Тема стихов неожиданно перетекла в ещё одно мое размышление/воспоминание.
Я никогда не понимала и, кажется, не понимаю до сих пор, зачем нужно было учить стихи в школе по программе? Что это даёт? Ну ок, тренировка памяти, но во время школы ты постоянно что-то учишь и запоминаешь, память и так прекрасно тренируется! Честно, лучше бы вместо целого урока, что тратился на выслушивание 30 одинаковых стихов, время пустили на разбор чего-то интересного, может, ещё одного небольшого произведения. К тому же, ты отчитал и сидишь весь урок и ничего не делаешь!
Знание стихов даст какой-то новый уровень культурный? Да нет, не даст. Большинство стихов максимум через неделю (обычно сразу) просто выветривалось.
Кажется, это просто так исторически сложилось, что учат стихи, а зачем, мало кто задумывается.
Причем, если бы это были стихи на выбор, вопросов к этому у меня было бы меньше. Можно было бы на досуге больше изучить автора (мне бы это было актуально в некоторых случаях), чтобы найти что-то близкое, пусть даже с заданным количество строк от учителя. Но нет, такого не было, учили строго то, что в учебнике, максимум выбор из двух стихов, но это было очень редко.
Ещё один недостаток в этом упражнении памяти - никто из учителей не говорил, как лучше читать вслух, где должно быть логическое ударение и прочее. Да, стихи анализировали с точки зрения его написания, но это никак не отражалось на выразительном чтении. И в принципе никакой разницы, прочел ты выразительно или оттарабанил не было: рассказал без ошибок и запинок - 5. То есть это было именно заучивание, а не чтение наизусть с выражением.
Во время учёбы у меня было две категории стихов: нравятся/легко читаются, или подбешивают.
Стихи первой категории я запоминала быстро, просто и с удовольствием, так потом и рассказывала. Это мог быть даже длинный стих, мне было его проще запомнить, чем более короткий, если он мне не заходил (было всего несколько раз, когда можно было выбрать, что учить у автора, если в учебнике было несколько стихов).
А вот вторая категория просто вымораживала. Те стихи, что мне не нравились, я с огромными усилиями запоминала, забывались моментально, естественно, сразу после урока. Самый бесячий стих был про белую берёзу Есенина. Я его вообще не могла запомнить, учебник от злости летал в стену, я его со второй или третьей попытки рассказала уже отдельно учителю и на трояк, постоянно запиналась (хотя для всех учение стихов = халявная пятерка).. Такая у меня травма Есениным с третьего класса)
Со стихами у меня несколько забавных историй (не только бесячая береза Серёженьки осталась, хотя она, кажется, самая яркая и красочная в моей памяти, пусть и уже 20 лет прошло).
Мы изучали Блока ровно в тот момент, когда по телеку была постоянно реклама МТС с чтением "Ночь, улица, фонарь, аптека" (кстати, очень даже приличная реклама, пересмотрела ее сейчас). На выбор было 2 стихотворения, что выбрал практически весь класс? Правильно! Никто впервые вообще не запаривался, потому что этот стих в голове был у всех. Больше того, я его до сих пор помню наизусть!)) Кажется, один из немногих случаев, когда можно сказать спасибо рекламе. Учитель тогда была слегка расстроена даже, но что она хотела?) Два человека выучили другой стих (не помню, какой), для нее была отрада, что не скрывалось)
Ещё одна история с Маяковским. На выбор было стихотворение про лошадь и про приключение Маяковского на даче.
Приключение мне так зашло, даже вошла в какой-то образ во время чтения наизусть, что сосед рядом сказал, мол, можно и потише читать, я его оглушила)) Видимо, Маяковский во мне проснулся))) Учитель была в восторге)) До сих пор помню неплохо начало и концовку)
В итоге со школы я помню один стих полностью (привет рекламе) и первые строчки ещё нескольких. Всё.
Повысился ли от этого мой культурный уровень? Нет. Считаю ли я, что человек, который знает, условно, Евгения Онегина наизусть, мегаумный/крутой/просвещенный/культурный? Нет, я считаю, что у него хорошая память и много времени)) и я рада, что у человека есть такое увлечение стихами, он может быстро вникнуть, прочувствовать, запомнить. Здорово, что это у него есть, но я не сильна в таком, и очень была недовольна, когда из-под палки приходилось учить в школе. Видимо, моя детская травма есенинской берёзой до сих пор сидит в голове)
Возможно, опять же, с точки зрения памяти, я рано или поздно приду к запоминанию стихов (или наконец возьмусь за английский).. но это будут реально те, что мне нравятся! Те, что откликаются, трогают и ложатся в этот момент.
Спасибо, chaykayf, что натолкнула на эти воспоминания)
Даже не думала, что будут 3 поста о стихах. Как-то неожиданно все это всплыло)