Заглядываем в Синий Дом — музей мексиканской художницы Магдалены Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон. Cнаружи я не фотнул, как-то оплошал, но это в принципе обычная стена старого латиноамериканского колониального дома с двориком. Выкрашенная в синий цвет, и то единственная внешняя дома особенность. Изнутри на стене дворика есть надпись: «
». Как часто бывает в истории именитых людей искусства, это выдумка, часть созданной легенды о, впрочем, несомненно яркой и интересной жизни.
можете поглядеть, как Синий Дом снаружи выглядит. Он гуглом хорошо так обфотан, вы вполне можете по нему натурально в режиме "просмотра улиц"
, потому я особо много фоток вам казать не буду, больше текста накатаю.
Фрида Кало родилась в 1907 году в семье немецкого эмигранта и мексиканки индейско-испанских кровей. В начале двадцатого века, небедный район Койоакан, где за три года до её появления на свет родители строят Синий Дом, был практически деревней, пригородом. Детство девочки не было особо счастливым: родители были людьми очень разными, фотограф отец и истово религиозная католичка мать не шибко любили друг друга; они часто болели и царившую в семье атмосферу Фрида характеризовала как "печальную". В возрасте шести лет она сама перенесла полиомиелит, из-за чего её правая нога на всю жизнь осталась короче и менее развитой чем левая. С другой стороны, это сблизило её с отцом, который стал проводить с ней больше времени, настоял на занятии физическими дисциплинами (даже в какой-то момент — боксом) и самостоятельно обучавшим искусству, истории и литературе. Из-за перенесённой болезни, Фрида пошла в школу позже других девочек. Издёвки одноклассников помогли ей закалить (ну или иначе посмотреть — испортить) характер, а физические упражнения помогали навешать обидчикам оплеух. Фрида сменила несколько школ, будучи отчисляема за несносное поведение, некоторое время училась на дому и один раз перевелась сама из-за сексуального насилия со стороны учительницы. В конце-концов она сфокусировала своё внимание на естественных науках, намереваясь стать после школы врачом. Поступив в итоге в государственную подготовительную (перед ВУЗом) школу-лицей "Препаторию", в которую только-только начали принимать девочек, она нашла себе друзей по интересам, большинство имён которых впоследствии громко зазвучало в мексиканской культуре и политике. Бунтари, философы, молодая интеллектуальная поросль. Стесняясь своей школьной "великовозрастности", Фрида начала творить свою легенду, скостив себе три года и назвавшись "дочерью революции". Мексиканская революция, перешедшая в гражданскую войну и длившаяся десять лет, началась в 1910 году и унесла от полумиллиона до двух миллионов жизней граждан. Фрида вовсю прониклась идеями социальной справедливости и коммунизма. Там же она впервые увидала своего будущего мужа, Диего Риверу, занимавшегося в школе росписью.
[изображение]
Отец Фриды, Гильермо (урождённый Карл Вильгельм) Кало.
Как по мне, а он слишком похож на молодого
Уильяма Мэйси?
Переехав в Мексику, Гильермо работал бухгалтером, пока не женился и не занялся фотографией.
Творческий процесс шёл неплохо, только затем случилась мексиканская революция, разогнавшая богатых клиентов.
Первыми от таких масштабных изменений страдают занятые в сфере искусства и прочих праздных роскошеств.
Если конечно не впишутся в процесс, как Маяковский. (Правда, затем новый порядок может съесть и их.)
[изображение]
Маленькая Фрида, фотография работы отца. До полиомиелита это был очень жизнерадостный ребёнок.
[изображение]
Девочке 12 лет.
[изображение]
Жизненный путь.
[изображение]
"Семейный портрет", неоконченная картина, 1949-1954.
Бабушки, дедушки, мать и отец, две старшие сестры Матильда и Адриана слева и младшая сестра Кристина справа от Фриды.
Вопросы вызывают незавершенные фигуры. То ли это дети отца от его первого брака (их отдали в монастырь на воспитание), то ли дети младшей Кристины.
Так же неясно, что это за младенчик — старший её брат, проживший всего несколько дней, или один из её собственных нерождённых детей.
В 1925 году, планы стать врачом перечеркнула авария: автобус, в котором она ехала вместе с ухажёром, столкнулся с трамваем. И если парень получил лишь несколько ушибов, девушку искалечило. Трижды переломанные позвоночник и тазовая кость, сломанная ключица, рёбра, свыше десятков переломов ноги, проколотый металлическими перилами живот. Десятки операций (в общей сложности за жизнь 32); чудо, что выжила. Но до конца своих дней осталась страдающим от болей инвалидом и потеряла возможность завести детей. Носила поддерживающие корсеты. В доме-музее очень много по теме её боли: костыли и инвалидная коляска, окровавленные простыни и одежды, фотографии, темы деторождения на плакатах и в скульптурах. Годом спустя, ещё будучи прикованной к кровати, Фрида попросила отца принести ей приборы для рисования. Специально для неё был сооружен подрамник, позволявший писать картины лёжа, а на потолке было повешено зеркало. И первые картины были автопортретами. Собственно, и впоследствии основными мотивами её работ будет она сама и боль, преследовавшая её всю последующую жизнь. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".
[изображение]
[изображение]
[изображение]
На больничной кровати через год после аварии.
[изображение]
Спустя годы, когда болезнь отягчается, она вновь будет писать картины лёжа.
[изображение]
Через год после аварии (справа) и через семь лет (слева).
[изображение]
"Всего лишь несколько укольчиков", картина 1935 года.
Оригинал находится в другом музее, тут лишь его чёрно-белая фотография.
Тут комбинация боли и травм во время аварии, а так же мук, причиняемых неверным мужем и неудачными попытками забеременеть.
Школьный кружок бунтарей, студенческие знакомства, в 1928 году Фрида Кало вступает в мексиканскую компартию. Вольнодумство и искусство объединило их с великим мексиканским художником Диего Риверой, годом позже они поженились. Фриде 22, ему 43. Их бурная совместная жизнь была яркой. Они сходились и расходились, ругались и мирились, изменяли друг дружке; вся переломанная, но порывистая и пылкая Фрида явила в себе сильнейшую тягу жить как в последний день перед Концом Света. Фрида Кало как-то обмолвилась, что в её жизни было две трагедии, две больших боли — авария и брак с Диего: это была странная, но любовь.
Фрида устраивала шумные вечеринки на грани пристойности, закатывала романы, обнаружила в себе бисексуальность, была резка на язык и любила рубить правду-матку. Вместе с Диего они увлекались национальной культурой, собирали предметы искусства как испанского периода, так и доколумбовой Америки. Фрида носила одежду в национальном стиле в своей повседневной жизни и вообще ценила народные особенности. Из всех алкогольных напитков предпочитала мескаль.
Я говорил в начале рассказа, что надпись на стене Синего дома "тут жили с 1929 по 1954 год" — неправда. Фрида и Диего очень много жили по раздельности, предпочитая не мешать творчеству и увлечениям друг дружки. Кроме того, Ривьера четыре года работал в США и Фрида была с ним. В 1930 году они на несколько лет уехали из Мексики из-за начавшихся гонений на коммунистов (иронично, но Штаты в то время были к "красным" куда более терпимы). Кроме того, в Америке возник спрос на "Мексиканский ренессанс" и Диего получил несколько крупных заказов. Но о нём я расскажу отдельно. Проживая в США, художница ещё больше проникается идеями национальной мексиканской идентичности: ей не нравится бешенный ритм жизни индустриальной страны, выжимающей из рабочих все соки. Кроме того, в этот период она во второй раз потеряла ребёнка.
В 1933 году семейство возвращается в Мексику. В 1937 году в Синем доме некоторое время живёт опальный Лев Троцкий, с которым у художницы случился роман. Это часть её легенды и что там между ними было на самом деле, точно сказать сложно. Несомненно, что молодая женщина крутила хвостом перед мужчинами, дабы позлить по латиноамерикански темпераментного мужа, который и сам не был ей до конца верен. Однако сомнительно, что тридцатилетней женщине был так уж интересен шестидесятилетний дядька, в сексуальном плане, тем более что и её законный супруг сам приближался к тому же возрасту. Скорее, тут было что-то платоническое, на восхищении умом и идеологической силой русского революционера построенное. Ведь Лев Давидович был пылким оратором и умел воодушевлять на подвиги. С другой стороны, где-то в то же самое время Троцкий пишет письмо любимой супружнице, из которого вполне можно заключить, что огонёк сластолюбия в старике ещё совсем не угас. Образов идеолога мировой революции в музее представлено немало, но они могут быть лишь частью экспозиции, иллюстрирующей легенду. А не прижизненным дома интерьером. Согласно официальной версии, Троцкий покинул дом Фриды и Диего из-за недовольства последнего разворачивающимся романом. На полученные от американской компартии деньги, опальный русский политик купил небольшой дом неподалёку, в котором и был прекращён ледорубом в 1940-ом году.
Где-то в это же время к Фриде пришло и признание. Она появляется на страницах журнала Vogue. Затем её работы отправляются в Лувр, частью экспозиции мексиканского искусства в 1939 году, и становятся сенсацией: парижский музей даже приобрёл одну из них, "автопортрет в рамке". В 1940-е её работы появляются ещё на нескольких выставках. Образ жизни, а так же обезболивающие и лекарства, признанные унять боль, приводят к ухудшению здоровья, в том числе и ментального, добавляя всё больше мрачных нот в её творчество. Лишь в 1953 году в Мексике проходит её первая персональная выставка. Женщина уже не может встать с кровати и на мероприятие её приносят прямо на больничной койке. Через некоторое время у неё начинается гангрена, приведшая к ампутации правой ноги ниже колена. В июле 1954 года Фрида Кало умирает от пневмонии. Вскрытие не проводилось, что породило последующие предположения как о самоубийстве, так и о передозировке обезболивающих опиатов. После смерти жены, Диего Ривера передал Синий дом в дар правительству Мексики.
[изображение]
"Натюрморт", 1942.
И ещё картины, из находящихся в музее.
[изображение]
Это не работа самой Фриды, это её коллекция retablos (ex-votos), созданных между 1842-1934 годами.
Retablos — маленькие картинки, посвященные Иисусу Христу, Деве Марии или разным святым в благодарность за исполненные (после молитв) желания.
[изображение]
Портрет девочки, незаконченный. 1929.
[изображение]
Портрет сеньоры Морильо Сафа и её сына Эдуардо, 1944.
[изображение]
"Ода жизни", 1954, незадолго до смерти.
[изображение]
Портрет Марции, 1935.
Музей интересный. А жизнь у Фриды недаром зовётся "легендарной", выдумки там больше, чем правды. Вы не забывайте, именитые люди - они всего лишь люди и примечательного в их бытие не шибко больше чем в наших с вами жизнях, только из-за известности у них масштаб крупнее. Вот у тебя в друзяках Вася водопроводчик, цветы дарил на восьмое марта, а к Фриде Троцкий поседевшие муди подкатывал. Ты за успешного менеджера среднего звена вышла, а она за крутого художника. Ты с подружками коньячок свинячишь в выходной, а она вон текилу каждодневно. Но в целом, всё то же самое. Придумывай про себя побольше, станешь не менее легендарной. Например, Фрида любила рассказывать, что по отцу — на осьмушку венгерская еврейка. Может, так подыгрывала Льву Давидычу, а может и хотела дистанцироваться от немецкого нацизма тех же лет. Легенда ж до сих пор жива, пример с ходу. Я за что богоизбранный народ люблю, так за то, что они радостно любых хороших и интересных людей мигом в "своих" записывают. А славяне любят друг друга чураться и бить по возможности: если у кого папа юрист, бабка согрешила с водолазом или ещё какой предок в 17 веке был дикий камышовый кот, то всё, уже не свой ни разу, а казачок засланный. Печально. На всякий случай, вот статья в Иерушалем Пост, что мол увы, "не венгерка".
[изображение]
Немного интерьеров Синего дома. Такая вот светлая и красивая кухня.
[изображение]
[изображение]
Картины мексиканских художников из коллекции Диего и Фриды.
[изображение]
Поднимаемся на второй этаж, к мастерской и спальням.
[изображение]
Мастерская. Когда здоровье позволяло, можно было работать за столом, сидя на стуле.
[изображение]
Но некоторые картины писались прямо на инвалидной коляске.
[изображение]
Маски иудушки Троцкого на стене в качестве декора.
[изображение]
[изображение]
Как нам объяснил гид, это "дневная" спальня.
Зеркало сверху, так художница начинала рисовать автопортреты, мрачная картина в изголовье.
[изображение]
В ногах — подарок китайских коммунистов, идеологи и вожди мирового пролетариата.
[изображение]
На кровати — посмертная маска художницы. Она же урна с её прахом.
Покрывающие лицо платки, иногда меняются, на другие цвета.
[изображение]
[изображение]
И "Ночная спальня". Скелетик в изголовье и бабочки над головой.
Как нам объяснил незабываемый доктор Ганнибал Лектер, бабочки — символ перерождения.
Во что-то лучшее, конечно!
[изображение]
И пара фотографий внутреннего дворика.
[изображение]
Вот тут позируют девушки, на выходе из ночной спальни.
Кучка под горшком на перилах — это не окаменевший помёт мегафауны, это фонтанчик в прудике.
[изображение]
По идее, в водоёме должны плавать ути, но увы.
А вы заметили Фриду в диснеевском мультике? :)