GrayMage
23:11 13-11-2022 13.11.2022
***
Директор одной из средних школ рассказала мне, как они с уборщицей придумали идею для решения проблемы помады на зеркалах. Девочки любили оставлять следы от поцелуев на зеркалах. Она пригласила группу школьниц посмотреть, насколько трудно уборщице смывать помаду с зеркал. Директор представила им уборщицу, вошедшую с резиновой шваброй, которую она отнесла в туалетную кабину, опустила в унитаз и затем использовала для очистки зеркал от помады. После этой демонстрации на зеркалах больше не было помады.
***
Талантливый полководец командует армией, а не отдельными солдатами (Сунь-цзы)
***
Не спешите с критикой. Посмотрите на следующий рисунок (13112022-01). Отвечая на вопрос о местоположении точки, большинство людей сразу скажут, что она находится ниже центра треугольника. Но это не так. Если вы произведете необходимые измерения, то обнаружите, что точка расположена в самой середине фигуры.
Так же мы оцениваем и новые идеи. Мы выносим суждение инстинктивно и немедленно, и часто — неправильно. А ведь в других вопросах не делаем поспешных выводов. Например, покупая новую рубашку или свитер, мы обычно не берем первую попавшуюся вещь, а внимательно изучаем весь ассортимент, и это вполне естественно. Так и с идеями — стоит не торопясь обдумать
все предложения, прежде чем «покупаться» на новую идею.
***
В одной строительной компании для разработки проектов новых гаражей был проведен мозговой штурм. При этом имели место графические наброски. Дизайнерам удалось разработать несколько весьма оригинальных проектов, и было решено остановиться на проектировании домашнего двухэтажного гаража в 3,5 м шириной и 7 м высотой. Один из проектов предполагал подъем автомобилей с помощью специального лифта. Этот проект оказался идеальным для тех, кто хотел освободить лужайку перед домом или был владельцем классических, раритетных авто с высоким верхом. Впоследствии строительная компания создала и программу обслуживания с взиманием ежегодной платы за эксплуатацию подъемников в таких гаражах.
***
Ряд дуг на следующем рисунке (13112022-02) составляет колонку. Все дуги одного размера, поэтому колонка должна быть совершенно прямой, и все же кажется, будто вершина колонки шире ее основания. Одинаковые дуги, нарисованные одна под другой, создали иллюзию восприятия. Мы видим нечто отличное от того, что фактически изображено. Подобным же образом, когда вы составляете список идей, не имеет значения, кажутся они кому-то похожими или идентичными.
***
Идея заключалась в том, чтобы в виде подарка предложить что-то не совсем обычное, скажем арбуз. Другого человека это натолкнуло на мысль, что арбузы можно вырастить в форме прямоугольника или пирамиды. Еще один предложил способ добавлять персональные сообщения, которые с помощью клейкой ленты как бы врастают в арбузную корку. Окончательно идея стала выглядеть так: арбузы различной формы в зависимости от желания заказчика с надписями, проступающими сквозь арбузную корку.
***
Красивые женщины и бесплатный алкоголь напомнили им о молодых людях, использующих пикап-фразы в барах. Это родило идею, что пивоварне стоит потратить рекламные
деньги на разработанные агентством этикетки: новый дизайн был нацелен на развязных любителей выпить в баре. Предполагалось, что люди будут использовать фразы на этикетках в качестве способа завязать разговор. Например, такая надпись: «Я из этой музыкальной группы». «Конечно, они настоящие» — гласит другая. Кто может устоять перед «Я притягиваю горяченьких штучек»? Этот радикальный подход увеличил продажи на 40 процентов — и даже без телевизионной рекламы.
***
У себя на работе вы можете повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями творческих идей, приходящих им в голову в течение рабочего дня. Повесьте эту доску на видном месте. В центре ее должна быть написана — большими яркими (разноцветными) буквами — требующая разрешения проблема. Любой, у кого возникнет интересная мысль, способная помочь в решении этой проблемы, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей. Рассмотрим преимущества данной техники.
1. Проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно вертеться в умах всех заинтересованных в ее решении лиц.
2. Этот способ рождает множество ассоциаций. Знакомясь с идеями, записанными на приколотых к доске листках, сотрудник, скорее всего, придумает что-то свое.
3. Время размышления над проблемой не ограничено одним-двумя часами занятия в группе мозгового штурма.
4. Если листков с идеями немного или их нет вовсе, это говорит о том, что следует найти способы побудить своих сотрудников относиться к работе более творчески.
***
В следующий раз на доске появился такой вопрос: «Как сделать нашу рекламу более действенной?» Премию получил тот, кто предложил раздавать на улице небольшие пачки косметических салфеток с напечатанным на обертке приветствием от компании. Салфетки — это и полезная вещь, которую человек будет носить с собой, и хорошая реклама. Именно этот рекламный проект был признан лучшим за все время существования компании.
***
Возьмите стопку карточек и запишите на них свои идеи. Кратко сформулируйте одну идею, отложите в сторону и запишите следующую идею на следующей карточке. Делайте так до тех пор, пока не закончатся карточки. Фиксируйте идеи в том виде, в котором они к вам приходят — хорошие, плохие, странные, экзотические, — собирайте их все вместе, не думая о логике или ценности. Две самые важные вещи в этой технике — это: 1) придумать как можно больше идей и 2) не оценивать ни одну идею, пока не будет полного списка всех мыслей, пришедших в голову.
***
Во время репетиции La Mer Дебюсси дирижер Артуро Тосканини понял, что не может объяснить тот эффект, которого хотелось бы достичь в одном из пассажей. Подумав немного, он достал из кармана шелковый платок и подбросил высоко в воздух. Оркестр загипнотизированно смотрел, как медленно и грациозно опускается на землю шелковый квадратик. Когда платок наконец оказался на полу, Тосканини довольно улыбнулся: «Вот, — сказал он, — так и играйте».
***
В следующий раз, когда вы увидите, как гуси летят в форме буквы V, вспомните, как научные открытия объясняют именно эту форму (которая, к слову, считается образцом командной работы). Когда каждая из птиц взмахивает крыльями, это облегчает работу летящей следом за ней. Когда они летят таким клином, стая в целом пролетает на 71 процент эффективнее, чем если бы птицы летели по отдельности.
Гуси долетают до своей точки назначения быстрее и легче, потому что путешествуют, опираясь друг на друга. Когда гусь выбивается из стаи, он сразу чувствует, что в одиночестве лететь сложнее, и быстро возвращается в коллектив, чтобы использовать энергию впереди летящей птицы. Если бы мы поступали как гуси, то оставались бы в одной группе с людьми, двигающимися в том же направлении.
Если лидирующий гусь устает, он уступает свое место. Меняться местами во время выполнения сложной работы — очень разумная идея: это одинаково касается и стай гусей, и людей. Гуси кричат сзади на летящих впереди, чтобы их подбодрить и попросить поддерживать скорость. Нам следует точно так же поддерживать своих лидеров.
Наконец, если гусь заболевает или, раненный выстрелом, выпадает из стаи, то остальные спешат за ним, чтобы помочь и поддержать. Они остаются с раненым товарищем до тех пор, пока тот не сможет снова летать или не умрет. И лишь после этого продолжают свой путь, иногда присоединяясь к другим стаям.
Мы должны помогать своим соратникам работать в команде.
***
Генерал, который прислушивается к мудрому совету и действует согласно ему, победит. (Сунь-цзы)