- Ну вот, теперь ты можешь превратиться в любое животное! Только запомни, если засмеёшься, то забудешь волшебное слово и никогда не сможешь вернуться. Кстати, а что ты собираешься делать?
- Хочу стать раком, забраться на гору и свистнуть!
- Ой, не могу.... Ха-ха... Мужик, подскажи мне слово, а то я забыл.
- А вот теперь мы будем торговаться!
***
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗОГРЕВА
— Детские рисунки. Попросите каждого участника принести свои детские рисунки. Повесьте их на стену, не подписывая. Попросите, чтобы участники угадали автора каждого рисунка.
— Символ. Попросите участников нарисовать личный символ, который представляет их точку зрения на креативность. Это может быть что угодно — орел, компас, кисть, луна и т. д. Затем каждый участник показывает свой символ и объясняет, как или почему он представляет его точку зрения.
— Корпоративный символ. Попросите участников выбрать животное, птицу, насекомое или рыбу в качестве их корпоративного символа. Пусть они обоснуют свой выбор. Спросите, воплощает ли это существо сильные и слабые стороны корпорации.
— «Вы уволены». Иногда требуется включить пожарную тревогу, чтобы вывести людей из состояния самоуспокоенности. В начале встречи попросите участников вообразить, что их уволили. Затем попросите, чтобы они снова подали заявление о приеме на работу. Это должно встряхнуть их и заставить подумать о своих знаниях и навыках, а самое главное, о том, как их усовершенствовать.
Или напечатайте воображаемую газету, в которой есть объявление о банкротстве вашей компании. Затем попросите участников представить причину, по которой обанкротилась компания. Элемент шока побуждает по-новому видеть, слышать и ощущать наш мир.
— Каждый — консультант. Попросите, чтобы каждый человек на чистом листе бумаги написал текущую проблему, связанную с работой. Например: «Как мне лучше наладить взаимодействие с сотрудниками магазина для своевременного выполнения заказов?» или «Как мы можем ответить на проводимую конкурентом программу низких цен и скидок?» Дав несколько минут на запись проблем, попросите, чтобы каждый передал свою проблему соседу справа. Тот читает только что полученную проблему и кратко записывает свои ответы. Для ответа на каждый лист отводится 60 секунд. Продолжайте, пока каждый не получит обратно свой лист. Затем прочтите и обсудите записанные идеи.
— Наблюдение за другими. При использовании этого подхода новые мысли и решения приходят в результате поиска идей в посторонних областях. В качестве предварительного упражнения для встречи, посвященной стратегии и тактике продажи роскошных шкатулок, занятых продажами и маркетингом работников послали наблюдать, как занимаются маркетингом и продажами в по-
сторонних предприятиях розничной торговли, таких как магазины модной одежды, программного обеспечения, рестораны быстрого питания и книжные магазины. Они возвратились с длинными списками идей и предложений, которые можно было применить в своей компании.
— Принятие роли клиента. При использовании этого подхода люди пытаются узнать, что значит находиться в другой роли. Например, агент по продаже недвижимости послал своих продавцов в агентство по продаже автомобилей, чтобы они совершенствовали навыки продаж. Изображая клиентов, они прошли через весь процесс продажи, записывая конкретное поведение, слова
и действия продавцов, которые существенно повлияли на их отношение как «покупателей». На общем собрании они поделились опытом и обсудили способы развития собственных навыков продаж. Это опыт заставил продавцов увидеть, что одно дело — говорить о способности встать на место покупателя, а другое — на самом деле сделать это...
***
КОСМИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО
Предложите группе вообразить существо, живущее на другой планете с другой атмосферой в отдаленной солнечной системе. Попросите, чтобы они нарисовали это воображаемое существо. Затем пусть группа покажет свои рисунки.
Вы обнаружите, что большинство людей рисуют существ, которые напоминают земных, даже притом что могли придумать что угодно. А именно — существ с органами зрения, слуха и обоняния, а также руками и ногами с двусторонней симметрией. Вместо того чтобы создать что-нибудь уникальное и непредсказуемое, основная часть группы создает существ, у которых много общего друг с другом и с особенностями типичных земных животных.
Нет никаких причин, по которым животные на других планетах должны напоминать земных.
Это групповое упражнение демонстрирует феномен, называющийся структурированным воображением. Структурированное воображение связано с тем фактом, что, даже когда для генерации новых идей мы используем свое воображение, эти идеи структурированы очень предсказуемым способом в соответствии с существующими понятиями, категориями и стереотипами.
***
Теперь объявите соревнование, в котором команда, построившая самое высокое сооружение из туфель, получит большой контракт. Победитель определяется путем измерения расстояния от поверхности стола до высшей точки любой туфли. Не обсуждайте соревнование подробно; просто сообщите, что должны сделать участники за четыре минуты, и скажите: «Начали!» Одно из решений могло бы состоять в том, чтобы самый высокий человек в группе встал на стол и положил одну туфлю себе на голову. Или вы можете придумать правило, согласно которому все туфли должны располагаться цепочкой, касаясь друг друга, наподобие электрической цепи.
***
Чтобы продемонстрировать ценность риска и неудач, разбейте группу на команды. Дайте каждой кучку палочек от мороженого. Упражнение состоит в том, чтобы увидеть, какая команда за 20 минут может построить из палочек самое высокое сооружение. После выполнения задания попросите участников вспомнить о неудачных попытках. Как правило, тем участникам, которые с самого начала придерживаются определенного, логического плана, не удается построить самое высокое сооружение, а участники, которые успешно выполнили задание, прошли через массу неудач. Урок состоит в том, чтобы освободиться от предвзятых мнений о неудачах, быть открытым к неожиданностям и снова научиться играть подобно непредубежденному ребенку, видя перспективу и контекст.
***
Это веселое групповое обсуждение. Задайте участникам группы вопросы о том, что их лучше всего описывает, и затем попросите объяснить, почему они так считают.
1. Что вас точнее описывает в целом:
— Молоток или гвоздь?
— Облако или скала?
2. На работе:
— Дерево или ветер?
— Солонка или бутылка кетчупа?
3. На встречах:
— Рукопожатие или поцелуй?
— Часы или компас?
4. Вашу креативность:
— Снежинка или кипящая вода?
— Гроза или запах горящих листьев?
***
Наглядно-образное и вербальное мышление фактически дополняют друг друга. Если вы сосредоточитесь на представленной слева фигуре, то заметите, как лица меняются местами. Сначала
левая сторона будет выглядеть как фон, а правая — как лицо; а затем правая будет лицом, а левая — фоном и т. д.
***
Одна женщина создала новинку, которая стала очень популярна в Японии. Это брелок с растением: прозрачная пластиковая коробочка, в которой растения растут в миниатюрном питомнике, пока не вырастут настолько, что их можно пересадить в большие горшки. Как же к ней пришла эта идея?
Она додумалась до этого, играя с различными идеями и скрещивая их с различными объектами в своем сознании, пока не получила правильную комбинацию. Однажды она думала о ключе и смотрела на подсолнух. Она задумалась над тем, можно ли скрестить ключ с цветком, чтобы ключ всегда был доступен, как цветок в саду. Она рассмеялась, когда подумала о том, что будет в течение дня носить свой ключ-цветок с собой. Затем ей внезапно пришла в голову мысль о миниатюризации ключа и цветка в форме брелока с растением.
Состояние: скептическое