Очень не люблю бросать книги. Как же так – я, да и не справилась?
Но, с другой стороны, зачем дочитывать, если текст вызывает сплошное раздражение, а плюсы, интересные факты или просто приятности приходится выискивать?
Вот и сейчас, дорогая редакция… С книгой «Яды: полная история: от мышьяка до «Новичка» меня примиряет только одно: я ее не покупала, а начала читать в подписочном сервисе. То есть почти что даром.
На самом деле, насторожиться следовало еще на предисловии, где сказано, что “Эта книга – не трактат и не научное исследование. Она – крик души. Прикосновение к боли, которая в силу обстоятельств, сложившихся без моего участия, мучит меня уже много лет”. Но мало ли, кто как формулирует, может, душа автора умеет кричать интересно.
Там же автор называет дальнейший текст “очерками”. Вот именно очерками последующие главы и являются. Им бы место в периодике, где каждый из кусочков существовал бы отдельно, не собранный в книгу, потому что собраны они… странновато.
Насколько я понимаю, сборники статей, рассказов собирают не просто так, как копипаста сложилась, а подчиняясь какой-то внутренней логике. Период написания, хронология излагаемого, художественное воздействие.
Возможно, автор также собирал свои очерки, руководствуясь своим пониманием логики и чувства прекрасного, но так уж получилось, что оно у нас с ним не совпадает.
Хронология прыгает от Митридата Евпатора к болгарским спецслужбам двадцатого века, а потом в Междуречье, а потом в 21 век. И так она и носится, как раненый олень, между Александром III и Литвиненко.
Второй раз мне бы следовало насторожиться, когда в главе про атропин автор долго-долго рассказывал про средневековые представления о мандрагоре, о ее употреблении в колдовском хозяйстве, походя пнул Босха, мол, только под мандрагорой такое творить можно (а может, под спорыньей, но нормальный человек точно так не нарисует); а потом такой эть! и про современность, про атропин из белладонны и его применение. Автор, а мандрагора-то настоящее растение, или нет?
Третий раз мне стоило насторожиться на том самом Митридате, когда внезапно посреди текста выпрыгнуло
“Разве мог он угадать, что его царский герб, горевший в кострах по приказу Помпея, вскоре возродится и на протяжении двух тысячелетий будет служить административным атрибутом двух крупнейших империй. Сначала – Византийской, а затем – и Российской? И – по сей день двуглавый орел парит над Москвой!”
Вот нахуя это? Ну то есть у меня есть подозрение, но… нахуя?
Ощущение, что автор действительно очень хотел выплеснуть свою боль по поводу политических отравлений, но для объема и для минимальной маскировки (привет Чернышевскому) он щедро насыпал баек, исторических анекдотов и своей личной интерпретации.
В общем, я прочитала предисловие и три главы, остальное пролистала, проглядывая по диагонали, поняла, что дальше будет не лучше (и не хуже), и на этом заканчиваю чтение. Путешествие, несмотря на обещание в предисловии, оказалось совсем не захватывающим, и не совсем не по Poisonland’у