Литература.
Я всю жизнь с самого детства, наверное, не знаю, лет с девяти может, наверное даже раньше - очень много пишу. Я много пишу в блог. Вы даже не представляете насколько много. Огромное количество текстов здесь идет закрытыми записями, просто потому что это обрывки мыслей и пометок, набросков, напоминаний, то есть полная белиберда для стороннего читателя. (Еще очень много всего под катами, куда, как я надеюсь, вообще никто не заглядывает.) Очень часто я начинаю что-то писать и посередине теряют интерес к тесту, опять же скрытыми записями в блоге полно таких обрывков. О вас, между прочим, забочусь, иначе здесь был бы просто поток спама.
Ну то есть он и так здесь есть, но был бы в десять раз больше.
И кроме этого я пишу еще огромное количество добра по работе, где составление концептов - это часть моей профессии большую половину жизни.
Когда я начинаю писать текст - я толком не знаю о чем хочу написать и что в нем будет. Я для этого и пишу - чтобы понять, о чем я хочу написать. Написание текстов стало для меня способом думать, если отнять у меня текстовый редактор - я толком не смогу собрать мысли.
Тут я помню однажды кто-то сказал что у него в отличие от меня нет времени писать тексты. Это сдуреть смешно - я пишу быстрее чем говорю, я пишу со скоростью своей мысли, глядя или не глядя на текст в любом положении я могу полусонным слушать подкаст и одновременно не глядя одной рукой там что-то набивать совершенно другое. Этот текст написан быстрее чем вы его прочитали. Он написан быстрее чем сам я его прочитаю. А я умею быстро читать по диагонали.
Но поток мысли - это только первый слой.
Редактура - второй. Отредактированный текст - это как мысль в квадрате. Я пишу мысль, и пока я ее думаю - мне приходит в голову как можно высказать ее лучше, что в ней лишнее, где можно сделать смешнее, где короче. Представьте, что вы говорите какую-то фразу и тут стоп - отматываете время назад и говорите ее иначе. Это редактура текста. И если текст мне нравится, если я вижу в его основе интересную мысль - я могу перебираю ее десятки раз. И тут начинается самое интересное - потому что с перепрохождением мысль сама по себе начинает меняться, трансформироваться, она становится мне неинтересна и из нее вдруг начинает рождаться другая мысль. В процессе редактуры из одного текста может вылупиться совершенно другой. И это может происходить не один раз. Я страшно люблю когда текст обгоняет читателя, когда он забрасывает идею, и пока читатель еще даже не успел понять к чему она идет - уже забрасывает следующую, а потом еще одну и так далее. Это все делается с помощью редактуры многократным перепрохождением, бывает десятками иногда сотнями проходов.
Но есть и третий слой - это сам нарратив. Ну то есть выше это было просто касалось любого текста о чем угодно. А сюжет - это еще круче.
Это когда ко всему вышеперечисленному добавляется еще игра, описанная мной в прошлом посте. Это уже как мысль в кубе. Текст это чрезвычайно пластичная перетекающая форма нарратива. Ты можешь говорить об одном а на самом деле иметь ввиду другое, намекать при этом на третье и прогонять при этом через точку зрения персонажа, имеющего ввиду что-то четвертое. И при этом акцентировать внимание читателя на чем-то пятом. Ты можешь с огромной скоростью рассказать пятьдесят историй за пять минут, ты можешь парой слов забрасывать концепты огромных сюжетов, и тут же забивать на них, переключившись на что-то другое.
Наконец текст это синхронизация автора с персонажем, это когда ты проваливаешь в поток мысли своего героя, и находишь там то, о чем бы не подумал сам, это когда персонаж сам захватывает повествование и ведет его в какую-то свою сторону, когда он через тебя рассказывает то, что сам ты рассказывать не хотел. Ты конечно можешь его заткнуть, можешь и не мешать.
Любые форматы - это результат мысли.
Текст - это чистая мысль.
А сюжет - это отточенная граненая мысль.
Делать игры для меня - это делать работу. Работу, которую я люблю, но все-таки - работу.
Писать сюжеты текстом - для меня как дышать, или как ходить. Это безусловный инстинкт, часть функционирования моего организма. Ощущение, которое я испытываю при написании текста, это тот случай, когда наиболее применима фраза "как рыба в воде".