Тень в сумерках
17:02 27-08-2022 Генри Лайон Олди. Карп и Дракон. Дилогия. Книга 2.
Вчера успела набрать только один отзыв, и не хотелось прерывать дилогию, засим вслед ему посылаю второй! Вторая книга Олди носит название "Карп и Дракон: Рассказы Ночной Стражи", она так же состоит из трёх повестей, правда, вторая и третья тесно связаны между собой. Отдаю должное авторам: это действительно роман в повестях, как бы необычно это ни звучало! Повествование - цельное, живое, и из разрозненных фрагментов неожиданно собирается в одну, масштабнейшую, картину!
[изображение] [изображение] [изображение]
Отзыв на окончание дилогии под морем.
2. ОЛДИ. КАРП И ДРАКОН. РАССКАЗЫ НОЧНОЙ СТРАЖИ.
Немножко о названии. Оно отсылает к знаменитому древнему циклу, "Рассказы Ночной Стражи", читанные Тенью в далёкой юности. Откуда же взялись эти занятные мистические историйки? Всё очень просто: что должна делать стража ночью? Естественно, сторожить! Но ночью очень хочется спать...Как же бороться со сном? И народ выбрал крайне нестандартный способ - рассказывать жуткие, страшные, волшебные и необычные истории! Пока слушаешь, спать не хочется, содержание-то увлекательное, и, к тому же, на редкость эмоциональное...А страх обостряет внимание, и сторожится лучше! Вот и собрали в древности сборник таких вот "ночных страшилок", навроде нашенских городских легенд, основанных на средневековых восточных реалиях...
Впрочем, хватит предысторий! Что же там, в книжке-то?!
Первая читалась увлекательно и интересно - вместе с юным героем постепенно постигаешь законы нового мира, врастаешь в новую, необычную среду, усваиваешь особенности взаимоотношения с людьми, узнаёшь традиции и удивляешься тому, как они видоизменились после произошедших перемен...
Повествование там идёт ровно, оживляемое только резкими вспышками- театральными вставками, переносящими читателя на подмостки театра Кабуки, где выступает с речью главный герой, где хор подхватывает его мысли и размышления, и отбивает веером такт сердитый начальник непутёвого Торюмона, господин Осаму, и начинаешь ему подпевать, выкрикивая вместе с ним: "Неслыханная дерзость! Немыслимая глупость!"
Уникальный приём, освежающий ход повествования! Спасибо, господа Олди, за вашу любовь и верность театральному искусству!
Но вот открывается вторая книга...И ты понимаешь: оказывается, "обживание" мира прекратилось, ты уже живёшь в нём вся, целиком...Вместе с Торюмоном смеёшься, вспоминая бессмертные записи Сэй-Сёнагон; да, хорошо восхищаться снегом, когда в комнате тепло, а вы попробуйте-ка оценить зиму, когда ледяной ветер задувает в щели, и в комнате немногим теплее, нежели снаружи, в промёрзшем ледяном саду...Следишь за тем, как выводит иероглифы-закорючки Мигеру...Ухахатываешься над историей про хитроумного Морио...Пробираешься по кладбищу японских христиан, изумляясь вместе с Рэйдэном: "Как это так?! Почему бамбук растёт крестом?!!"
Трясёшься от страха, старательно поправляя маску равнодушия, присутствуя на чаепитии с самим сёгуном...
И как же нрав Кацунаги напоминает горячий, взрывоопасный, непредсказуемый характер его предка, Нобунаги, точно так же умеющего находить себе верных и преданных людей, что последуют за ним в огонь пылающего Хоннодзи...Ибо, какие бы ни были времена, честь для самурая важнее всего, и верен он бывает только одному господину...
Зима заметает снегами городские улицы и предместья, поля, леса и горы, устилает снежным покрывалом маленькую хижину в бамбуковой рощице, где живёт необычная семья каонай, и двое влюблённых, отдавших всё, включая жизнь, за возможность быть вместе, рисуют лица друг другу...И дыхание перехватывает, когда их история оказывается перечёркнута взмахом клинка. Каонай - не люди?! Но почему так отчаянно болит сердце у того, кто в этом усомнился?..
И так ли это важно, есть ли у человека лицо, или нет?!!
И мечется по городу сходящий с ума от беспокойства Рэйдэн, и прячется в ночном мраке неизвестный, тренирующий на каонай остроту клинка, и бежит, стараясь спасти друзей, и оскальзывается на предательском снегу, безликий каонай, бывший когда-то, в другой жизни, доблестным идальго и испанским кабальеро, дон Мигель де Ла Роса, променявший когда-то, очень давно, честь - на жизнь, гордость - на смирение, родину - на Чистую Землю...
Какие же они разные - Торюмон Рэйдэн, и его слуга, с гордым испанским нравом, Мигеру! Слуга, проявляющий заботу о своём господине, потому что он юн и неопытен, и напоминает ему сына, оставшегося, где-то там, на другом конце света...Культурные различия, вера, взгляд на мир - у них всё отличается, игра контраста при этом непередаваемо-привлекательна!
Мигеру мы видим исключительно глазами Рэйдэна, и это усиливает контрастность изображения ещё больше...
Растёт Рэйдэн. Это уже не испуганный юноша, разрываемый на части между семьёй и долгом, это - дознаватель, которого непросто обмануть, внимательный наблюдатель, острый на язык, терпеливый и умеющий выжидать, чётко представляющий себе последствия своего выбора. Карп бьёт хвостом, поднимаясь по громко ревущему водопаду, и в брызгах пены видны стремительные перекаты, и глубокие, бездонные омуты...Стой, берегись, будь осторожен! Дела, что достаются службе "Карпа и Дракона" - это уже не просто запутанные городские историйки, они ведут в дворцовые покои, и затрагивают очень влиятельных персон...
Давняя вражда, загадка вымерших деревень, визит инспектора из самой столицы, гейша Акэми и безвестный мельник, правительственные шпионы и настоящие самураи, внезапно ворвавшиеся в мирную жизнь смертельно-опасные поединки, воскресающие жестокие нравы Эпохи Смут, иностранцы-варвары, и сам сёгун, потомок клана Ода, да-да, Ода Кацунага, и его вражда с первым министром...
Ох, в какие же высокие эмпиреи ты попал, глупый, юный карп! Съедят тебя сильные мира сего! Как есть, съедят! Ведь даже благоволение самого сёгуна может смениться опалой, недаром говорят, "чем выше заберёшься, тем больнее падать!" Цветёт сакура, опадают розовые лепестки под копыта яростно скачущих коней, залихватски гудят стрелы, разбивая мишени. Сейчас ябусамэ - конная стрельба, обернётся...Чем? Заговором? Бойней? Мятежом? И нет фуккацу, останавливающего воинов! Где же ты, Будда Амида, со своим, столь необходимым людям, подарком?!
Ах, кто-то хотел, чтобы старые времена вернулись? Ну что же, смотрите - вот она, грязь, кровь и смерть, вот то, чем вымощен "путь самурая", так точно ли вы хотите его возвращения?!!
И над всем этим стремительным горным потоком - воин Никто из Никогда, в маске лисы, сжимающий в руке меч настоящей толедской стали, и кинжал-дагу...Время обретать лица. Время называть имена. Время сбрасывать маски. Вот он, твой Путь меча, испанский кабальеро, дон Мигель де Ла Роса, заставивший уважать себя безликий каонай, Лиса, сумевшая победить Ворона в честном поединке...
А сейчас будет горькое признание от Тени. Я люблю книги Олди, и всегда была удивлена и тронута той бережностью, с которой они обращались со своими героями. Очень редко мастера убивали своих персонажей. Тень искренне любит трагедию и драму. Да, смерть героя бывает обоснованна. Так гибнет король Лир, так погибает Корделия, так уходит в морозные сны Девочка со спичками, так восходит на пылающий костёр Жанна д Арк, так прыгает с утёса Сокол, чтобы в последний раз "увидеть Небо"...Они уходят, и их не вернуть. Тень была с ними в их последние мгновенья. Тень видела всю их жизнь - от начала и до конца. Всю, какая есть...
Но есть герои, с которыми никак не хочется расставаться...
Эх, господа Олди, ну что же вы так жестоко поступили с Мигеру?..
Впрочем, в глубине души понимаешь, что иначе "вернуть лицо" ему было нельзя...Никак. А потому - прощай, гордый испанский кабальеро, которого занесло в далёкую Чистую Землю, в странные времена, где господствовали причудливые нравы...И неважно, что твой Путь оборвался на страницах романа, ведь в моей душе ты останешься навсегда.
Вот такое, похожее на разящий удар клинка, завершение дилогии...Впереди - ещё одна, и, надеюсь, она тоже не разочарует Тень.