark_One
20:22 29-01-2020
У Харари хорошо про всё это. Ассоциативное мышление, да всяческие надуманные сущности - эволюционное человеческое свойство, позволяющее нам организовываться для участия в очень сложных процессах, требующих слаженного взаимодействия громадного числа человеческих единиц. Деньги, государства, национальности, корпорации - они существуют по сути потому, что мы (люди) договорились в них верить. Физически их нет. Это такой общий договорняк, поддерживаемый лишь верой миллионов людей.
i-lightning
20:39 29-01-2020
the_Dark_One угу, все наше общество - один сплошной общественный договор.
the_Dark_One
20:40 29-01-2020
Это не так и плохо, в теории. Просто на практике, многие договоры кабальные и несправедливые.
Люциферчик
21:20 29-01-2020
Первую цитату поняла и с ней согласна. Бог очень сильно облегчает людям жизнь, ну это как раз тема "опиума для народа", который облегчает его страдания.

А вторую не совсем поняла. Каким образом наличие бога открывает перед нами новые возможности?
i-lightning
03:44 30-01-2020
Люциферчик а как это делает искусство?
Люциферчик
17:39 30-01-2020
i-lightning Во-первых, дает информацию, а во-вторых – эмоции. Ну вот сморишь кино про Багамы, например, и узнаешь, что они существуют и туда можно поехать – это инфа, и наличие бога ее не дает.
Читаешь стихи Ахматовой – и испытываешь катарсис, которого в своей обычной жизни между работой и домом не испытываешь. Это уже ближе к религии, но я не уверена, что новые эмоции = новые возможности. Хотя может и да.
i-lightning
17:50 30-01-2020
Люциферчик Я так понимаю, что когда искусство - чистое (т.е. я сейчас не про наработку техники и не про ремесленничество, когда оно уже на поток поставлено и рука набита), то человек, будучи в творческом экстазе попадает в поток, который его и несет. На выходе - предмет искусства. Книга, картина, спектакль, что угодно.
И пребывание в этом потоке дает возможность человеку вынести за скобки свое бытовое-материальное-телесное и прикоснуться к вечному, бессмертному и высшему. Вера Богу (подозреваю я, ибо я не совсем по этим делам и это чисто мое допущение) дает тоже самое.
Для кого-то религия - это творчество. А для кого-то Господь Бог.
Так вижу)
Люциферчик
17:55 30-01-2020
i-lightning А, вот теперь поняла! То есть получает не потребитель искусства, а субъект. Да, тогда полностью согласна, и как человек, с которым происходило и то и другое, подтверждаю, что это очень похожие ощущения.
i-lightning
17:59 30-01-2020
Люциферчик потребитель, думаю, тоже получает своё и в том, и в другом случае. В случае божественных откровений, медитаций и проповедей - тот же катарсис, что и при взгляде на то творение искусства, которое торкает. Не даром есть синдром Стендаля
Люциферчик
18:08 30-01-2020
i-lightning Ой, да, синдром этот мне тоже знаком. В моем случае он еще и сочетал впечатления от искусства и религиозные переживания и случился со мной от посещения Ватикана. Так что точно все это вещи одного порядка, просто я раньше не думала об этом в таком ключе.