Иногда встречаешься с настоящей дикостью, когда люди на полном серьёзе заявляют, что город можно было спокойно снабжать по Ладоге, а голод это следствие неумелых действий властей. Или про набившие оскомину Бадаевские склады. На самом же деле, проблема блокады очень сложна и многогранна, а драма голода развивалась в несколько этапов, на каждый из которых практически невозжно было повлиять.
Про склады. На Бадаевских складах находилось продовольствия в самом оптимистичном случае на неделю максимум. Ни один крупный город невозможно кормить со складов, их функция - дать запас прочности системе на случай эксцессов при доставке продовольствия. Полуторамиллионный Ленинград, расположенный в малопригодной для сельского хозяйства местности, питался буквально "с колёс", поэтому обрыв снабжения моментально привёл к кризису.
Почему власти не подготовили дополнительнве склады, хранилища, не запасли продовольствия перед блокадой? Потому что в этом не было необходимости. Немцев остановили на Лужском рубеже, где и держали их больше месяца. В немецком генштабе не было Штирлица, который бы сообщил советскому командованию, что немцы отступят от плана "Барбаросса" и развернут свои силы на флангах. На юге это обернулось киевским котлом, потерей Донбасса, и даже на короткое время Ростова. На севере же приехавшая с московского направления танковая группа позволила взломать Лужский рубеж, и в кратчайшее время выйти к станции Мга, отрезав Ленинград от снабжения ао железной дороге.
Почему не наладили снабжение по Ладоге?
Наладили. Первым же делом начали перебрасывать грузы водным путём. Но вот беда: южная Ладога практически несудоходна. Внезапные сильные шторма ломали корабли в щепки. Именно поэтому вдоль южного берега озера был прорыт канал, входивший в Волго-Балтийскую систему. Но тут случилась новая беда: от Мги немцы продвинулись дальше, и захватили Шлиссельбург, тем самым перекрыв возможность доставки грузов через канал. Что хуже того, большое количество барж и буксиров успело пройти в Ленинград и застряло там до снятия блокады. Таким образом, количество плавсредств для снабжения города резко уменьшилось.
Оставалась одна заброшенная пристань с заиленным рейдом. Пришлось в срочном порядке приводить её в порядок, углублять дно, поскольку гружёные баржи не могли подойти к пристани. Грузы приходилось перегружать на лодки, и уже с лодок вывозить на берег. С подъездными путями и оборудованием, само собой, была беда. Своё слово сказала и Ладога: вынужденные следовать по бушующему озеру несли большие потери. В том числе и баржи, вывозившие из Ленинграда мирное население. По итогу, за сентябрь-октябрь водный путь позволил доставить продовольствия всего на 9 дней.
Далее началась операция "Тайфун", в ходе которой с захватом Твери было прервано прямое ж/д сообщение с центром страны, и грузы к Ладоге пришлось везти окольными путями. Дальше - хуже - немцы захватывают подмосковные месторождения бурого угля. Правительству не остаётся ничего иного, кроме как перевести паровозы на дровяное отопление, что сразу понизило эффективность работы ж/д транспорта на 30%. И это не считая того, что дивизии, которые должны были прорвать блокаду уже осенью 1941, вынуждены были поехать спасать Москву.
В ноябре водный путь естественным образом прекратил работу ввиду того, что замёрз сначала Волхов, а потом и Ладога. Из-за ледостава пришлось отказаться от использования барж, а затем город просто перестал получать какие-либо грузы. Очень повезло, что зима 1941-42 годов была одной из самых холодных за столетие, и озеро быстро и надёжно замёрзло, так что удалось пустить автомобильную "дорогу жизни", но почти весь ноябрь город жил исключительно на запасах.
Но здесь опять свой ход сделали немцы. В ходе нового наступления они продвигаются далеко за Волхов, и 10 ноября берут Тихвин, прервав железнодорожное сообщение с Ладогой. Теперь, чтобы доставить грузы к "дороге жизни", грузовикам приходилось делать крюк около 300 километров по бездорожью. Помимо того, что это значительно увеличивало пути подвоза, значительную часть груза составляло топливо для самих грузовиков, чтобы иметь возможность вернуться обратно. 200 автомашин просто пропали без вести. Тихвин удалось освободить лишь 10 декабря, а вся ветка Тихвин-Волхов была освобождена лишь 24 декабря, к тому же, часть мостов на ней была разрушена. Поэтому только в январе стало возможным наладить регулярное снабжение по ледовой трассе, перебросив туда освободившиеся после восстановления железной дороги автомашины.
Но и здесь была огромная проблема: автотранспорт неспособен заместить объёмы, перевозимые по железной дороге либо водным транспортом. Особенно когда основной грузовик это "полуторка". Опять же, с собой в Ленинград надо было брать топливо на обратный путь, и топливо для самого города. Поэтому железнодорожные пути максимально приближались к ледовой трассе, а в 42 году по дну Ладоги был проложен топливопровод.
Как-то так.