Утро последнего дня началось стандартно – мы сгребли все наши вещи в сумки, чтобы уже не возвращаться и закинули сумки в машину.
Напоследок осталось не очень много: музей Тибета (его лучше бы было осмотреть в начале путешествия, но у нас получилось вот так) и летняя резиденция Далай-лам Норбулинка.
Музей Тибета в столь ранний час был еще закрыт. Мы стояли с толпой остальных ранних пташек у входа и, потрясая металлическими дверями, кричали «Откройте, мы хотим видеть картины». Привираю, конечно))) Мы вели себя вполне пристойно, фотографируя
Музей невелик: 2 этажа (1-й: древние времена, культура-медицина-искусство, 2-й: современная живопись, магазинчик и коллекции нефрита-фарфора), но при этом весбма информативен.
, 18 в. (тибетский стиль) - особая форма Амитабхи. Амитаюс выступает в качестве сердечного сына Амитабхи и является главой семейства Падма (Лотосовое семейство). К Амитаюсу обращаются в молитвах о долгой и счастливой жизни, о здоровье и богатстве.
, 14-15 вв. (тибетский стиль) - один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны. Кожа зелёного цвета. Изображается на севере. Соответствует бесстрашию.
, 13-14 вв. (индийский стиль) - в тантрическом буддизме ваджраяны просветленная и будда в женском облике, в махаяне — женщина-бодхисаттва; женское существо, достигшее совершенства и освобождения, но отказавшееся от ухода в нирвану из сострадания к людям.
Существует 21 Тара, среди них основными принято считать четыре: Белую, Зелёную, Красную и Чёрную.
, 14-15 вв. (тибетский стиль) – круг высшего блаженства. Чакрасамвара изображается в соединении со своей духовной супругой Ваджраварахи – как символ единства Пустоты и Блаженства.
Коллекция тангка. Тангка – изображение религиозного характера, выполненное клеевыми красками, отпечатанное на шелке или на х/б трани, также может быть тканевой аппликацией.
, 14 в. - бодхисаттва. Является защитником Будды и символом его могущества. В буддийской иконографии один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду (Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри — проявление мудрости всех Будд, Авалокитешвара — проявление сострадания всех Будд, Ваджрапани — проявление могущества всех Будд).
, 18 в.. Панчен-лама – второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи (Далай-лама является перевоплощением бодхисаттвы Авалокитешвары). «Панчен-лама» означает «великий учёный».
Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот.
«Желтая шапка» - знак возвращения в монастыри Тибета чистой нравственной дисциплины (школа Гелуг), после изгнания монахов в 10 в.. «Красные шапочки» носят монахи других, более старых, тибетских буддийских традиций, следуя обычаю, принятому у ученых наставников индийской ветви буддизма.
, 18-19 вв. – тантрическое божество, заведующее «Колесом Времени» (используется в наиболее сложной системе тантр - Калачакра-тантре, одна из идей которой – доктрина единства бытия. Калачакра – отождествление макрокосма с микрокосмом, вселенной с человеком. Согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир.)
, 19 в.- тантрическое божество, дакиня, олицетворяющая освобождение человека от всех пороков в сознании, обладающая благими качествами ума и способная реализовать свои возможности для счастья всех живых существ. У нее тело красного цвета, в левой руке капала (сосуд из черепа), в правой руке – нож-дигуг. Она смотрит вверх, в небо, как бы говоря, что тех людей, кто верят ей, она возьмет с собой в Чистую землю – в Кхачари. Ваджрайогини может быть внешней и внутренней. Внутренняя ваджрайогини возникает внутри, при условии создания союза блаженства и сознания, познающего пустоту.
, 18 в.. Дже Цонкапа (1357-1419) – тибетский религиозный деятель, мыслитель и проповедник. Вошёл в историю как реформатор тибетского буддизма и основатель школы Гелуг, впоследствии ставшей в Тибете наиболее многочисленной, и игравшей важнейшую роль в политике Тибета и близлежащих стран.
, 18 в. - бог тёмно-синего цвета с тремя лицами и часто с 3-мя глазами (Шива?) и шестью руками. У него шесть ног. В его объятиях находится синяя супруга (1 голова, 2 руки). Одной рукой она обхватывает шею супруга, другой подносит ему чашу из черепа (капалу), наполненную кровью.
В двух верхних правых руках, Ваджракилайя держит ваджры (молнии), в левой средней руке у него ритуальный трезубец. Левая верхняя рука сложена в угрожающую мудру, устраняющую вражеские влияния; две нижние руки держат килаю (ритуальный кинжал).
На его спине накидка из человеческой кожи и шкуры слона, символизирующие преодоление привязанности к жизни и невежества. Вокруг талии Ваджракилайи обернута шкура тигра, а вокруг талии его супруги – шкура леопарда. Ожерелье из отрубленных голов накинуто на шею божества. На головах супругов короны. Каждая корона имеет пять черепов. За спиной Ваджракилайи раскинуты крылья Гаруды - царя птиц, чье имя переводится, как «всепожирающее Солнце». В огненные развивающиеся волосы Ваджракилайи вплелась змея. Его браслеты и ушные кольца также изображаются в виде живых змей.
Грозная пара стоит на лотосовом троне поверх солнечного диска, попирая ногами вполне мирно выглядящие трупы врагов. Вокруг супругов море бушующего огня, возникшее из их собственной энергии.
Как утверждают тибетские источники, на месте нынешнего парка Норбулинка когда-то был целебный источник, к которому каждый год летом приезжал купаться в источнике Далай-лама 7-й Гэсан Гялцо, отличавшийся слабым здоровьем. Так было положено начало строительству парка Норбулинка. Позже, Далай ламы, еще не приступившие к своим обязанностям, стали временно жить в Норбулинке, проводя время в занятиях и медитациях. Став главой духовенства и администрации Далай ламы продолжали в летний сезон приезжать в Норбулинку и постепенно за парком утвердилось название «летнего дворца» Далай лам.
Норбулинка – место отдыха местного населения. При нас желающих устроить пикник было не много, но по словам нашей сопровождающей, летом на газонах яблоку негде упасть.
Детей чаще всего носят
– построен в 1954 году и внутри есть, как комнаты культа, медитаций и часовни, так и вполне современные кабинет и ванная с водопроводом. Именно в этом доме в Тибете появились первые зеркала, настенные часы, радио, канализация.
LA3APb ненене, сейчас я бы не вспомнила!
Это я тогда же сразу сделала этот фотоотчёт про путешествие (обычно их делаю - хранятся в шапке )))), и всё это жило на дневниках.ру. Сейчас дайри загибаются и это я остатки оттуда переношу)
Подаренка Корнями религия в индуизм уходит, да.
В этнических корнях тибетев я не сильна, нынче, конечно, Китай их считает китайцами, но это отдельная народность со своей культурой и языком.
Край очень суров.