Сайгон – нынче Хошимин (но мне импонирует гораздо больше его старое название, ибо несет на себе отпечаток истории и смысла. Впрочем, нравится не мне одной – горожане тоже очень четко делят на тех, кто использует одно имя, и на тех, кто употребляет другое, нынешнее. Не знаю, насколько это признак отличия «своих» от «чужих», но сторонники Дедушки Хо никогда не скажут «Сайгон») – это город, пронизанный войной. Казалось бы, война закончилась и люди вылезли из туннелей, американцы ушли, социализм победил. Но нет. По улицам ходят жертвы оранжа – чаще всего прося подаяние, и те места, которые несут на себе смысл их посещения, несут отпечаток войны.
За войной мы в Сайгон и приехали. Основным местом интереса мы определили для себя Туннели Кучи, куда и отправились с самого утра.
Съездить в туннели самостоятельно, наверное, можно. Но мы взяли в турагентстве экскурсию и дивный англоязычный мальчик за часовую дорогу, успел кратко изложить свою версию истории Вьетнама и историю создания сети туннелей. Мальчик был несколько проамериканский, поэтому расставлял акценты там, где расставлял, и делал те оценки происходящего, которые были близки ему. Мы же слушали в пол-уха, а кое-кто местами даже спал)))))
Проснулся кое-кто на первой обстановке, которая приключилась в зарослях
, а Вьетнам занимает 4-е место в мире по производству натурального каучука (7% от мирового производства).
70 км от Сайгона и мы на месте.
«Тоннели Кучи» - это, конечно, в значительной мере, туристический аттракцион, чем исторический объект. Во-первых, потому что на настоящие многоуровневые тоннели до сих пор наложен гриф «совершенно секретно» и они – стратегический военный объект. А во-вторых, потому что в настоящие тоннели нынешние туристы просто не пролезут)))))))))
Даже макет был существенно расширен – ибо туристы поначалу застревали на поворотах))))
Впрочем, атмосферу почувствовать они дают.
Вообще, экскурсия начинается с информационного фильма про вьетнамскую войну и про туннели (который мы посмотрели в конце, потому что, подъехав, обнаружили только что зашедшую внутрь
. Жаждущие могли попробовать. Из нас троих, в лаз решился воткнуться только почти_8_летний Димас. Я бы если и пролезла, то была бы в весьма неприглядном виде, обтерев собой периметр.
– несмотря на их местами примитивный вид, урон армии США наносился значительный. Там же неутомимый экскурсовод показал, как всем этим пользоваться. Фантазия вьетконговцев была воистину богатой.
, которые распиливались вьетнамцами – в дальнейшем металл использовался для производства ловушек.
Чем дальше мы шли, тем явственнее слышали орудийные залпы. Одним из развлечений на территории туннелей есть стрельбище и желающие могут попробовать пострелять из Калашникова, выпустить очередь из пулемета или чего-то еще – всего наименований 10 различного оружия.
Мы не желали, но поскольку стрельбище – место групповой остановки, а сидеть с заткнутыми ушами
– возле нее мы и дожидались остальную часть группы.
И пошли дальше.
9 лет жители провинции Кучи жили под землёй. Вьетнамцы прокопали в общей сложности около 250 километров туннелей, причём при помощи примитивных инструментов – плетёных корзин и плетёных ковшиков. Один товарищ
землю. Третий – бегал и вытряхивал землю в какую-нибудь реку или очередной кратер от бомбы – чтобы не оставлять следов. И так все 250 километров все 9 лет. Туннели расположены на громадной территории: от Сайгона до границы с Камбоджей.
– общежития и больницы, школы, кухни, штабы, и целая система ловушек и выходов. Кухни, чтобы туристы могли составить лучше представление, вынесены из туннелей отдельно. Сами кухни – обычные
: плита и длинный стол. Самое интересное – система вывода дыма. Чтобы не задохнуться в туннеле и не выдать себя, дымоходы выводились на десятки метров от самой кухни – куда-то в джунгли. Иногда «дымились»
После пробега по туннелям на одном из наземных макетов партизанской кухни нас накормили тапиокой с какой-то сладко-солёной приправой и травяным отваром – видимо, чтобы мы почувствовали себя совсем «в антураже».
И под занавес мы вернулись к началу и посмотрели документальный фильм про партизанскую борьбу. Весьма интересный фильм.
Полные впечатлений мы запрыгнули в свой микроавтобус и поехали назад.
По дороге назад нас завезли в одну из туристических заманух –
(к слову, минус Вьетнама – это отсутствие надписей на любом, отличном от вьетнамского, языке. Никакого английского или французкого. Никаких иероглифов. Только вьетнамский, только хардкор!) и
По замыслу колонизаторов-французов, собор должен был переплюнуть все местные буддистские храмы и поразить иноверцев до глубины души. Поэтому будущий шедевр строили всей Францией: кирпич - из Марселя, витражи - из Шартра, каменщики - из Парижа. Но вьетнамцев собор поразил не очень – христиан во Вьетнаме не так, чтобы много. Примерно 8%. Теперь это - отличная локация для Инста-селфи и свадебных фото: вьетнамские молодожены обязательно фотографируются на его фоне.
Витражи и колониальная архитектура нас не интересовали, поэтому в сам собор мы не пошли.
Азиатский способ переноса
Когда дождь утих, мы снова воссоединились и пошли к башне Bitexco (68 этажей, 3 подвала. Общая высота здания составляет 262,5 м. Дизайн здания был разработан студией Карлоса Запаты, вдохновением послужил цветок лотоса — символ Вьетнама. Цветок лотоса в обличии здания мною не обнаружен, ну, да бохсним) – тому самому небоскрёбу, что был виден из окон отеля.
Наконец, мы вошли внутрь, купили билеты на обзорную площадку, открытую в 2011 году на 49-м этаже, и попали на Saigon Skydeck.
Ночью видимость не очень – сильно исцарапанное и не совсем чистое стекло и голубая подсветка. Вполне вероятно, что днем виды лучше.
Впрочем, что есть –
Башня – это последний пункт на сегодня. Мы спустились и, спася двух европейских мальчиков путем перевода их через дорогу, вернулись в отель. Все же движение здесь нереальное.
Всё же военные артефакты несут довольно тяжёлую энергетику. Туннели вообще ужас. И это ещё расширены, а сколько на самом деле этажей и какой диаметр - можно только представить. Не дай Бог это всё. ((