Хань Фэй-цзы, Книга закона и порядка. Советы разумному правителю
Ханьский легист, повлиявший на
того самого Ши Хуана. Китайский Макиавелли на минималках. Люблю китайские трактаты: чётко, сухо, по делу - как будто инструкцию к холодильнику читаешь.
Секрет пользования людьми состоит в том, чтобы не обнаружить, что в действительности вы бездеятельны.
Если заставить петуха быть стражем ночи, а кошку ловить мышей, они применят свои способности, и государю тогда нечего будет делать. Когда правитель имеет в чем-либо превосходство и проявит его, тогда в делах не будет совершенства. Если он хвастлив и любит пользоваться своими способностями, низшие его обманут. Если он искусен в речах, милостив и любит жизнь, низшие воспользуются этими способностями.
Путь слушания слов советников состоит в том, чтобы, выслушав сказанное, вновь прослушать основания сказанному. Поэтому расследуют термины для определения положения и выясняют разницу для определения средств категорий. Путь слушания состоит в том, чтобы, слушая, иметь вид пьяного, как бы не понимая, что говорят, дабы заставить высказаться вполне.
Пусть сами сановники высказываются ясно, а я руководствуюсь этим, познаю правильность, тогда сплетение истины и лжи не связывает властителя. Беспристрастие, покой и бездеятельность – свойства пути. Сравнение и сопоставление – форма дела.