...
– Как ты сам думаешь?
– Не знаю… Оригинальность? Новые мысли?
– Нет, мысли никому не нужны, сейчас куда ни плюнешь – попадешь в какую-нибудь мысль.
– Механика сюжета? Точное соответствие между хорошей историей и интересными действующим лицами?
– Механику оставь авторемонтникам, уравнения – математикам. Качество романиста определяется не этим.
– Удачным словом?
– Удачное слово полезно в разговорах, – усмехнулся он. – Словарем может воспользоваться любой. Подумай, что на самом деле важно?
– Важно, чтобы книга понравилась читателю.
– Читатель – это важно, что правда, то правда. Ты пишешь для него, в этом мы согласны, но пытаться ему понравиться – вернейший способ добиться, чтобы тебя не читали.
– Ну, тогда я сдаюсь. Что самое главное?
...
Переварив услышанное, я осмелился задать вопрос:
– В чем конкретно проблема моей манеры?
– В чрезмерной сухости. Я не чувствую, что этот труд для тебя жизненно важен. Но еще важнее то, что я не чувствую эмоций.
– Но их полно!
Фаулз покачал головой.
– Ложных. Искусственные эмоции – это худшее, что может быть… – Он щелкнул пальцами и попытался уточнить свою мысль: – Роман – это не интеллект, а чувство. Но чтобы родились чувства, надо сперва их пережить. Ты должен физически испытать эмоции своих персонажей. Причем всех: и положительных, и негодяев.
– Это и есть истинное ремесло романиста? Порождать чувства?