У любителей посчитать танчики и доказать, что СССР в 41 году должен был дойти до Берлина (а дальше следует поиск виноватых в том, что не дошли - народ за коммуняк воевать не хотел, генералы предали, и так далее) есть острая аллергия на быстроходные тягачи артиллерии. Потому что у немцев они были, а у СССР нет. И чем тягать арту в быстрые прорывы, совершенно непонятно, только сельхозтракторами со скоростью пехотинца. Поэтому, когда в ответ на свои подсчёты тотального превосходства СССР в танках они слышат контраргумент "а вот у немцев тягачи" (и много другой техники, которой не было в СССР), то мгновенно находится выход: подцепить пушки к танкам, и вперёд, на Берлин!
Правда, как у любого подобного гениального решения, всегда забывают про овраги. Допустим, решили мы действительно вместо этих ваших тягачей использовать танки.
Проблема номер раз: ни БТ, ни Т-26 не могли тягать 76-мм пушки, не говоря уже о дивизионных 122-мм или 152-мм гаубицах, только сорокопятки и полковые "бобики". А с "бобиками" много не навоюешь. Ну ладно, допустим, есть ещё Т-34 и КВ, хоть и мало. Цепляем к ним - и на Берлин!
Тут возникает проблема номер два: ну окей, пушку прицепили, а куда расчёт девать? У МЛ-20 он, например, аж 9 человек, в танк не влезет. И на броне до Берлина тоже не доедет. Расчёт сажать в грузовик, который будет ехать за танком? А если он застрянет? Проходимость грузовиков у нас была та ещё, пока по Ленд-лизу "Студебеккеров" не подогнали. А боеприпасы на чём тащить? Для огневой поддержки наступления требуется хотя бы 3 боекомплекта, а он у МЛ-20 60 снарядов по 43,5кг каждый, итого 2,6 тонны на орудие! Но ладно, допустим, как-то уместили, и поехали на Берлин.
Проблема номер три: вот приехала запряжённая танками арта, развернулась на позиции - а танку что собственно дальше делать? Остаться при арте, чтобы потом ещё подцепить и поехать дальше, либо сменить позицию? Тогда общий ударный кулак резко ослабнет. По предвоенному штату в мехкорпусе было по 40 122-мм, 36 152-мм и 24 76-мм орудий, не считая сорокопяток и зениток. То есть, таскать их должна была бы ни много ни мало, а целая танковая бригада! Или наоборот, сгрузить пушки и поехать в бой? Но танки, такое дело, ломаются, и иногда подбиваются. И что тогда, останутся орудия стоять в гордом одиночестве, пока "их" танк не починят? А если он ушёл в безвозврат? И так после каждого боя, которых на пути к Берлину будут отнюдь не один и не два.
И тут возникает простой как апельсин вопрос: так может быть, не стоило производить 25 тысяч танков, а если вы всё равно так хотите тягать арту танками, то взять, например, БТ-7М, снять с него башню, броню заменить на противопульную, экипаж сократить до 2 человек, и превратить его в тягач?