– никакой художественной ценности, зато полная душа гармонии. Не знаю, что в этих полях такого, что они настолько резво повергают меня в благость, но что есть – то есть. Люблю поля.
Первая остановка – храм Пре Руп.
Это – один из храмов, в которых хорошо встречать закаты, но поскольку в этот раз мы не встречальщики закатов, поэтому мы приехали сюда утром. Народу было очень немного – храм расположен на востоке и, едущие по «кругам» до него доезжают позже.
Пре Руп был государственным храмом столицы короля Раджендравармана II.
Это – типичный храм-«гора», особенность которого – группы из
, но на самом деле не является им. Вся «высота» образовалась после того, как вода, окружающая храм, отошла в неизвестном направлении, подняв храм на 5 метров.
Мы идем
. Согласно одному подслушанному французскому экскурсоводу – реставраторы не всегда понимают, как складывать каменные паззлы. Поэтому они остаются «насыпью».
Ник Пин – маленькое святилище, расположенное на круглом острове.
Изначально это был королевский индуистский храм, который позже приобрел буддистскую символику: озеро – изображает священное гималайское озеро Анаватапта – источник четырех рек, выходящих через рты льва, слона, лошади и вола.
В древних письменах Ник Пин упоминается как «знаменитый остров, привлекающий своими бассейнами, которые смывают грязь грехов с тех, кто туда приходит». Это было местом паломничества: сюда приходили купаться, и «больные возвращались исцеленными», а сам храм ассоциировался с судном для пересечения "Океана Существования”.
, на самом деле оказалось конем, несущим повисших на нем человечков. Изображение связано с легендой, взятой из санскритского текста: купец Симхала вместе со своими товарищами отправился на поиски драгоценных камней. Страшная буря потопила его корабль у берегов Тамрадвипы (остров Цейлон); там купцы стали добычей ужасных людоедов, которые грозили их пожрать. И тогда бодхисатва Авалокитешвара превратился в коня по имени Балаха, очутился на острове, а затем поднялся в воздух и перенёс купцов к Будде, спасая от смерти.
Посмотрев на святилище, снова
Преа Кхан был одним из крупнейших проектов Джаявармана VII и был больше, чем просто храм – это был буддийский университет с более чем тысячей учителей и его окружал большой город.
Храм Та Прохм был посвящен матери Джаявармана VII, а Преах Кхан - пять лет спустя, в 1191 году - был посвящен отцу короля. С него была создана статуя бодхисаттвы Локешвара.
, похожий на те, что пересекают ров Ангкор Тома: тела двух гигантских нагов по обе стороны дамбы, держит ряд девов (полу-богов) слева и асуров (демонов) справа.
Здесь, как и у ворот Ангкора Том, наги функционируют в качестве нага-моста между миром людей и богов, по которому мы и
с отверстиями для трех статуй и с носиком для проведения ритуала освящения воды как у лингама. Отсутствующие статуи, согласно надписям на косяке, изображали Раму, Лакшмана и Ситу.
Пространство между галерей второго окружения и внутренним окружением сильно загромождено дополнительными постройками, которые сейчас находятся в состоянии
Пном Бакенг, благодаря его расположению на вершине горы – еще одно из мест, где принято встречать рассветы-закаты. Поэтому днем тут очень немного туристов. Практически нет.
Особенно их мало в дни, подобные нашему – когда не очень понятно, когда хлынет дождь: прямо сейчас, или секунд через 30.
Впрочем, мы уже подъехали к
, которая сейчас поросла травой и разрушена корнями, и потому огорожена от назойливых туристов перегородкой – только пешком по серпантину, только хардкор!
Особо глазастые могут разглядеть
– спуститься вниз мы уже не успевали категорически. Поэтому – «Только вперед!».
Храм, сложенный в 9 веке весьма поврежден. От некоторых львов, например, остались одни
, дождь нас таки догнал. Там же в святилище мы и прятались от ливня, зазвав к себе в «домик» еще и компанию корейцев. А потом дружно с ними съезжали вниз – после дождя спуск (он же подъем) становится нереально скользким.
Поскольку фотоаппарат был надежно укрыт от дождя, это стало моими последними фотографиями на сегодня. На часах – почти два, а значит снова пришло время отдыха и ничегонеделания.