18:49 23-05-2020 Мечи Магистра. Шуан Хуа и Цзян Цзай.
Очень красивое холодное оружие в Магистре Дьявольского культа", а Тень неравнодушна к мечам))) В любимой арке под названием "Зелень" два самых красивых меча ТВ - "Цзян Цзай", ( 降灾 jiàngzāi ), "Ниспосылающий Несчастья", клинок, принадлежащий Сюэ Яну, и "Шуан Хуа", ( 霜华 shuānghuā ) "Морозный узор", - меч Сяо Синченя. Немножко арта с клинками, а также чуточку информации о китайском прямом мече "цзянь" - история, особенности фехтования и создания таких клинков))) [изображение][изображение][изображение]
Итак, большинство мечей, используемых в "Магистре Дьявольского культа", принадлежит к старинной и хорошо известной форме китайского меча, называемой "цзянь" (и те, кто читал "Путь меча" от Г. Л. Олди, немножко знакомы с этим клинком), хотя встречаются и сабли-дао (о них расскажу как-нибудь в другой раз). [изображение][изображение][изображение]
Один из древнейших мечей Китая - Гоуцзянь.
Цзянь (кит. трад. 劍, упр. 剑, пиньинь jiàn; кантонский: Gim) — китайский прямой меч, в классическом варианте с длиной клинка около метра, но встречаются и более длинные экземпляры. В эпоху бронзы (Западная Чжоу и начало Чуньцю, (722-481 год до н.э.)) длина клинка обычно составляла менее полуметра. [изображение][изображение][изображение]
Эдвард Вернер в книге «Оружие Китая. Развитие традиционного оружия» пишет, что слово «цзянь» означало «расследовать, чтобы предотвратить нависшую опасность», поэтому в отношении оружия его (слово) использовали для обозначения прямого меча с заточенными по обе стороны краями, который иногда прятали в рукав во время церемоний. В китайской мифологии его создание приписывают великану и колдуну Чи Ю, который «изготовил цзянь из металла, извергнутого горой Гэлушань» (о чем сообщает древний китайский трактат «Гуаньцзы»). [изображение][изображение][изображение]
Кстати, кисть-цзяньбао на набалдашнике рукояти изначально была продолжением веревки, которую наматывали на запястье, чтобы вернуть выбитый из руки меч на поле боя, и только потом она стала украшением. Сам меч впоследствии будет восприниматься как один из символов чиновника, да и в целом образованного человека (как, например, музыкальный инструмент или книга), а технику сражения мечом и цзяньбао (она могла быть как в половину, так и во всю длину меча) стали называть гражданской. В таком статусе оружие дошло вплоть до второй половины ХХ века, попутно приобретя популярность в среде деревенских ополченцев и милиции.
Первые литые бронзовые цзяни появились в эпоху Западная Чжоу, наибольшее же распространение они получили в эпоху Воюющих Царств, тогда же часть цзяней стали ковать из стали. В времена империи Хань (206 до н.э.—220 н.э.) количество кованых стальных мечей стало заметно превышать количество отливавшихся из бронзы, а цзянь превращается в обязательный атрибут чиновников. Однако, не следует считать, что цзянь в этот период превратился в побрякушку. Парадно-церемониальный Цзянь является грозным оружием. Легкий и гибкий, сосредотачивающий вес в рукояти цзянь позволяет производить молниеносные выпады и двойки. [изображение][изображение][изображение]
Тем не менее, в армии постепенно прямые мечи цзянь стали уступать место палашам и фальшонам — дао, зарекомендовавшим себя более эффективными в бою. Тем не менее мастерство фехтование на обоюдоострых цзянь со времен династии Тан (618—907 гг) становится непременным атрибутом ученого мужа, которому полагалось одинаково хорошо владеющего и кистью, и клинком. Меч превращается в произведение искусства, его стремились не подвергать повреждениям во время фехтовании.
После падения династии Тан цзянь стал парадно-церемониальным оружием и выполнял эту миссию до середины XX века. Однако в годы войны с Японией (1937—1945) многие офицеры армии Гоминьдана использовали цзянь в качестве боевого оружия.
Помимо боевых цзяней, изготавливались и парадно-церемониальные для религиозных и магических обрядов, в частности, нередко носились даосами. Более того, в отличие от буддийских монахов, традиционно путешествовавших с шестом или посохом, у даосов при путешествии было принято брать с собой для самозащиты цзянь. [изображение][изображение][изображение] Устройство меча цзянь.
Длинна клинка меча цзянь обычно до метра. Встречаются варианты с более коротким, но утяжеленным клинком для силового фехтования с мощными, быстрыми ударами, и варианты с длинным, но лёгким клинком, для техники боя с большим разнообразием подвижных приёмов. Клинок обоюдоострый, имеет ребро жёсткости, проходящее вдоль всего клинка до самого острия.
Гарда обычно простая, но встречаются и изощрённые — для специальных техник фехтования.
Причем стоит отметить, что уровень изготовления мечей даже для простой прослойки населения местными деревенскими кузницами был очень высок: эти полностью стальные цзяни получили особое название — цюаньте (то есть «цельножелезный»). Для того, чтобы получился такой цюаньте цзянь, складывали три пластины стали (две мягкие по краям и одна твердая по середине), после чего клинок целиком обрабатывался при помощи сварки.
Небольшой ролик, рассказывающий о том, как "цзянь" рождается на свет.
Русские субтитры присутствуют))))
Фехтование мечом цзянь.
Классический цзянь является универсальным мечом, достаточно лёгким для проведения сложных фехтовальных приёмов, но имеющим удовлетворительный вес для нанесения рубящих ударов. В древности воин обычно также использовал щит, но по мере увеличения длинны меча, эффективность щита утрачивалась. [изображение][изображение][изображение]
Дошедшие до наших дней манеры фехтования цзянем также пережили эволюцию, как и боевой меч трансформировался в парадно-церемониальный — слишком лёгкий для нанесения рубящих ударов и достаточно хлипкий, чтобы им блокировать удары более тяжёлого оружия. Унификация и выхолащивание традиционных видов фехтования превратило искусство владение мечем цзянь в разновидность спортивной акробатики. Лёгкий и тонкий клинок современного спортивного меча слишком слаб для эффективного парирования ударов, что сделало фехтование на цзянь своеобразным шоу. Старые дорогие мечи редко использовались при обучении, боясь повреждения раритетных вещей. [изображение][изображение][изображение]
С другой стороны интерес к владению мечем не угас, а в фехтовании даже выделились основные четыре манеры: «Идущий» меч — знаменитая «бесконтактная» техника фехтования с преобладанием уколов и подрезаний в атаке, и защитой, построенной на быстрых и ловких передвижениях и уклонах. «Мощный» меч — техника, отличающаяся чёткостью и решительностью. «Мягкий» меч — техника, характерная для внутренних стилей ушу, использующая особый мягкий хват, который позволяет за счёт меньшей силы получить большую техничность и сложность фехтования. «Пьяный» меч — техника, изобилующая обманными движениями и акробатикой.
Центр меча тяжести смещен в рукоять, которая заканчивается достаточно массивным навершием и бывает как короткая для одной руки, так и длинная, позволяющая использовать хват двумя руками. На навершии крепится кисть, которую можно использовать в качестве темляка. Также кисть могла использоваться для впитывания пота и крови, попавшей на рукоять. Встречается очень длинная кисть, сравнимая по размеру с клинком. Такая кисть должна отвлекать внимание противника. [изображение][изображение][изображение]
Как проходят бои в ТВ, Тень показывать не будет, фильм фэнтезийный, ясное дело, что от реального боя там осталось крайне мало. Но вот несколько роликов Тень-таки откопала, чтобы показать, как выглядит китайские приёмы с мечом цзянь. Наблюдать крайне интересно! Резких выпадов крайне мало, движения плавные, обтекаемые, и очень красивые. Создаётся впечатление, что наблюдаешь за танцем! Много круговых движений, и очень интересная работа ног. Конечно, школ и всевозможных стилей в Китае много, моя не старалась объять необъятное, а просто делится найденным.
А вот здесь можно оценить экспрессию и быстроту во владении клинком. Ролик длинный, но посмотрите, оно стоит того!
Кстати, вот несколько движений в стиле "пьяного меча". Действительно, движения непредсказуемы, предугадать и отклониться крайне нелегко!
А завершить хочется потрясающим жизнерадостным китайским мастером, доказывающим, что возраст во владении цзянем - не помеха!