В истории бывают такие моменты, когда всё проходит буквально по грани, и от решения конкретных лиц зависит исход не только отдельного сражения или кампании, но и всей войны.
Один из таких моментов - что, если бы немцы не устроили бессмысленный последний рывок на Москву, а закрепились на позициях, выровняли линию фронта и встретили советское контрнаступление на подготовленных позициях? Ровно то, что им и так пришлось делать, но в авральном порядке, убегая из гигантского формирующегося "котла", бросая колоссальное количество техники. Это был бы самый страшный сценарий из всех возможных, но Гитлер предпочёл журавля в небе, и генералы в целом были с ним солидарны.
Вторая подобная развилка относится к Сталинграду.
Паулюс мог не переправляться за Дон и влезать в уличные бои. Тем более, что захват Сталинграда исходным планом не предусматривался, его предполагалось ликвидировать как промышленный центр ударами авиации. И ведь уже в августе месяце VIII авиакорпус практически перекрыл движение по Волге, и вынос сталинградских заводов вполне был бы лишь вопросом времени. А дальше Гот не поворачивает назад на помощь 6 армии, согласно плану 4 ТА помогает Клейсту в захвате нефтепромыслов Кавказа, и всё, финита ля комедия. И фланги, прикрытые румынами-итальянцами-венграми опираются на Дон, подпорками у них выступают два десятка немецких пехотных дивизий, а в тылу их страхует сильнейший танковый корпус. Но Паулюс решил иначе, и Гитлер ему доверился. А ведь было всё совсем на грани, в августе 42 прошли буквально по лезвию ножа.