i-lightning
14:41 16-07-2021 Путешествие на Тибет (1-5 мая 2013 года)
Часть 1: Синин.

Предисловие
Путешествие в Тибет началось традиционно задолго до того, как оно состоялость. Тибет был в вписке «Обязательно» (!!!) вместе с Шаолинем и рядом других мест и разве что ждал своего часа. Полночь было решено пробить в мае – потому что Большая Азия-2 закончится под осень, и вряд ли я сгребусь после нее в кучку раньше ноября, а в ноябре в Тибете не жарко от слова совсем. Пусть выше 5100 мы так и не поднимались, но и там было в начале мая весьма и весьма свежо. Откладывать на следующий год – стремно: где мы, а где – следующий год. Поэтому, Пуш послал запрос на разрешение, мы сложили лапки на пузике и принялись ждать, периодически тыкая палочками администрацию Тибетского автономного района на предмет «ну так где?». Администрация вяло отбрехивалась, что оно «вот-вот», просто нужно еще немного подождать, ибо они собирают коллекцию виз, а под занавес осчастливили нас счетом на машину сопровождения, от которого у Пуша глаза вывалились прям все – судя по всему сопровождать нас должен был симфонический оркестр в лимузине. Но альтернатива была проста: либо мы берем и платим, либо всем спасибо в этом чате – без сопровождения и разрешения нас не посадили бы даже в поезд.
В процессе тягостных раздумий на предмет разрешений, Пуш мониторил билеты и игрался с авиакомпаниями, отменяющими рейсы, сдавая уже купленные билеты и покупая новые, я глотала новопассит над статьями про горную болезнь и раздумывала над тем, что не очень много есть родителей, которые тащат спиногрызов в суровые края, потому что про адаптацию мелких организмов нигде не говорилось ничего. Малодушные мысли на предмет «а не оставить ли Димаса на поруки» были отметены, решено переживать тяготы дружно и вместе – в конце концов ему никто при рождении не обещал, что будет легко, разрешение получено, карета нанята, билеты куплены. Плюс, в этот раз программа была оговорена и утверждена заранее – пара монастырей из планов выпала, поэтому она была очень, очень ненапряжной – никаких «11 храмиков в день».
Сам маршрут был вычитан на форуме Винского и предполагал перелет до Синина (Xining), несколько часов в нем – посмотреть монастырь, плюс Синин, расположенный на высоте 2300 м. над уровнем моря, он является тоже хорошим местом адаптации организмов к высоте. Далее – пересечение Цинцай-Тибетского нагорья на поезде (поезд и ж/д достойны отдельного разговора) Синин-Л[х]аса. Обратно рейсом Ласа-Сеул, через Чунцин со стоповером на 3 дня в Пекине.


1 мая 2013 года, Пекин-Синин (Xining).

[изображение]


1 мая в 5 утра мы подорвались и, нацеловав Сосиску с Чунькой, выехали в аэропорт.
Там все стандартно: третий терминал
освещается утренним солнцем
освещается утренним солнцем
[изображение]
, наша карета
готова к взлету
готова к взлету
[изображение]
.
Сели в карету и покатились.
Взлетаем и летим
.

Наш маршрут
Наш маршрут
[изображение]
.
В Китае вовсю день деньской, а где-то на другой стороне мира –
еще ночь
еще ночь
[изображение]
.
Окрестности Пекина, сфотографированные много раз не очень интересны, плюс тучки мешали обзору, а на подлете к Синину я развернулась.
Горы и крыло самолета
Горы и крыло самолета
[изображение]

[изображение]
.
Горы без крыла
Горы без крыла
[изображение]
.

Я – .

И снова:
крыло и горы
крыло и горы
[изображение]
и
крыло и горы
.
Самолет начал снижатся – не самые приятные ощущения понимать, что садиться он собрался между холмами, но в китайцев я верю, поэтому продолжаю шпионить
за промышленными объектами
за промышленными объектами
[изображение]

[изображение]
.
Прекрасный неведомый
горный монастырь
горный монастырь
[изображение]


Садимся
.


В комментариях:
1. Большая мечеть Дунгуань
2. Монастырь Та'эр
Комментарии:
i-lightning
14:32 16-07-2021
1 мая 2013 года, Синин (Xining)

1. Большая мечеть Дунгуань

[изображение]

Город Синин – административный центр провинции Цинхай. Он встретил нас жадными до денег таксистами и – как результат – злобным Пушем, который утешался лишь мыслью о том, что путь в Тибет не может быть легким, и прежде чем ступить на древние земли, нужно познать смирение. Когда таксист был отстроен и маршрут был оговорен (никаких счетчиков, а цену обязательно проговорить очень четко в самом начале во избежание международных скандалов), мы поехали.
Синин – город в котором очень много мусульман (народность хуэй) . Скорее всего, это не самый крупный «мусульманский» город в Китае, но количество мечетей меня удивило. С одной стороны, все логично, все же это – Внутренняя Монголия, но с другой – было непривычно.
Собственно, Большая мечеть Дунгуань была первым пунктом нашей программы.
Достоинство Большой мечети в том – внизапна – что она большая!
На этом достоинства для нас закончились.
Несомненно, для исповедующих ислам, это – значимое место, ибо построенная в 1379 году, она является крупнейшей в провинции Цинхай (площадь составляет 11,940 кв.м. вместе с залом для богослужения). В мечети находится образовательный центр и институт для изучающих ислам, и, вообще, это – главная мечеть Цинхая. Но для нас, неверных, оценивающих все с позиций «красиво – не красиво, цепляет – не цепляет» она оказалась мыльным пузырем.
Да, она неплоха, но от нее веет пылью.
Вход
.
Внутри
.
Внутренний дворик
.
По дороге мы видели десяток мечетей гораздо более скромных размеров, но которые были при этом «живыми», а не «институтами ислама».
Время у мечети мы провели совсем немного, порадовав тем самым таксиста, который ждал нас, чтобы везти дальше.
Мимо Башни и жилых кварталов
Мимо Башни и жилых кварталов
[изображение]

[изображение]
, мимо
живописных холмов с могильными плитами на них
живописных холмов с могильными плитами на них
[изображение]

[изображение]
(традиция феншуйного захоронения предков на холмах без обустроенных кладбищ – очень азиатское явление. Чем удалённее и выше, чем более почитаемые холмы и горы – тем дух предка более удовлетворен, а значит потомки выразили максимальный почет и уважение).
Мы едем в монастырь Та’эр (он же Та’эр сы, он же Кумбум).
i-lightning
14:35 16-07-2021
2. Монастырь Та'эр

[изображение]

Мы вышли из такси на подъезде к Монастырю – стоять в пробке было невмоготу, и
потопали через площадь
потопали через площадь
[изображение]

[изображение]
в поисках билетной кассы и камер хранения, ибо бегать по монастырю с сумкой было тяжело.
Искомые постройки нашлись несколько в стороне, зато пока мы забирались наверх, осмотрели округу:
вид на монастырь
вид на монастырь
[изображение]

[изображение]
,
каскад лестниц
каскад лестниц
[изображение]
, восточные ворота и
чортен на них
чортен на них
[изображение]
,
колонна c Колесом Дхармы
колонна c Колесом Дхармы
[изображение]
.

Купили билеты, вошли на территорию монастыря.
Чортены
встречают паломников (монастырь принадлежит тибетской школе буддизма (гелугпа), поэтому все надписи на его территории дублируются
на тибетском языке
на тибетском языке
[изображение]
)
.

Чортен (будучи по сути ступой) символизирует просветление, нирвану.
Основане символизирует землю, купол – небеса, стихия вода, различные уровни и ступни - планы существования, стихия огонь, «зонтики» сверху – ветер, «макушечка» - эфир. Это еще и символ пяти дхьяни-будд как проявлений Абсолюта и пятеричное проявление человека. Вершина или шпиль наверху купола - это мировая ось и центр мира, а серия колец на нем означает мир, возвышающийся над миром.
На этих восьми – запечатлено жизнеописание Будды Шакьямуни.


Вид на восточные ворота
изнутри
.
Резные ворота
– ручная работа, ручная роспись.
Одна из особенностей тибетского буддизма –
яркие чистые краски
яркие чистые краски
[изображение]
(красный, желтый, белый, зеленый и синий).

Архитектура
Архитектура
[изображение]
.
Барельефы
Барельефы
[изображение]
с непременной символикой,
каменная кладка
каменная кладка
[изображение]
в основании практически всех построек.

Димас, который искал, где бы помыть руки, чтобы получить вожделенный огурец, обломался, увидев дорогу к нему:
туалет воон там, на самом верху
туалет воон там, на самом верху
[изображение]
, и если к храмикам бегать по ступеням он еще согласен, то руки мыть так далеко – уже нет. Чуть дальше мы все-таки нашли воду, и свой огурец наследник получил.
А мы .

Роспись
на стенах залов.

Димасу больше всего в буддистских храмах
нравятся молитвенные колеса
нравятся молитвенные колеса
[изображение]
, мне они
тоже нравятся
тоже нравятся
[изображение]
.

В храмовых залах фотографировать нельзя, поэтому «на память» приходится удовлетворяться
внешними росписями
внешними росписями
[изображение]
.
Внутри зала темно и трудно дышать: высоту над уровнем моря никто не отменял, плюс, сжигается масло, сделанное из молока яков (говорят, что в чистом виде его можно употреблять внутрь, но несколько раз пережженное пахнет оно не противно, но удушливо). Там же расположены статуи (преимущественно деревянные и расписанные красками) Будд и Бодхисатв, царей и примкнувших, хранятся реликвии и храмовые ценности – очень, очень красиво.

Тибетские Будды суровы. В них нет «легкомысленности» равнинного Китая, в их глазах нет… хотела написать доброты, но поняла, что не оперирует буддизм таким понятием, в принципе. В общем, суровый край, суровые, жесткие Будды, припечатывающие взглядом к земле.

В храмах полно внешней символики – сплошное отдохновение и услада моему глазу. Это, например,
двойная ваджра
двойная ваджра
[изображение]
– символ силы и твердости духа (плюс символ мужского начала – ибо по сути оно жезл из пучка стрел).

Один из молитвенных залов -
Храм Шакьямуни
Храм Шакьямуни
[изображение]
, а это –
балки и колокольчики
Зала Золотых изразцов – построен на месте, где в 1357 году родился Цонгкхапа – основатель школы гелугпа («добродетели»). Согласно легенде, на месте рождения Цонгкхапы выросло дерево, на каждом листе которого было изображение Будды. Внутри храма – серебряная ступа. Цонгкхапа был учителем первого Ламы, поэтому весьма почитаем. Весьма почитаем и его зал – возле него наибольшее скопление паломников.

Прежде чем войти внутрь зала –
обходим его по периметру
обходим его по периметру
[изображение]
(Зал Золотых изразцов - с зеленым основанием), заодно крутя барабаны и загадывая желания.

Фонарик и роспись на потолке
Фонарик и роспись на потолке
[изображение]

[изображение]
.
Внутри молитвенного зала
Внутри молитвенного зала
[изображение]
.
Барабан для особых молитв
Барабан для особых молитв
[изображение]
.
Крыши
.

Следующий храм
Следующий храм
[изображение]
и
вход в зал
вход в зал
[изображение]
, где живет Будда Удачи. Символ в центре – аналог китайского иероглифа «福» (fu) – благословление (обычно его вешают на входной двери, для того, чтобы в доме был мир, здоровье, благосостояние).

По бокам –
летучие мыши водят хоровод вокруг мандалы
летучие мыши водят хоровод вокруг мандалы
[изображение]
. Летучая мышь, которая тоже звучит как «fu» - символ счастья, долголетия и благополучия, мандала – схематичная модель вселенной, мироздания.

Наверху –
два оленя у колеса Дхармы
два оленя у колеса Дхармы
[изображение]
(символ первой проповеди – первого поворота Колеса. Во время проповеди кроме пяти учеников Будды присутствовали два оленя, а Учитель был настолько внятен, что даже олени его понимали, а значит для людей нет ничего сложного в принятии учения). Это одна из основных эмблем буддизма и размещается обычно на монастырских воротах или в центре фасада крыши.

Внутренний дворик
Внутренний дворик
[изображение]
Kalachakra Scripture Hall и
его житель
его житель
[изображение]
.
Резные балки
Резные балки
[изображение]
.

Вышли и потопали дальше –
мимо руин и развалин
мимо руин и развалин
[изображение]
, за которыми виднеется Зал Трипитаки.
Вход во дворик зала
Вход во дворик зала
[изображение]

[изображение]
.
Зал Трипитаки
Зал Трипитаки
[изображение]
– новодел, построен в 2003 году.

Постройки во дворе
Постройки во дворе
[изображение]

[изображение]
и
на холме
на холме
[изображение]
(виден Drolma Lhakhang Hall),
крыша
и
благословение
благословение
[изображение]
.
В центре двора стоит
жертвенный камень
жертвенный камень
[изображение]
, к которому паломники прикрепляют деньги.
Пока я прыгаю вокруг камней, аборегены
взяли наследника в кольцо
взяли наследника в кольцо
[изображение]
. Пуш спасать не спешит.

Если запрыгнуть на «крыльцо» и оглядеться, можно .
i-lightning
14:36 16-07-2021
Идем дальше –
мимо стены, отделяющей Зал Трипитаки
мимо стены, отделяющей Зал Трипитаки
[изображение]
, к залу Тантрических практик, во дворе которого нас встречают жильцы:
«Эй, ты, давай, спускайся вниз» – «Нет, уж. Лучше ты ползи вверх»
«Эй, ты, давай, спускайся вниз» – «Нет, уж. Лучше ты ползи вверх»
[изображение]

[изображение]
. Очень, очень шумные жильцы.

Сам зал и его символы
Сам зал и его символы
[изображение]

[изображение]
. Слева направо: «Благой зонт» (Как обычный зонтик, защищает от солнца и дождя, так этот символ олицетворяет защиту ума от жара омрачений и заблуждений, также оберегает от страданий. Дарует защиту от невзгод и напастей.) - «Белая раковина», с завитком повернутым вправо (подобные раковины очень редки. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет глас Дхармы. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения.) – «Благословление» - «Колесо Дхармы» - «Стяг победы» (означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победы учения Будды над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений.) Из тех, что в кадр не влезли – слева символы «Бесконечный узел» (как узел не имеет конца, так и символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Также символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.) – «Лотос» (в буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений.), справа от Стяга – «Драгоценная Ваза» (кладезь всех реализаций, что является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей. Символ долгой жизни, богатства и процветания.).

В Зале Тантрических практик обитают потрясающие в своей красоте
золотые мандалы
.
Идем дальше
Идем дальше
[изображение]
.
Дерево, украшенное молитвенными флажками -
лунгта
(флаги пяти цветов, символизирующие пять основных элементов. На этих флажках написаны священные тексты, изображения богов и мистические диаграммы. Лунгта вывешиваются в специальных местах (на вершинах гор, перевалах, крышах домов или между деревьями). Считается, что ветер, развевающий флажки, активизирует написанные на них мантры, и это гармонизирует окружающее пространство, создает благоприятное жизненное окружение. И просто красиво))))

Идем
к .

В тибетском буддизме нет привычных глазу внешних курилен, которые располагаются перед павильонами, как в том же Пекине, вместо них -
печи для сжигания того, что должно быть сожжено
печи для сжигания того, что должно быть сожжено
[изображение]
.

Путешественики потопали дальше
Путешественики потопали дальше
[изображение]

[изображение]
.

С высоты
видно дворик Зала Трипитаки и окрестные холмы
видно дворик Зала Трипитаки и окрестные холмы
[изображение]

[изображение]
.

А мы перемещаемся к южной части монастыря – она гораздо более возвышенная и с нее открывается прекрасный
вид на залы
, у ворот одного из них собрались – готовятся к диспуту. Что такое диспут мы узнали позже, в монастыре Сэра, в Лхасе.

Многие постройки в этой части закрыты для посещения, но всегда можно полюбоваться
резными воротами, росписями, барельефами
резными воротами, росписями, барельефами
[изображение]

[изображение]

[изображение]
. В небольшом парчке можно посмотреть на статую
четырех священных животных
четырех священных животных
[изображение]

[изображение]
: слона, обезьяны, зайца и птицы – символов благополучия и процветания (образ взят из буддистской притчи «Четверо дружных» https://www.svoboda.org/a/24431796.html ).

Мы идем
вверх
, чтобы .
Дворик
с местной
«Машенькой»
«Машенькой»
[изображение]
.
Один из залов
Один из залов
[изображение]
.
Закрыт
.

И
спускаемся вниз
спускаемся вниз
[изображение]
.

Зал Kalachakra Mandala
. Внутри находится потрясающая огромная трехмерная мандала. При взгляде на нее зачесались кончики пальцев – подумалось, что когда я сделаю все, что висит хвостами, я таки закажу себе набор для вышивки и вышью мандалу. UPD. Заказала и даже 1/3 вышила))))

А мы
спускаемся еще ниже
спускаемся еще ниже
[изображение]
:
к молитвенному залу
к молитвенному залу
[изображение]
с его
очаровательными фресками
очаровательными фресками
[изображение]

[изображение]

[изображение]
, к
чортену
, к .

Вот мы уже почти совсем у выхода: знакомые и . На что смотрят эти люди? На паломника: просто глубокие поклоны здесь не проходят, даюы достигнуть просветления паломники
падают плашмя

падают плашмя
[изображение]
,
подтягиваются на руках
подтягиваются на руках
[изображение]
(для этого на них надеты картонные «налокотники») и вот такой вот «гусеничкой» проползают весь путь (традиционно вокруг храма, либо вокруг зала).
А мы все-таки выпинали себя из монастыря и
идём забирать вещи
идём забирать вещи
[изображение]

[изображение]
.

Ловля такси оказалась очередным квестом, но мы справились и без приключений доехали до ж/д вокзала Синина.
Вокзал – странен. Нас высадили за полкилометра до него. В общем-то, за это – спасибо, потому что это дало возможность купить пожевать-попить в дорогу, а дорога ожидалась в 23 часа длиной. В здании вокзала, которое больше похоже на большой сарай, никаких столовых замечено не было. С учетом того, что наружу выходить было стремно, наши купленные припасы оказались очень, очень кстати. Но идти полкилометра в условиях высокогорья – не самое приятное. На вокзал мы прорывались с боем – наше разрешение было изучено вместе с паспортами, сделаны копии, и еще раз копии, и еще раз изучено. Но мы прорвались.
Ура-ура – наступил
наш следующий этап
наш следующий этап
[изображение]
.
LA3APb
18:02 16-07-2021
Очень интересно! Попкорн в студию! ))