. Установленные на одной из площадей в центре города, яки – ценнейшее животное для Тибета: шерсть, мясо, шкура, молоко, кости, а еще производные – масло и прочее. Бесценны! Пытаясь провести аналогию с золотым быком на Wall Street, которому надо потереть яйца для финансовых плюшек, попытались найти яйца и у яков. Яйца яков скрыты под шерстью, но мы нагладили, что смогли. Ну, а вдруг.
. Не менее серьезные мальчики в штатском россыпью разбросаны по всей площади, а когда глаз привыкает их выделять из толпы – то понимаешь, что ими усыпан еще и центр Лхасы.
Впрочем, мальчиков в форме с оружием и в бронежилетах тоже хватает. Еще в кустах по периметру площади притаились несколько пожарных машин, а
, которые по случаю праздников выпускают брызги и фонтаны – отличная система пожаротушения.
Площадь перед Дворцом была свидетелем не одного самосожжения, а «мирное освобождение Тибета» такое мирное.
Чтобы пройти на площадь, нужно пройти несколько систем контроля. На входе отбираются спички-зажигалки и все виды жидкости.
.
Но нельзя просто взять и зайти во Дворец – необходимо разрешение на посещение. Помимо разрешения (со всеми копиями прилагаемых документов, идентифицирующих личность), необходима предварительная запись: турист может провести в Потале не больше часа, войти может только в указанное время – всё по-взрослому.
.
Красный корпус (Потранг Марпо) - самая высокая часть в центре, полностью посвящена религиозному образованию и культовым мероприятиям. Там же находятся гробницы восьми прошлых Далай-лам и многочисленные сокровищницы.
Белый дворец (Потранг Карпо) когда-то служил офисным зданием и жилыми помещениями Далай-ламы. Белые стены символизируют мир и покой.
Фотографировать на территории запрещено. Поэтому жилые помещения, где обитал Далай-лама, статуи Будд и Бодхисатв, тангки, фрески, свитки и ступы с останками захороненных в них далай-лам, скульптуры и статуи останутся в нашей памяти.
Там же мы купили четки, и один из монахов провел необходимые обряды, там же, Димас ловил все глаза, глядя на двух монахов. Он упорно не понимал, почему мы ему не разрешаем скакать горным козлом, когда у него же под носом два мальчика «дерутся». Из зала в зал – совершенно разные ощущения – от легкости и воздушности к приплюснутости и тяжести. Очень разная Потала.
Во дворце 999 палат, но открыта лишь малая часть из них, поэтому путь занял примерно полтора часа (мы немного задержались, но никто не шумел – мы вели себя пристойно).
: заказываешь бульон (куриный, утиный, овощной или какой еще – нам куриного не досталось, поэтому брали из голубей), к нему разнообразные «добавки», которые приносят на отдельных тарелках (картофель, ямс, морковь, прочие овощи, разнообразные грибы, мясо разных видов). Когда бульон готов – бросаешь добавки внутрь и ждешь, помешивая половником, когда же всё свариться. Потом ешь. Мне не очень понравилось (варить супы предпочитаю дома, а не в ресторане. И подобное развлечение хорошо только в большой компании: пока варишь суп, можно заказать что-то ещё и долго говорить разговоры. Когда же в компании есть мелкий вертлявый Димас, развлечение тут же становится сильно не очень), но Пуш был доволен.
Ели-ели, не доели: одной кастрюлищи нам было слишком много,
разного возраста. У тех малышей, которые идут навстречу, черные носы, измазанные сажей. Получили благословление. Сэра Монастырь «специализируется» на детях. Если вдруг в семье заболевает ребенок, первым делом его несут в монастырь, а уже потом – к врачу.
Мы
в горах – тоже часть комплекса.
Стали в бесконечную очередь из местных жителей. Они – получить благословление, мы – посмотреть как это делается.
Пока зашли внутрь, смотрели на
.
Наконец, пристроившись за какими-то туристами, мы протиснулись внутрь: маленькое помещение, духота и давка, узкий проход, по обе стороны которого расположены статуи, ведет мимо печи, золой из которой и благославляют детей. Выскочили, продышались. Погуляли по залу, осмотрели драгоценности и статуи, вышли наружу.
Услышали шум – пошли на него, уткнувшись носом в «Двор для дебатов». Собственно, там мы и узнали как происходят
Пуш, который время от времени троллил девочку-сопровождающую, задавая ей разные некорректные вопросы, добился того, что она испугалась его провокаций окончательно, поэтому, стараясь сократить наше пребывание на людях по максимуму, запихнула нас пораньше в отель. Самостоятельно мы бы еще часа полтора провели в монастыре, а так: 5 вечера, а мы уже в номере.
Это безобразие и гедонизм Пуш стерпеть не мог, поэтому сгреб нас в кучку и потащил гулять в центр города.
– три белых человека без сопровождения в городе производят фурор. Видимо, просто так, без групп и проводников, ходить нельзя, ибо все показывают пальцами и сильно удивляются.
Полтора километра и мы опять возле
.
В результате дождь, конечно же, начался и Пушу крыть было нечем. Натурально нечем – зонт мы забыли в номере.
Поэтому мы запрыгнули в такси – и вернулись в отель.
Подаренка там такие осторожные люди, что любой вопрос отличный от "из чего это приготовлено" повергал их в шок и трепет))) Нас же интересовало всё: а как тут со школами, а можете ли вы путешествовать по Китаю, ну и так далее. Девочка не рвалась откровенничать. Мало ли что, вдруг мы шпионы Пекина)))))