Когда пересматриваешь старые фильмы, ловишь себя на странных мыслях и эмоциях.
Решила пересмотреть один старый фильм-мюзикл с Боярским, "Дон Сезар де Базан". Не просто так решила, а потому, что наткнулась на информацию о Габсбургсой ловушке. И вспомнила, что у короля в этом фильме было что-то странное с нижней губой и челюстью.
Раньше-то я думала, что это сделано специально, чтобы сделать короля более отталкивающим, но все оказалось намного грустнее. Перед нами глубокий инвалид Карл II, страдающий от множественных кровосмещений и, как результат, уродств и патологий.
В фильме имеется протагонист, он высмеивает власть и ведет жизнь бродяги. Да, тогда Испания была в глубоком упадке, в том числе из-за вырождения королевского рода. В принципе, логично, что в мюзикле упростили это до предела - есть плохие богачи и хорошие повстанцы-бедняки и босяки. Но почему-то не сказано, как Сезар стал босяком. Он проиграл все свои деньги? Пропил? Почему мы должны считать его хорошим и болеть за него? Потому что он не дал сбежать мальчику, которого хотели выпороть? Но он и не спас его, он начал просить "как дворянин дворянина" начальника охраны помиловать мальчика. Ага, дворянин в тряпье его просит, так он и согласился. То есть, ничто не мешало этому начальнику выпороть мальца уже после дуэли, на которой Сезар ему в общем и не причинил существенного вреда. Но видимо этикет тех лет требовал от тех, кто проиграл на дуэли, соблюдения каких-то правил. Типа, раз ты проиграл на дуэли, то ты проиграл в споре и обязан выполнить все действия победителя, так что ли?
Сезар влюбляется в уличную танцовщицу цыгану Маритану. Она, безусловно, хороша, но ведь это и все. Что мы знаем о ней, как о человеке? Она мечтает купаться в роскоши. Когда ей дается эта роскошь, оказывается, что надо, чтобы можно было продолжать выплясывать на площадях. О том, что судьба, открывая одну дверь, закрывает другую, эта дитя степей не ведает. Не вижу, за что ее любить, кроме внешности.
Но король влюбляется, несмотря на то, что его жена даст этой танцульке фору. Не, жена побоку, она красива, но в ней маловато жизни, это правда. Хотя, по мне, только она тут и достойна любви. По крайней мере, она печальна из-за безответных чувств, она любит этого противного короля. Кстати, в реальности он вряд ли мог влюбиться, из-за своих болезней он был импотентом, так что фильм даровал ему более приятную судьбу.
В фильме есть еще один персонаж, это злодей дон Хосе, кстати, единственный, кто не является безвольной жертвой чужих действий. Только он и вызывает интерес, только у него есть характер, мотивация, цель, какая-то воля. Но он гибнет. А влюбленные воссоединяются. Но если Сезар хотя бы влюблен в Маритану за ее красоту, то что она к нему испытывает? Я не удивлюсь, если ничего. Ей нужна была роскошь, но она в ней разочаровалась, и теперь она жена нищего дворянина, то есть опять будет кочевать, танцевать, голодать. Это очень странный "хеппи энд". Когда герои в конце машут своим друзьям, по многу раз оборачиваясь к ним, так и ощущается их страх взглянуть друг другу в глаза. Что им делать друг с другом? Зачем они вообще сошлись?
Лучше бы королева выбрала дона Хосе, он не намного уродливей ее мужа, и пылает к ней страстью. Тогда у фильма был бы хоть какой-то смысл.
Кстати, как оказалось, данный мюзикл произошел от произведения Виктора нашего Гюго! Вот уж неожидашка. Правда, там была драма.