Almirante Zaarin
18:37 14-03-2023 Про арту, танки и тягачи
У любителей посчитать танчики и доказать, что СССР в 41 году должен был дойти до Берлина (а дальше следует поиск виноватых в том, что не дошли - народ за коммуняк воевать не хотел, генералы предали, и так далее) есть острая аллергия на быстроходные тягачи артиллерии. Потому что у немцев они были, а у СССР нет. И чем тягать арту в быстрые прорывы, совершенно непонятно, только сельхозтракторами со скоростью пехотинца. Поэтому, когда в ответ на свои подсчёты тотального превосходства СССР в танках они слышат контраргумент "а вот у немцев тягачи" (и много другой техники, которой не было в СССР), то мгновенно находится выход: подцепить пушки к танкам, и вперёд, на Берлин!

Правда, как у любого подобного гениального решения, всегда забывают про овраги. Допустим, решили мы действительно вместо этих ваших тягачей использовать танки.

Проблема номер раз: ни БТ, ни Т-26 не могли тягать 76-мм пушки, не говоря уже о дивизионных 122-мм или 152-мм гаубицах, только сорокопятки и полковые "бобики". А с "бобиками" много не навоюешь. Ну ладно, допустим, есть ещё Т-34 и КВ, хоть и мало. Цепляем к ним - и на Берлин!

Тут возникает проблема номер два: ну окей, пушку прицепили, а куда расчёт девать? У МЛ-20 он, например, аж 9 человек, в танк не влезет. И на броне до Берлина тоже не доедет. Расчёт сажать в грузовик, который будет ехать за танком? А если он застрянет? Проходимость грузовиков у нас была та ещё, пока по Ленд-лизу "Студебеккеров" не подогнали. А боеприпасы на чём тащить? Для огневой поддержки наступления требуется хотя бы 3 боекомплекта, а он у МЛ-20 60 снарядов по 43,5кг каждый, итого 2,6 тонны на орудие! Но ладно, допустим, как-то уместили, и поехали на Берлин.

Проблема номер три: вот приехала запряжённая танками арта, развернулась на позиции - а танку что собственно дальше делать? Остаться при арте, чтобы потом ещё подцепить и поехать дальше, либо сменить позицию? Тогда общий ударный кулак резко ослабнет. По предвоенному штату в мехкорпусе было по 40 122-мм, 36 152-мм и 24 76-мм орудий, не считая сорокопяток и зениток. То есть, таскать их должна была бы ни много ни мало, а целая танковая бригада! Или наоборот, сгрузить пушки и поехать в бой? Но танки, такое дело, ломаются, и иногда подбиваются. И что тогда, останутся орудия стоять в гордом одиночестве, пока "их" танк не починят? А если он ушёл в безвозврат? И так после каждого боя, которых на пути к Берлину будут отнюдь не один и не два.

И тут возникает простой как апельсин вопрос: так может быть, не стоило производить 25 тысяч танков, а если вы всё равно так хотите тягать арту танками, то взять, например, БТ-7М, снять с него башню, броню заменить на противопульную, экипаж сократить до 2 человек, и превратить его в тягач?
Комментарии:
Рика
22:00 15-03-2023
Не в тему, но в тему - что было горючим для кораблей, которые разнесли в пирл харборе? Чет не могу нагуглить, а ты наверняка помнишь и так )
Almirante Zaarin
00:36 16-03-2023
Рика

Сырая нефть
Рика
00:42 16-03-2023
Занятно. Спасибо.
Almirante Zaarin
13:41 16-03-2023
Рика

Это линкоры постройки ещё Первой мировой, с паровыми машинами. Изначально предполагался уголь, потом перешли на уголь со впрыском нефти, а затем перевели котлы на полностью нефтяное отопление.

Уже на "Delaware" отопление котлов было сме­шанным — частью угольным, частью нефтяным. К 1910 г. Соединенные Штаты были крупнейшим про­изводителем нефтепродуктов и обладателем значи­тельной части разведанных мировых запасов. В стра­не существовала развитая система коммуникаций, благодаря чему нефть была легко доступна в базах как Восточного, так и Западного побережья — и даже более доступна, чем уголь.

Опыт "Delaware" показал предпочтительность использования чисто нефтяной системы отопления кот­лов по сравнению с угольной и даже со смешанной. Больший тепловой эффект от сжигания нефти позво­лял повысить производство пара на единицу веса топ­лива, а значит, и радиус действия корабля — важней­шую характеристику для тихоокеанского театра. Резко упрощалась и ускорялась дозаправка топливом в море — уже на "Delaware" была испытана опытная система морской дозаправки. Известно, что погрузка угля про­изводит большое количество угольной пыли, которая среди прочих мест оседает на линзы дальномеров, при­целов, визиров и прочих жизненно важных элементах артиллерии и системы управления огнем, и для приве­дения всего этого в надлежащий порядок требуется время, подчас весьма значительное. С переходом на нефть такого рода неудобства устранялись.