За окошком - серо, хмуро и пасмурно. Снег растаял, и по мостовой течёт вода...Медленно планируя, падают в лужи широкие, в две тенины ладони, листья низкорослых, обстриженных тополей. В такие дни хорошо кутаться в тёплый пушистый плед, и согреваться горячим чаем. И вот в кружке терпко-кисловатый иван-чай с мягкими нотками мяты, а рядышком - книжка с открыткой-закладкой.
Для тех, кто скучает о солнце - рассказ о необычном ископаемом дереве, современнике динозавров, китайском гинкго билоба, или гинкго двулопастном!
Здесь Тень писала про гинкго в Японии: https://journals.ru/journals_commen...090419#comments
Здесь - про необычную историю, случившуюся с прародителем всех деревьев планеты, в Европе: https://journals.ru/journals_commen...id=5200871#cut1 [изображение][изображение][изображение]
А теперь - рассказ о живом ископаемом Китая, на его исторической родине! [изображение][изображение][изображение]
Гинкго – единственный вид раздела гинкговидных. Это дерево входит в число голосемянных, как сосна и кипарис, ведь семена у него «голые», не укрыты кожурой. Другие гинкговидые давно исчезли с лица земли, только оно одно дожило до наших дней. Это дерево по праву называют «живым реликтом», ведь его возраст достигает более 3000 лет. [изображение][изображение][изображение] https://www.bilibili.com/video/BV1Z...d_more_video.14
Гинкго – дерево очень редкое и ценное, это обусловлено его двудомностью. На мужских деревьях растут только мужские цветы, а на женских – только женские, после оплодотворения они могут плодоносить. Если где-то растут только мужские или только женские деревья, они никогда не дадут плодов. Гинкго растет сравнительно медленно, в естественных природных условиях от культивирования до размножения проходит более 20 лет, и только спустя 40 лет деревья могут плодоносить в большом количестве. В связи с этим гинкго называют гунсуньшу («деревом дедушки и внука»). Это означает, что дерево сажает человек, который может отведать плодов, только дожив до появления внуков. В Китае дерево гинкго символизирует крепкое здоровье, долголетие, счастье и благополучие. [изображение][изображение][изображение] https://www.bilibili.com/video/BV1V...nd_more_video.8
Расцветают гинкго в апреле, а плоды у него созревают в октябре, когда листья становятся желтыми или оранжево-желтыми. Почти по всему Китаю есть аллеи гинкго. Каждую осень деревья желтеют, и золотой «веер» по одному падает на землю, что означает наступление осени. [изображение][изображение][изображение]
Сейчас эти редкие и ценные деревья произрастают во многих местах Китая. Почти во всех провинциях культивируют это дерево, кроме Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая, Нинся, Хэйлунцзяна, Цзилиня и Хайнаня. По статистике, в Китае насчитывается около дюжины гинкго, возраст которых более 5000 лет, 9 из них произрастают в пров. Гуйчжоу. Гинкго называют своими городскими деревьями такие города, как Чэнду (пров. Сычуань), Даньдун (пров. Ляонин), Хучжоу (пров. Чжэцзян) и Линьи (пров. Шаньдун). [изображение][изображение][изображение]
Древнее китайское название этого растения 銀果, что означает "серебряный плод", произносится как yínguǒ на мандаринском диалекте или Нган-гво на кантонском диалекте. В настоящее время широко используются следующие названия : 白果 (bái guǒ, что означает "белый плод", и 銀杏 (yínxìng), что означает "серебристый абрикос". Название 銀杏 было позаимствовано в японском イチョウ (ichou) или ぎ ぎんなな (ginnan) и корейском 은행 (eunhaeng), когда дерево было завезено из Китая. [изображение][изображение][изображение]
Когда-то гинкговые леса покрывали весь континент. их золотые листья шумели от Европы, до побережья Тихого океана. До сих пор в древних известняках пермского периода находят отпечаток листьев гинкго. Этим листьям, ни много, ни мало, 290 миллионов лет!!!
Хотя Гинкго билоба и другие виды рода когда-то были широко распространены по всему миру, его ареал сократился, и два миллиона лет назад он был ограничен небольшой территорией Китая. [изображение][изображение][изображение] https://www.bilibili.com/video/BV1y...nd_more_video.0
Предполагают, что родиной гинкго были горные леса северо-восточного Китая. Когда-то этих деревьев было так много, что самые старые рубили на дрова. Сделать такие выводы ученым позволили отпечатки листьев гинкго, обнаруженные при раскопках. Во многих китайских книгах VII-VIII вв. упоминается это растение. В медицинском трактате Ли Шичженя, изданной в XVI в., есть текстовое описание и изображение гинкго. В Китае это дерево символизирует стойкость и долголетие. [изображение][изображение][изображение] https://www.bilibili.com/video/BV1o...d_more_video.11
На протяжении веков считалось, что он вымер в дикой природе, но теперь известно, что он растет по крайней мере на двух небольших участках в провинции Чжэцзян на востоке Китая, в заповеднике Тяньмушань. Однако среди деревьев гинкго из этих районов существует высокая генетическая однородность, что противоречит естественному происхождению этих популяций и предполагает, что деревья гинкго в этих районах, возможно, были посажены и сохранены китайскими монахами в течение примерно 1000 лет. Существование местных популяций гинкго до сих пор не доказано однозначно, но есть генетические доказательства того, что эти юго-западные популяции могут быть дикими, а также доказательства того, что самые большие и старые деревья гинкго билоба могут быть старше окружающих населенных пунктов. [изображение][изображение][изображение]
Гинкго издавна культивируется в Китае. Распространен в южной трети страны. Считается, что некоторым деревьям, посаженным при храмах, более 1500 лет.
Монахи часто сажали гинкго рядом с храмами. Они считали, что растение с двухлопастными веерообразными листьями символизирует две категории китайской философии - инь и ян и является символом мудрости и сосредоточенности, устойчивости и долголетия. В Китае, Японии, Корее гинкго называют "деревом молодости". [изображение][изображение][изображение]
В стенах буддийского храма Гу Гуаньинь (Gu Guanyin) в знаменитых китайских горах Чжуннань в провинции Шэнси растёт одно из древнейших деревьев, гинкго (ginkgo). Возраст исполина, предположительно более 1400 лет. Каждую осень, в середине ноября, зелёные листья приобретают золотистый цвет, и когда дерево сбрасывает свои листья, земля вокруг него превращается в «золотой ковёр». Этот потрясающий вид привлекает тысячи туристов. Желающих полюбоваться золотистым лиственным нарядом, созданным самой природой, настолько много, что пришлось ограничить количество посетителей. Допускается до 3 тысяч туристов каждый день. [изображение][изображение][изображение]
Согласно легенде, реликтовое дерево было посажено вторым императором династии Тан Ли Шимином, (известным в истории как Тай-цзун), между 629 и 649 годами нашей эры, в династии Тан. [изображение][изображение][изображение] https://www.bilibili.com/video/BV1F...d_more_video.12
Для китайцев гинкго – источник пищи и важный ингредиент традиционной медицины, символ богатства и процветания.
Редкий гость не захватит с собой веерообразный листочек в качестве сувенира. [изображение][изображение][изображение]
Дерево гинкго используется в озеленении садов, парков и городских улиц, его древесина отличается хорошим качеством и стоит очень дорого. Она глянцевитая, удобно обрабатываемая, не сгибается, не трескается, не подвергается коррозии, обладает особым лекарственным ароматом. Она широко используется при строительстве, резьбе и создании музыкальных инструментов, изготовлении мебели и изготовлении разнообразных изделий.
Ну, и, конечно же, плоды гинкго используются в китайской кухне! [изображение][изображение][изображение]
Орехоподобные гаметофиты внутри семян особенно ценятся в Азии и являются традиционным блюдом китайской кухни. Орехи гинкго используются в отваре и часто подаются в особых случаях, таких как свадьбы и китайский Новый год (как часть вегетарианского блюда под названием "Наслаждение Будды"). [изображение][изображение][изображение]
В южных провинциях в традиционную кашу лабацзе (臘八粥 LàbāzhōU) также добавляют орешки гинкго. Это блюдо подаётся в незабываемый день - праздник Лаба 腊八节 (làbājié — один из главнейших буддийских праздников — который празднуется 8-го числа 12-го месяца по лунному календарю. Буквально его название означает «восьмой день месяца ла». [изображение][изображение][изображение]
Этот праздник наиболее известен благодаря каше Лаба, которую называют также «кашей семи сокровищ, пяти вкусов, «кашей Будды» и «кашей всех людей». Первые упоминания о ней известны с династии Сун, У Цзыму, писатель поздней династии Южная Сун, писал в «Воспоминаниях о Ханчжоу»: «Восьмого числа этого месяца в храмах отмечается Лаба: в таких храмах, как Большая пагода, готовится каша пяти вкусов, называемая «кашей лаба», история же самой каши лаба в Китае насчитывает более тысячи лет. Эта каша пользовалась популярностью как среди чиновников императорского дворца, так и в храмах, и в домах простого народа. В эпоху Цин обычай поедания каши лаба получил ещё более широкое распространение.
На севере страны популярна песенка: «Дитя, дитя, не будь ненасытным, после Лабы настанет Новый год», ведь этот праздник считается своеобразной прелюдией Нового года, после которого приготовления к Празднику весны идут полным ходом. Китайская поговорка гласит: «Справили Лаба — вот и Новый год». [изображение][изображение][изображение]
На юге этот праздник не столь популярен — Лаба считается праздником, характерным для северного Китая.
В доциньскую эпоху существовал день Ла 腊 (là (букв.: «вялить, коптить»), когда совершались подношения духам и предкам — лацзи 腊祭 (làjì, считается, что именно он дал начало празднику Лаба. [изображение][изображение][изображение]
В доциньскую эпоху в некоторых районах Китая существовал обычай подношения духам и предкам в двенадцатом месяце (включая двух богов-хранителей входа, бога хозяйства, бога дома, бога-хранителя очага и бога колодца), когда люди возносили моления о богатом урожае и удаче». Существует поговорка: «Кто совершает зимнее подношение, тот и получает; новое приходит вместо старого, и потому тот. кто жертвует, будет вознаграждён». Этот день назывался также лецзи 猎祭 (lièjì — «подношение охотой» по причине сходства произношения. Этот день не был закреплён вплоть до династии Хань (III в. н.э.), когда было определено, что лажи 腊日 (làrì — «день ла» — третий день после Зимнего солнцестояния, и в это время совершают подношения предкам и пяти домашним богам (ворот, двери, окна, очага и порога), однако тогда ещё не существовало обычая поедания каши лаба. [изображение][изображение][изображение]
Согласно буддийским канонам, перед тем, как достичь просветления, Шакьямуни много лет практиковал аскезу, так что от его тела остались кожа да кости. Поняв, что аскеза не позволяет сбросить путы мирской суеты, он отказался от самоистязания. По счастью, ему встретилась пастушка, которая поднесла ему молочную кашу. Поев, он восстановил силы, после чего сел под дерево Бодхи и медитировал, пока на восьмой день двенадцатого месяца не постиг истины учения и стал Буддой. В память об этом буддисты проводят пуджу, во время которой варят кашу из риса и фруктов и поклоняются Будде. С тех пор, как буддизм распространился в Китае, в каждом храме стали готовить эту ароматную кашу и подавать послушникам и благочестивым последователям, которые относили её также своим семьям. В память о добром поступке пастушки эту кашу в дальнейшем стали подавать всем желающим. Считается, что тот, кто отведает этой каши, обретёт благословение Будды, а потому она также называется «кашей счастья и долголетия», «каша добрых деяний» и «кашей Будды». [изображение][изображение][изображение]
Изначально кашу лаба варили из мелкой красной фасоли, но затем по мере развития стали добавлять разнообразные ингредиенты, характерные для каждой отдельно взятой местности. В разных частях Китая кашу лаба готовят из разных продуктов, но главным образом используют: шлифованный, клейкий и фиолетовый рис, пшено и чумизу, гаолян, коикс и прочие зерновые культуры, а также сою, фасоль адзуки, фасоль, маш, коровий горох (вигна) и прочие бобовые, китайский финик (ююбу), арахис, семена лотоса, ягоды годжи, каштан, грецкие орехи, миндаль, лонган (глаз дракона), изюм, семена гинкго и другие сухофрукты, а под конец кладут сахар, душистый османтус и другие пряности. [изображение][изображение][изображение]
В зависимости от региона и предпочтений кулинара состав может быть самый разнообразный, но обычно это просто набор из остатков зерна последнего урожая, например: просо (小米xiǎomǐ, пшено (黄米huángmǐ, обычный шлифованный белый рис (大米 dàmǐ, цзяннаньский клейкий рис (江米 jiāngmǐ, фасоль (红豆 hóngdòu), китайский красный финик-ююба (红枣 hóngzǎo), семена лотоса (莲子 liánzǐ, грецкий орех (核桃 hétao), ядро каштанового ореха (栗子 lìzi), миндаль (杏仁 xìngrén), ядро кедрового ореха (松仁 sōngrén), южный фрукт лонган (дословно - глаз дракона 龙眼 lóngyǎn или 桂圆 guìyuán), фундук (榛子 zhēnzi), арахис (花生 huāshēng), виноград (葡萄 pútao), высушенные зрелые семена гинко (白果 báiguǒ, водяной орех-чилим (菱角 língjiǎo), плоды шиповника (玫瑰 méigui) и куча всего того, что смогла найти у себя в закромах китайская семья. [изображение][изображение][изображение]
Красный цвет каши лаба символизирует изобилие и достаток в грядущем году. Он отваживает злых духов и избавляет от вредных поветрий старого года, а богатство и разнообразие ингредиентов обещает богатый урожай в будущем году. Считается, что в его состав входит 8 ингредиентов. 8 - счастливое число в Китае.
В провинции Шанси считается, что кашу лаба непременно нужно дать друзьям и родственникам до полудня. Также есть поверье, что, если кашу удаётся сохранить на несколько дней — то это хороший знак, поскольку означает пожелание «пусть каждый будущий год будет изобильным», и, если человек раздаёт кашу бедным, то он тем самым копит себе добродетели. В некоторых местах, где риса нет или его мало, вместо каши лаба варят лапшу лаба: делают фарш из различных овощей и фруктов, тянут лапшу и поутру едят её все вместе.
В провинции Ганьсу кашу лаба традиционно варят из зерновых и овощей, а потом её едят не только всей семьёй, но также разносят по соседям и угощают скот. В районе Увэй провинции Ганьсу едят так называемую «скромную (простую) лабу», состоящую из риса и чечевицы, и едят её с обжаренной в масле лапшой и махуа 麻花 (máhuā — хворостом в виде цветочков.
В Пекине чрезвычайно серьёзно относятся к приготовлению каши лаба. Белый рис смешивается с большим количеством ингредиентов: фасолью адзуки, китайский финик (ююбу), арахис, семена лотоса, ягоды годжи, каштан, грецкие орех, кедровый орех, миндаль, лонган, изюм, семена гинкго, виноград, цукаты, бутоны розы — не менее двадцати видов сухофруктов. Вечером седьмого числа двенадцатого лунного месяца люди начинают промывать рис, замачивать сухофрукты, очищать их от шкурки и удалять косточки. В полночь они ставят вариться кашу на медленном огне, и лишь к утру она готова. [изображение][изображение][изображение]
Жители северного Китая к этому дню чистят чеснок и готовят рисовый уксус, чтобы замачивать чеснок в уксусе 腊八蒜 (làbā suàn), который на свету приобретает красивый изумрудный оттенок. Приготовить его очень просто: крупные дольки чеснока заливаются уксусом, запечатываются в непрозрачном сосуде или помещаются в тёмное прохладное место, где они доходят до Нового года (в тёплом месте приготовится быстрее). При этом чеснок приобретает изумрудный, или нефритовый оттенок, символизирующий бессмертие. На Новый год он подаётся с цзяоцзы — белоснежные пельмени обмакиваются в уксус лаба.
История каши традиционно восходит к Чжу Юаньчжану (朱元璋 Zhū Yuánzhāng), предводителю Красных повязок, свергнувших монгольскую династию. В итоге этого восстания он стал первым императором династии Мин (大明帝国 Dà Míng Dìguó, и правил в 1368–1398 годах под девизом Хунъу (洪武 hóngwǔ. [изображение][изображение][изображение]
Однако он не всегда был предводителем и военачальником, вырос он в бедной крестьянской семье, где был самым младшим из четырех сыновей. Чтобы прокормить семью, всем приходилось работать с утра до вечера, и будущий император тоже в этом участвовал - пас скот помещика. Но однажды по дороге домой одна из коров сломала ногу, и разгневанный помещик в наказание запер маленького Чжу в кладовку и ничем его не кормил в течение нескольких дней. Однако проголодавшись, Чжу заметил мешки в рисом, бобами и финиками-ююбу, из которых сообразительный мальчик сварил себе кашку. Прошли года, и однажды, уже став императором, Чжу Юаньчжан вспомнил этот случай, приказал поварам приготовить сладкую кашу из разных круп с добавлением орехов, и накормил этой кашей всех присутствовавших в тот день у него во дворце. А день тот, как вы уже догадались, выпал на восьмой день двенадцатого лунного месяца. Поэтому каша и получила своё название лабачжоу. https://www.bilibili.com/video/BV1h...-card.all.click
Уф, что-то мы отвлеклись! Орешки гинкго едят не только в качестве приправ, но и как самоценное блюдо. Правда, вкус семечка гинкго немного странный. Сладковато-горьковатый, прогорклый, с тяжелым послевкусием и своеобразным ароматом. Есть его горстями, как какой-то съедобный орех, не получится. Но китайцы придумали добавлять его к пище. И оказалось, что будучи добавленным к супам или тушеным блюдам, орех гинкго способен разнообразить их вкус, как особая пряность.
Небольшое предостережение: налегать на орешки гинкго не стоит - если переесть, вполне возможно ими отравиться. [изображение][изображение][изображение] https://www.bilibili.com/video/BV16...d_more_video.15
Гинкго используется в традиционной китайской медицине, по крайней мере, с 11 века н.э. Семена, листья и орехи гинкго традиционно использовались для лечения различных заболеваний, таких, как слабоумие, астма, бронхит, заболевания почек и мочевого пузыря. Однако нет убедительных доказательств того, что гинкго полезно при любом из этих состояний.
Вот такое оно, одно из самых древних деревьев, столь любимое в Поднебесной! [изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение][изображение]