Прочитала вчера одним махом. Книжечка маленькая, читается за час-два. Сильно написано, несмотря на то, что 100% doc , как указано автором.
Но читать лучше тем, кто столкнулся с перинатальной утерей или у близкой знакомой случилось такое горе.
Интересны различия в отношении к беременным в России (Москве) и за рубежом. Анна забеременела, на одном из УЗИ выяснилось, что у ребенка патология. Я не могу говорить слово "плод", для меня - это ребенок. А затем начинается хождение по мукам... Под катом много грустного и немного страшного очень личного. Впечатлительным лучше туда не ходить.
Как же все это знакомо. Но мне повезло (ха, какое странное слово в этой ситуации) - мне попадались и хорошие врачи. И гинеколог, которая пожалела, посочувствовала и предложила помощь и УЗИ-ст в женской консультации - ах, барышня, барышня, как же вы так неудачно ко мне попали. И врач, которая меня выписывала из стационара, ответила на мой вопрос - детка, ну конечно, ты можешь ещё родить, что за глупости? Молодая, здоровая, женщина.
Молодая.. вот это для меня шоком было. Помню, мне в 28, когда я рожала сына, уже грозили карами небесными. А здесь мне было 37 - и молодая! Боже, храни этих врачей!
Но были и другие... Была УЗИст на скрининге:
- сделайте, пожалуйста, фотографию для мужа.
- а там некого фотографировать.
Была медсестра в отделении стационара:
помню, девочка (ах, они для меня все девочки, в свои 20+) так сильно плакала - мальчик, мой мальчик.. а в ответ - будешь так реветь, я тебя в реанимацию отправлю, на успокоительные, на вязках будешь лежать!
Как же мне хотелось обнять ту девочку, утешить, погладить по голове - плачь, милая, плачь. А я поплачу вместе с тобой.
Была соседка, которой очень хотелось подробностей:
- тебя чистили или ты рожала?
Ты что, действительно хочешь узнать, как рожать мертвого ребенка? Как приходит молоко, а кормить некого... Как организм не понимает, что происходит. Вот ведь только что все было. Имя уже придумано. А она уже мертва была. И там внутри, была черная пустота с холодной-холодной водой.
Иногда с тех пор прихватывает сердце, как будто кто-то трогает маленькими пальчиками - мама, мама... Мне повезло, что я верю в Бога. Именно это и помогло мне тогда. Утешение пришло оттуда. Потому что наш Бог - не Бог мертвых, но Бог живых.. Муж и сын были рядом. Вот так, одной кучкой, мы и болтались в этом шторме.
В нашей консультации только недавно появилась возможность обратиться за психологической помощью в случае перинатальной утраты. Женщинам это действительно нужно. Нужно, чтобы с ними разговаривали. Нужно, чтобы не замалчивали, как будто ребенка не было вовсе. Нужно, чтобы их понимали.
Да, у меня была дочь. Она погибла на шестом месяце. Я до сих пор не знаю причин. Никто не виноват. Так получилось.