Ещё одна статеечка, посвящённая фильму, оставившему после себя очень яркие впечатления...
Впервые набрела на этот фильм в дневнике доброго друга
Souma, загорелась посмотреть, благо, что хотя бы немножко знала об этом человеке,
Сэн-но Рикю, весьма разносторонне одарённом, а уж когда узнала, что главную роль в фильме играет сам
Тосиро Мифуне (а играет он там просто гениально! Как здорово передаёт он несгибаемую волю Рикю!), то вопрос решился сам собой! Фильм оказался великолепным, и сразу вошёл в число любимейших картин! Как же много удалось вложить в него режиссёру – и описание последних дней великого мастера чая, и самой эпохи Сэнгоку, и философские вопросы смысла человеческого Бытия, и спор властителя и человека Мира, и место Человека в кругу Природы, и вообще, много чего ещё…Удивительно многогранная картина, ожившая медитация, красивейший фильм…
Ну, а теперь – отзыв на это чудо.
[изображение][изображение][изображение]
Итак,
«Смерть мастера чайной церемонии», режиссёр – Кумай Кей, 1989 год.
Привет тебе, о меч вечности.
Через Будду и его святой закон
Проложил ты свой путь.
Сэн-но Рикю.
…Клубится мрак, и затягивает туман каменистую дорогу. Куда ведёт он, этот трудный путь? Еле видна вдалеке одинокая фигура бредущего по нему человека. Холод, бесприютность и пустота царят кругом. Так вот ты каков, Путь Чая?..
Маленький домик, затерянный в горах. Зимой он утопает в снегах, весной – в розовой дымке цветущей сакуры, летом – в зелени окружающих его бамбуковых рощ, осенью кругом пламенеет пожаром багрянец клёнов… Журчит ручей, поют птицы, белый диск Луны пристально следит из-за пелены облаков, а в крошечной комнатке каждый вечер верный ученик Рикю, Хонкаку, проводит чайную церемонию. Вы спросите, для кого, ведь в домике не бывает гостей? Конечно же, для него. И неважно, что 15 лет назад великий Мастер Чая выполнил жестокий приказ Тоётоми Хидэёси, и совершил сэппуку. Каждый вечер сэнсэй приходит к нему, берёт чашку из его рук, и молчаливо сидит рядом. Каждый вечер ученик разговаривает с ним – и иногда мастер Рикю ему отвечает…
Слава великого человека подобна ветру – она облетает всю страну. Множатся и растут легенды, сплетни и слухи, и всё чаще люди задаются вопросом: каков он был, мастер Рикю? Почему предпочёл такой путь? Чем был вызван приказ Хидэёси? Что не поделили между собой великий правитель и человек, долгое время верно и преданно служивший ему, умеющий ценить Красоту, Гармонию и Спокойствие, и дарить её другим людям, живущим в жестокий и кровавый Век Войн?..
Где ложь, а где правда? Что скажешь ты, Хонкаку, бывший к нему ближе всех, - единственный ученик Рикю?
Один из современников великого мастера, Ураке, частенько навещает Хонкаку. Встречаются ли они, чтобы обсудить редкостные чайные приборы, книги, или же тонкости церемонии, разговор неизбежно перетекает к нему – и каждый делится драгоценными воспоминаниями, пусть всего лишь на несколько мгновений, но воскрешающих прошлое, и из них постепенно складывается портрет сильной личности – неколебимой, как скала, спокойной, как воды глубочайшего озера, мудрой, как живущий в согласии с природой отшельник, яркой, как блеск молнии в грозовую ночь, и свободной – как полёт орла высоко-высоко в небе…
Мастер Рикю обладал великим даром – он умел приносить мир и спокойствие в смятенную душу человека. Тот, кто принимал участие в его чайной церемонии, ясно видел свой Путь, и укреплял силу Духа. Вот за что так ценил его Хидэёси… Как запоминаются слова одного из воинов перед битвой: «Я был на церемонии самого Рикю! Теперь я ясно вижу свой Путь! Предстоящее сражение не страшит меня!» Они отправлялись в бой, и вперёд их вела яркая звезда духа Мастера…
Но в этом сражении люди погибали. Так получалось, что мастер провожал многих бойцов…в последний путь! Он пошёл за Хидэёси, ибо верил – этот человек сможет принести мир в измученную войнами землю Ямато. «Я использовал тебя, - соглашается с ним великий тайко. – Но ведь и ты использовал меня!» Да, Рикю выбрал сторону Тоётоми – чтобы показать Путь Чая другим людям. Путь Чая – Путь Гармонии, Простоты, Мира…
Церемонии, что он проводил, поражали его современников. Война, смута, битвы, смерть и кровь – всё оставалось где-то далеко, за дверью маленькой комнаты, а перед ними звенела вода, наливаемая в чайник, бурлил кипяток, и согревала руки керамическая чашка. Здесь, в крошечном мире одной комнаты на уставших от битв и сражений людей снисходил мир. Здесь каждый мог задать себе такой важный вопрос: «Кто я? Куда я иду?» - и получить ответ, расставляющий всё на свои места.
Строгость и простота – против бушующей и запутанной сложности окружающего мира…
Но вот сражения и битвы остались позади – наступило время Коварства и Интриг. Хидеёси рвался к власти, устраняя ненужных соперников. Прямой и честный Рикю не захотел идти на компромисс с совестью, и когда его друзья оказались под ударом, он воспротивился воле Хидэёси. Да, это было неблагоразумно. Да, это было недальновидно. Да, это было опасно и невыгодно…Но это было честно! А мастер Рикю, Великий Мастер Чайной Церемонии, всегда выбирал прямую дорогу, даже зная, чем этот Путь сможет для него закончиться…
Хидэёси ценил своего строптивого подданного, ибо он, как и любой другой человек, нуждался в той целительной тишине, что дарил окружающим старый мастер. Но – Путь Властителя и Путь Чая никогда не смогут сойтись вместе.
Его первым предупреждением была ссылка. Рикю сразу понял, чем она завершится, и оставшиеся две недели готовился к смерти. Перед последним приказом его посетил неожиданный гость – сам Хидэёси! «Уступи! Я всё забуду!» – говорил великий тайко, но скала не уступает ветру, и Рикю отказал правителю в чашке чая, потому что не хотел вести по своей дороге человека, презревшего Мир. «Вы многое подарили мне – возможность идти Путём Чая, служение, своё покровительство…и Смерть. Последний подарок – самый ценный», - отвечает он. Путь Чая не даётся тому, кто ищет власти лишь для себя, и не думает о тех людях, что служат ему. Это последнее послание заставило Хидэёси нахмурить брови… Этот человек, прямодушный и честный, знающий и умеющий так много, ускользнул от него, и в глазах правителя искрой вспыхнуло сожаление… Промелькнуло – и погасло. Есть вещи, недоступные даже великому тайко, - он не смог подчинить себе старого мастера. Труден ты, Путь Чая, и не каждому под силу…
А верному Хонкаку мастер оставил неожиданное послание: «Не иди за мной!». «Почему? - теряется в догадках ученик. – Неужели из-за того, что я не достоин?» «Нет, вовсе нет, - грустно отвечает Рикю. – Просто у каждого мастера своя дорога! Каждый выбирает свой путь, и должен следовать ему самостоятельно, не ожидая ни от кого, ни помощи, ни поддержки…»
Уходит Ураке – последний из великих мастеров, и весенняя гроза провожает его в последний путь, и ветер сметает лепестки сакуры, белой метелью летят они, засыпая ему дорогу…И к Ураке приходит Рикю, и в своём последнем видении, уже на самом пороге жизни, он удостаивается великой чести: посетить чайную церемонию старого мастера. И снова поёт-бурлит вода, и движения мастера точны и безукоризненны, и множество гостей сидит вокруг, наблюдая за ним. Как же много их собралось – великих и знатных, вписавших свои имена в пропахшие дымом пергаментные страницы истории: Ода Нобунага и Акэти Мицухидэ, братья Миёси, Асаи Нагамаса и Мацунага Хисахидэ, Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин, знаменитые военачальники, полководцы, художники, поэты, мастера Чая. Все они собрались здесь, и всех их встречает старый мастер. Как же это утешительно – в холодных чертогах Посмертия принять чашку чая, хранящую тепло добрых, заботливых рук! Все они, все, кто собрался здесь, одинаково равны перед равнодушным ликом Вечности…
…Вьётся дорога в горах – то петляет по лесам, то пропадает в глубоких пропастях, то змеится по самой кромке ущелий, но ведёт она вверх, к прекрасным заоблачным горным вершинам. Таков он – Путь Чая, многоуважаемый зритель! Стоит пройти по нему!