...Предположим, вы занимаетесь организацией уличной рекламы и ищете идеи для развития вашего бизнеса. Попробуйте представить себя рекламным щитом. Какими будут ваши ощущения? Какие новые проблемы у вас возникнут? Как бы вы в этих случаях стали рекламировать свой товар?
Если бы я был рекламным щитом, мне наверняка захотелось бы поговорить с проезжающими мимо водителями о предлагаемом товаре и самому участвовать в его реализации. Эти соображения дали толчок возникновению идеи.
Идея: поместить на щитах изображения топ-моделей, как мужчин, так и женщин, с указанием номеров телефонов, по которым можно позвонить и услышать, как эти кумиры рекламируют товар и даже сообщают, когда и на каком пляже будут его демонстрировать...
...Александр Белл сравнил работу внутренних органов уха с колебанием мембраны и изобрел телефон. Томас Эдисон создал фонограф, проведя аналогии между игрушечной детской воронкой, движениями куклы и звуковыми колебаниями. Подводные сооружения стали реальностью, когда были исследованы среда обитания и поведение моллюсков...
...Однажды в конце 1940-х годов швейцарский изобретатель Георг де Местраль отправился на охоту. Случайно он и его собака забрели в заросли репейника, плоды которого тут же прицепились к шерсти собаки и одежде ее хозяина. У большинства людей это вызвало бы легкую досаду, но де Местраль разглядел тут интересную задачу. Придя домой, он исследовал под микроскопом плоды репейника и обнаружил, что их колючки имеют на концах мельчайшие крючки, которые и цепляются за ворсинки ткани и шерсти. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек.
От замысла до реализации прошло много лет, но сейчас изобретение де Местраля (застежка-липучка) используется повсеместно — от приборов измерения артериального давления до экипировки теннисистов...
...Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите только разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся
линии образуют 4 отрезка и 4 угла.
1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла
Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произвольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей...
...Рассмотрим базовый алгоритм использования техники прямой аналогии:
1. Сформулируйте задачу. Пример: владелец магазина пиломатериалов искал способы увеличения сбыта своего товара.
2. Выберите ключевое слово или ключевую фразу относительно вашей проблемы. В нашем случае это слово «сбыт».
3. Выберите слово, которое относится к области, явно не связанной с вашей проблемой. Чем более далекой от вашей проблемы будет эта область, тем выше шансы найти оригинальные идеи. Так, аналогии из мира бизнеса при решении деловых задач будут менее продуктивными, чем аналогии из области телевидения или кулинарии. В нашем примере было выбрано слово «компьютеры».
4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным словом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с точки зрения поиска новых идей.
В список понятий, ассоциирующихся со словом «компьютеры», были включены следующие: наука, параллельное использование, дружественный интерфейс, совместимость, программное обеспечение, расширение возможностей использования, система автоматизированного проектирования, использование компьютеров в сфере бизнеса, развлекательные игры.
5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой. Не относитесь к поиску аналогий как к чему-то тяжелому и неприятному. Дайте волю фантазии, пусть мыслям будет легко и просторно. Владелец магазина тщательно проанализировал всевозможные аналогии и остановил свой выбор на следующих понятиях: система автоматизированного проектирования, расширение возможностей использования компьютера и использование в развлекательных целях. Мысленно связав их с задачей увеличения сбыта пиломатериалов, он нашел интересное решение.
Идея: использование компьютера для проектирования будущего дома.
С помощью компьютера заказчик может сам спроектировать на экране монитора какой угодно дом. Встроенный калькулятор тут же по желанию клиента подсчитает его стоимость. Если цена покажется заказчику слишком высокой, он может упростить конструкцию. Если цена удовлетворяет, можно распечатать проект на принтере. В результате будут строить больше домов, а значит, не залежатся и пиломатериалы...
...Один ... хотел построить бассейн, но его не устраивали проекты со стандартными размерами 6 × 12 метров. Ему хотелось иметь такой бассейн, который позволял бы и купаться, и нырять, и делать заплывы. Однако для разработки нового проекта была необходима оригинальная идея. Используя технику прямой аналогии, мой знакомый выбрал для своей задачи в качестве «параллельного мира» игру в гольф и составил следующий список ключевых слов: площадка, лунка, клюшка, экипировка.
Сосредоточив свое внимание на двух последних, он стал искать возможные аналогии со своей проблемой. Посмотрите на рисунок.
На нем изображен план бассейна, формой напоминающий клюшку для гольфа: модифицированный шестиугольник с равной длиной сторон по семь метров и примыкающей к нему узкой водной дорожкой длиной в 18 метров.
Такая конфигурация бассейна удовлетворяла всем исходным требованиям; кроме того, позволяла на треть сократить расход воды, а также снизить расходы на химическую очистку, фильтрацию и эксплуатацию насосов. Над узкой водяной дорожкой можно было устанавливать легкий тент, «застегивающийся» на молнию — наподобие чехла для клюшек...
...Одним из наиболее известных примеров символической аналогии было открытие Фридриха фон Кекуле о том, что бензол и другие органические молекулы — это замкнутые цепочки или кольца. Открытие стало прямым результатом техники, при которой он визуализировал змей, глотающих свои хвосты...
...Эти образы и ассоциации позволяют развить уникальную идею дизайна: отметьте главные перекрестки гигантскими металлическими животными (возможно, лошадь, бык и волк), которые будут одновременно выполнять функцию произведений искусства и ориентиров.
Отметьте второстепенные перекрестки металлическими птицами (кукушка, сова, сойка). Покрасьте знаки в яркие цвета, например ярко-розовый, желтый и бирюзовый. («Поворачивайте налево у синей лошади и направо у розовой совы».)...
...Перед продавцом встала задача заставить аптекарей выставить детский лосьон одновременно в отделах товаров для детей и для взрослых. Он вызвал умственный образ бриллиантового кольца, спрятанного за склянкой с аспирином, и на основе его интерпретации создал эффективную коммерческую рекламу.
Идея: продавец построил всю кампанию вокруг понятия «скрытые выгоды». Все способы, которыми можно было бы заработать деньги, выставив детский лосьон во взрослом отделе, он перечислил мелким шрифтом на памятке и приложил к ней небольшую лупу. Этот рекламный трюк был одним из самых успешных способов продвижения товара в истории компании...
Состояние: рабочее