Вчерашний матч между Накамурой и Каруаной считается самой просматриваемой в реалтайме шахматной партией в истории. Более ста тысяч человек смотрело ее на стримах. Высока вероятность кстати что эта победа теперь выйдет для Накамуры боком - он крайне измотал Каруану перед сегодняшним матчем с Непомнящим. А последний как раз наоборот намеренно легко и быстро отстрелялся. А именно Непомнящий и является главным накамуровским противником, а не Каурана. Если сегодня Непомнящий легко забьет вымотанного Каруану - результат двух дней для Накамуры может быть в лучшем случае нулевой.
Пользуясь случаем - расскажу об еще одном из миллиона крутых шахматных понятий - шафле (перемешивании). Которое интересно например тем, что им пользуются и компьютеры и живые люди, и против тех и против других оно работает примерно одинаково.
Шафл, это когда игрок (или оба игрока) - в начале или середине партии совершают мало значимые ходы фигурами туда-сюда, при этом чуть меняя их расположения, но принципиально не меняя позиции. Есть чисто человеческая версия шафла - тикл (щекотка) - когда один игрок заставляет другого совершать бессмысленные ходы туда сюда, при этом не позволяя позиции повториться три раза (то есть не выводя ее на ничью). Тикл используется для пожирания времени противника или самостоятельного набора времени, в зависимости от правил. Но что важнее - чтобы раздражать и троллить противника, сбивать его с ритма.
Шафл - более сложное понятие и используется для разных вещей. Самое простое применение - когда человек не видит ходов, серьезно улучшающих позицию, или видит перед собой несколько вариантов атаки и временно не хочет начинать не один, оставлять варианты открытыми. Более интересный вариант шафла - это провокация. Когда один игрок видит, что другой готовит жертву, но считает, что жертва не окупится. Он специально не защищается от жертвы, а просто шафлит фигуры туда сюда, дожидаясь, пока противник на жертву решится. Можно зайти в провокации дальше, и намеренно ослабить свою позицию бессмысленными ходами, дать таким образом противнику больше резонов пойти на нападение.
Вот например свежая партия, где я урыл противника именно шафлом.
Обратная вариация шафла - когда ты сам видишь атаку и готовишь ее, но не начинаешь и делаешь намеренные бессмысленные ходы, чтобы дать противнику время защититься. Зачем? Потому что очень часто защищаясь в одном месте человек ослабляет другое. Более того, когда у него над головой висит атака, он нервничает, переключает на нее внимание и не редко - тратит на защиту больше энергии чем следовало бы, просто чтобы совсем снять угрозу. Короче шафл позволяет провоцировать противника как на атаку так и на защиту, если ты считаешь что это ослабит его позиции. И то и другое постоянно делают компьютеры.
Не редко встречается комплексные ситуации, когда шафлом занимаются одновременно оба игрока, при этом у обоих готовы, но не начинаются атаки. То есть каждый одновременно провоцирует другого и на атаку и на защиту. Это фактически игра "кто первый сдриснет", у кого сдадут нервы.
Шафл можно перемежать с тиклом, то есть ты можешь провоцировать противника на атаку или защиту и одновременно прерывать его приготовления, заставляя переключаться на бессмысленные ходы. И это тоже могут делать оба противника одновременно.
Еще более комплексный шафл используется в больших турнирах, когда одному из игроков нужна победа, а второму достаточно и ничьи. Тогда второй игрок может шафлить, намеренно угрожая ничьей, и какбы спрашивая, готов ли первый рискнуть проигрышем ради победы. Шафл это один из самых простых способов вампиризма на проигрывающих игроках, потому что терять им нечего, плюс у них обычно кровотечение.
Для игрока, который только начал проигрывать, но еще не ушел совсем в яму - шафл это наоборот способ кровотечение остановить.