Утро началось неспешно. Ибо на сегодня в планах почти ничего не было. Мы позавтракали и в отеле же наняли на полдня водителя, чтобы покатал нас по окрестностям.
. Унылое здание традиционной советской постройки – эти бункеры одинаковы, что в Лаосе, что в Париже, высокий забор, колючая проволока. Видимо, это – место ссылки тех, кто плохо себя вел.
До места назначения – минут 40. Самое эпичное в поездке – это дорога. Это не просто колдобины, это сплошные колдобины и выемки. Сфотографировать ни их, ни что-то из окошка было невозможно – я сконцентрировалась на удержании силой воли позвоночника, который норовил выскочить. Так и ехали: одной рукой держала фотоаппарат, второй – упёрлась в потолок, третьей – держала желудок, четвертой – позвоночник, пятой – печень, чтобы не тарахтела по ребрам, шестой... и так далее.
В комментариях:
Парк Будд (Ват Сиенг-кхуан), Пха Тхатлуанг, Ват Тхатлуангнеу и Ват Тхатлуангтай
А ехали мы в Парк Будд (он же Ват Сиенг-кхуан, Buddha Park, Wat Xiengkhuan).
Это одно из немногих развлекательных мест вокруг столицы Лаоса и непременно рекомендовано к посещению всеми путеводителями. Но. Если вдруг не хватает времени, в него можно не ехать. Даже если хватает времени, то в него тоже можно не ехать Лучше съесть мороженое на набережной или рыбку закоптить.
Впрочем, что это я – во Вьентьян вообще можно не ездить, в принципе. Это была самая скучная часть нашей поездки, несмотря на выисканные крупицы злата.
Но это – постфактумная лирика, а пока мы добрались до Будда Парка.
Это фантастический парк, построенный г-ном. Бунлыа Сулилатом (кто-то называет его духовным учителем и мистиком, кто-то – главой секты). Г-н. Сулилат вдохновился идеями и символикой буддизма и индуизма, и в 1958 году построил парк. Позже, коммунистически настроенные товарищи намекнули г-ну Сулилату, что религия кагбэ плохо сочетается с попыткой построения коммунистического общества и не пора ли г-на Сулилата тогось. Г-н Сулилат ждать не стал и удрал в Таиланд, где, на противоположном берегу реки Меконг построил парк-близнец - Сала Кеоку.
По общему духу, парк – это сплошная каша-малаша из околорелигиозных образов. Кроме того, «парк» - это очень, очень громкое название. Так, парчок))))
. Внутри, кроме коридоров и лестниц, есть подвал, в котором собраны разнообразные терракотовые скульптурки. Как по мне – результат наркотического прихода. Ибо зело страшны.
- состоит из трёх уровней: первый представляет собой почти квадратное основание размером 68 на 69 метров, на котором находятся 323 священных камня, олицетворяющих материальный мир. Вдоль каждой из сторон основания имеется по сводчатому молельному залу с небольшими лестницами, ведущими к ним и далее ко второму уровню. На втором уровне площадью 48 на 48 метров находятся, помимо 288 священных камней, 30 малых ступ, расположенных по периметру. Они символизируют 30 буддийских добродетелей. Сводчатые ворота далее ведут на третий уровень площадью 30 на 30 метров. Здесь по центру расположилась собственно Большая ступа, возвысившаяся на высоту 45 метров. Она имеет вид четырёхгранного изогнутого шпиля с кирпичной сердцевиной, вершина которого окружена лепестками лотоса. Сегодня здесь расположилась резиденция лаосского буддийского патриарха. Для туристов доступен только внутренний двор комплекса.
Территория вокруг Великой ступы окружена оградой, длина которой с каждой стороны равна примерно 84 метрам.
По местным легендам, ступа была основана в III веке до н. э. миссионерами индийского императора Ашоки, которые замуровали в ней грудную кость Будды. Но историки это не подтвердили, ибо самые ранние архитектурные останки, обнаруженные на этом месте, относятся к кхмерскому монастырю XII века постройки.
В нынешнем виде Пха Тхатлуанг был основан в середине XVI века, когда король Сетхатхират решил перенести столицу королевства Лансанг из Луангпрабанга во Вьентьян. Строительство началось в 1566 году и в последующие годы вокруг ступы были построены четыре вата — по одному с каждой стороны (сегодня из них остались только два — Ват Тхат Луанг Неу
По свидетельствам посланника Ост-Индской Голландской компании, в 1641 году Пха Тхатлуанг являл собой «огромную пирамиду, вершина которой была покрыта золотыми листами весом около тысячи фунтов». Однако уже в начале XVIII века Ласанг подвергся разрушительным нападениям бирманских и сиамских армий. В 1828 году сиамцы вторглись во Вьентьян, в результате чего Пха Тхатлуанг сначала был заброшен, а в конце концов, разграблен.
В 1867 году французский исследователь и художник Луи Делапорт наткнулся на заброшенную ступу и сделал множество её детальных эскизов. В 1900 году французы провели первую реставрацию Пха Тхатлуанга, которая была далека от оригинала и вызывала недовольство у местного населения. Отреставрированная ступа получила название «Гвоздь Морина» по имени проектировщика. Одним из главных недостатков этого проекта стала смена ориентации главного входа, который обращался на юг, а не на восток, как должно быть в соответствии с буддийскими традициями. Повторная реставрация с изменением ориентации обратно была проведена в 1931-1935 годах. На этот раз французы опирались на эскизы Делапорта и привели сооружение к первоначальному виду.
В 1995 году весь Пха Тхатлуанг был заново позолочен в честь 20-летия образования ЛНДР, и увенчан стилизованным цветком банана и небольшим зонтиком.