https://fer-de-lans.livejournal.com/350813.html
... Как-то в Лондоне оркестр под управлением Гайдна исполнял одну из его симфоний. Любопытствующая публика столпилась у сцены, чтобы получше рассмотреть великого композитора.
В этот момент в зале упала большая люстра и разбилась на множество кусочков, но никого не покалечила, так как все столпились у сцены. Когда волнение утихло, Гайдн сказал:
"Теперь я вижу, что моя музыка чего-то стоит, раз она спасла жизнь нескольким десяткам человек"...
... Творческий вызов не связан с нападением, поэтому даже на самую полезную и очевидную поляризацию можно взглянуть под другим углом: является ли эта точка зрения единственно возможной?
Во всех случаях вызова формообразующих факторов мышления процесс состоит из двух шагов:
1. Осознать наличие формообразующего фактора и уточнить его характер.
2. Подвергнуть этот фактор вызову — даже в том случае, если он кажется в высшей степени разумным и полностью оправданным...
...Если ситуация подсказывает вам следующий логический шаг, вы делаете этот шаг. Вы не оглядываетесь по сторонам в поисках запасного варианта. Если следующий логический шаг также понятен, вы совершаете и его. Другими словами, очень трудно остановиться и осмотреться в поисках альтернатив, если в этом нет необходимости...
... 1. Простое фокусирование: готовность сфокусировать внимание на чем-то, что не представляет проблемы, чтобы найти альтернативные идеи.
2. Творческая пауза: короткая остановка для того, чтобы осмотреться в поисках альтернатив даже тогда, когда в этом нет необходимости.
3. Вызов: готовность усомниться в том. что предлагаемое решение — единственно правильное. Стремление найти другие варианты.
4. Традиционность пренебрежения: процесс продолжает выполняться по-старому, потому что ничто не принуждает к поиску альтернатив...
... Вас попросили найти скрытое пятно на листе бумаги. Действуя вполне разумно, вы проводите линию, делящую лист на две половины — А и Б. Вы спрашиваете, находится ли пятно в части А. Если нет, то оно, разумеется, находится в части Б. Альтернативы А и Б охватывают все возможные варианты. Затем мы делим Б еще на две части — В и Г. И так далее. В конце концов мы найдем нужную точку, потому что каждый раз мы выбираем из двух возможных вариантов, которыми исчерпывается ситуация.
Этот простой пример очень опасен. Он убеждает в том, что те же действия применимы в реальной жизни...
Но затем нужно сделать выбор из доступных вариантов.
... Итак, рассматривая альтернативы, можно поступать следующим образом:
1. Я не вижу здесь альтернатив, поэтому могу выбирать лишь из того, что у меня есть.
2. В данный момент я вижу только эти альтернативы, но предлагаю потратить определенное время и попытаться найти другие варианты.
3. Мы должны постоянно искать дополнительные возможности...
... В поиске альтернатив всегда присутствует общая отправная точка. Альтернатива по отношению к чему? Мы можем назвать эту отправную точку «фиксированной». Мы начинаем
наши рассуждения с какой-то начальной идеи; затем касаемся фиксированной точки; после этого переходим к поиску новых идей, также имеющих отношение к этой точке. Эти идеи и есть альтернативы...
... Фиксированные точки бывают нескольких типов.
1. Цель. Это самый очевидный и обычный тип фиксированной точки. Какие альтернативные действия могут привести нас к намеченной цели? Как можно по-другому выполнить те же функции?
2. Группы. Что является альтернативой для апельсина? Можно сказать, что это яблоко, груша, банан и т.д. В этом случае мы предлагаем другие фрукты из тех, которые обычно подают к столу. Вы можете отнести апельсин к группе цитрусовых. В этом случае альтернативами будут лимон, грейпфрут и мандарин. Вот почему так важно очень точно определить фиксированную точку. Мы можем дать группе название или перечислить основные свойства, которыми должен обладать каждый новый элемент группы. Эти свойства и будут фиксированными точками.
3. Сходство. Фактически «сходство» — это частный случай определения «группы», но физическое сходство и сходство восприятия заслуживают того, чтобы быть выделенными в особые фиксированные точки.
4. Концепции. Независимо от того, к какому типу относятся фиксированные точки, все они могут быть определены одним общим понятием — «концепция ». Это может быть концепция цели или концепция группы. Мы переходим от текущей идеи к концепции, лежащей в ее основании, а затем ищем другие способы ее осуществления.
Идея — это практический способ осуществления чего-либо. Концепция — это общий метод, лежащий в основе наших действий. Вы можете выбрать дорогу, по которой отправитесь в путь. Это концепция. Но затем вам нужно выбрать конкретный способ передвижения: пешком, на мотоцикле, автомобиле или автобусе. Конкретный способ передвижения — это идея.
Следует очень ясно и точно определить концепцию, принятую в качестве фиксированной точки, и дать ей точное словесное выражение...
Состояние: веселое